На момент публикации решение не вступило в законную силу




Дело № 2-709/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Кребеля М.В.,

при секретаре Кузнецовой И.В.,

с участием представителя заявителя Жданова В.А.,

представителя заинтересованного лица Агджоян А.О.,

рассмотрев в открытом заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Прохоренко Б. П. об обжаловании отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества,

установил:

Прохоренко Б.П. обратился в Октябрьский районный суд г. Томска с заявлением, в котором просит: признать незаконным решение от 12.01.2012 № 01/305/2011-347 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление Росреестра по Томской области) об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: сооружение – хозяйственную площадку, расположенную по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Народная, 2а; обязать произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества: сооружение – хозяйственную площадку, расположенную по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Народная, 2а, а также взыскать с Управления Росреестра по Томской области в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что Управлением Росреестра по Томской области принято решение об отказе ему в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: сооружение – хозяйственную площадку, расположенную по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Народная, 2а, в качестве причины отказа указано, что не представлены документы, необходимые в соответствии с законом о регистрации для государственной регистрации прав. При принятии данного решения Управление Росреестра по Томской области основывалось на том, что на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Народная, 2а, возведено строение, а также на том, что договор аренды земельного участка от 29.10.2007 № ТО-21-17413, заключенный между ним и муниципальным образованием «Город Томск» прекратил свое действие. По его мнению, данное решение является незаконным, так как каких-либо строений на земельном участке, предоставленном ему в аренду, он не возводил, а возведенный объект является сооружением, кроме того, договор аренды земельного участка решением Октябрьского районного суда г. Томска от 06.02.2012 признан действующим.

Заявитель Прохоренко Б.П., будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего заявления, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, представил письменное заявление с просьбой о рассмотрении настоящего гражданского дела в свое отсутствие. Суд, руководствуясь ст. 257 ГПК РФ считает возможным продолжить рассмотрение заявление при настоящей явке.

В судебном заседании представитель заявителя Прохоренко Б.П. – Жданов В.А., действуя на основании доверенности, реестровый № 8-5146 от 07.12.2011, сроком на один год, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и письменном отзыве на заявление, в котором указал, что в момент подачи заявления о государственной регистрации права собственности на объект, договор аренды земельного участка от 29.10.2007 № ТО-21-17413 являлся действующим. Договором четко установлен запрет на возведение каких-либо строений, при этом Прохоренко Б.П. обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение. При подачи заявления были представлены все необходимые для государственной регистрации права собственности документы.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Томской области – Агджоян А.О., действуя на основании доверенности № 100 от 20.12.2011, сроком до 31.12.2012, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, в котором указала, что 11.11.2011 в Управление обратился Прохоренко Б.П. с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение - хозяйственную площадку, по адресу: г. Томск, ул. Народная, 2а. Предметом представленного на государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 29.10.2007 № ТО-21-17413, заключенного между Муниципальным образованием «Город Томск» и Прохоренко Б.П., является земельный участок, местоположение которого: г. Томск, район ул. Народная, 2, площадью 649 кв.м. с учетом установленных постановлением Мэра г. Томска от 26.02.2007 № 471-з и уточненных в ЕГРЗ ограничений, кадастровый номер ..., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - огородничество. Согласно п. 10.1 договора аренды использование указанного земельного участка, возможно без права переоформления в собственность и возведения на нем каких-либо строений. Документов, свидетельствующих о разрешении возведения объектов недвижимости на земельном участке по указанному адресу, на государственную регистрацию не представлено. В письме департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, полученном Управлением Росреестра по Томской области в ответ на запрос от 12.12.2011 указано что 29.07.2011, исх № 01-01-18/8954 департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска Прохоренко Б.П. направлено уведомление об отказе от договора аренды земельного участка в связи с установлением нарушения обязанностей арендатора по использованию земельного участка в нарушение п. 9.3 Договора аренды в соответствии с целями его использования. Договор прекратил свое действие 17.08.2011. Указанные обстоятельства послужили основанием для возникновения у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации и приостановления государственной регистрации 09.12.2011 сроком на 1 месяц. Причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, заявителем устранены не были, поэтому 12.01.2012 Управлением было отказано в государственной регистрации права собственности на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 закона о регистрации в связи тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав.

Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, суд находит заявление Прохоренко Б.П. не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

В данном случае заявителем соблюдены сроки обращения в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий; К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, частью 3 статьи 254 ГПК РФ). К должностным лицам, в частности, относятся: лица, замещающие государственные должности Российской Федерации (должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов), лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации (должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации), лица, замещающие муниципальные должности (выборные должностные лица местного самоуправления, а также лица, замещающие эти должности по контракту);

В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26.2 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 5 ст. 131 ГК РФ отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.

При этом, согласно ч. 6 данной статьи порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.

При этом положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии установлено, что Управление Росреестра по Томской области является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

Из п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.

В силу п. 2 той же статьи к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Согласно п. 1 ст. 19 того же закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.

Из содержания п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что на основании и во исполнение настоящего Федерального закона, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (далее также - федеральный орган в области государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), в пределах своей компетенции вправе издавать методические рекомендации по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п.п. 32 – 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184 (ред. от 19.01.2005) при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона). Рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности: проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества; проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки; проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям; проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации; принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.

Из п. 40 данных методических рекомендаций следует, что Согласно пункту 1 статьи 13 Закона законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения (нотариальная или простая письменная) как в случае регистрации самой сделки, так и в случае регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права. С учетом требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к договорам, при проведении правовой экспертизы (проверке законности сделки) рекомендуется проверять, в том числе следующее: принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися собственниками имущества в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником (статья 9, пункт 1 статьи 20 Закона); соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях (пункты 2 и 3 статьи 209 Кодекса, пункт 1 статьи 20 Закона).

Пунктом 46 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184 (ред. от 19.01.2005) установлено, что при возникновении у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений государственный регистратор в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. При этом рекомендуется принимать во внимание, что согласно пункту 1 статьи 19 Закона представление дополнительных доказательств наличия у заявителя (заявителей) оснований для государственной регистрации (в том числе недостающих документов), а также подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений является правом заявителя. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений (например, запросить указанные сведения, имеющиеся у уполномоченных органов (организаций), в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 8 Закона) и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. По решению государственного регистратора государственная регистрация может быть приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона, в частности, в случае непредставления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, какого-либо из документов, необходимых для проведения государственной регистрации в установленных законодательством Российской Федерации случаях поскольку Законом не предусмотрено иное, представленные на государственную регистрацию документы, в отношении которых у государственного регистратора возникли сомнения в их подлинности или в достоверности содержащихся в них сведений, могут быть направлены на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений (пункт 1 статьи 19 Закона) в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Из п. 1 ст. 17 данного закона следует, что проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

В соответствии с ч. 2 ст. 610 ГК РФ, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

В судебном заседании установлено и признается сторонами, что 11.11.2011 Прохоренко Б.П. обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение - хозяйственную площадку, по адресу: Томская область г. Томск, ул. Народная, 2а. В качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию были представлены: декларация об объекте недвижимого имущества от 10.11.2011; договор аренды земельного участка от 29.10.2007 № ТО-21-17413; дополнительное соглашение от 13.03.2008 к договору № ТО-21-17413 от 29.10.2007, 09.12.2011 государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации права заявителя на данный объект до 09.01.2012, при этом из содержания уведомления Управления Росреестра по Томской области № 01/305/2011-347 от 09.12.2011 следует, что причиной для приостановления государственной регистрации права Прохоренко Б.П. послужило отсутствие документов, свидетельствующих о разрешении возведения объектов недвижимости на земельном участке, расположенном по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Народная, 2а. Указанные обстоятельства также подтверждаются исследованными в судебном заседании: заявлением Прохоренко Б.П. от 11.11.2011, уведомлением Управления Росреестра по Томской области № 01/305/2011-347 от 09.12.2011.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что достаточным основанием для приостановления регистрации права собственности является возникновение у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для регистрации данного права (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Из содержания п.п. 1, 5 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» также следует, что в случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав должно быть выдано заявителю или его представителю лично либо при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя направлено посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении по указанному в таком заявлении или в требовании судебного пристава-исполнителя почтовому адресу.

Доказательств, свидетельствовавших о неполучении Прохоренко Б.П. данного уведомления, либо о его обжаловании в установленном законом порядке суду в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено.

При этом из договора аренды земельного участка № ТО-2117413 от 29.10.2007, заключенного между муниципальным образованием «Город Томск» и Прохоренко Б.П. и дополнительного соглашения № 1 к нему следует, что последнему в аренду на неопределенный срок передан земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Народная, 2.

В рамках проведения государственным регистратором – Н.А. правовой экспертизы по данному регистрационному делу, был направлен запрос от 12.12.2011 в департамент строительства архитектуры и строительства администрации г. Томска, в рамках исполнения которого она просила предоставить следующие сведения: возможно ли возведение арендатором Прохоренко Б.П. на земельному участке, расположенном по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Народная, 2., площадью 649 кв.м., не только строений, но и сооружений (таких как теплица, погреб, хозяйственная площадка).

В данном случае, учитывая положения вышеприведенных норм, правовую природу договора аренды, заключенного на неопределенный срок, отсутствие регистрации права заявителя на указанный земельный участок, а также порядок расторжения такого договора, суд приходит к выводу о том, что государственному регистратору не представлялось возможным проверить сведения о правах Прохоренко Б.П. на земельный участок, в границах которого возведено сооружение с заявлением о регистрации права собственности, на которое он обратился в ином порядке.

Из представленного в рамках исполнения указанного выше запроса департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Томска ответа от 30.12.2011 и приложенных к нему документов (поручения № 560 от 27.12.2011, искового заявления муниципального образования «Город Томск» к Прохоренко Б.П. о сносе самовольной постройки, заявления Прохоренко Б.П. от 04.08.2011, заявления Прохоренко Б.П. от 14.09.2011, уведомления № 01-01-18/8954 от 29.07.2011) следует, что на момент предоставления запрашиваемых сведений договор аренды земельного участка № ТО-2117413 от 29.10.2007 расторгнут (17.08.2011) по инициативе муниципального образования «Город Томск».

Доказательств, свидетельствующих о предоставлении заявителем в Управление Росреестра по Томской области какого-либо документа, устанавливавшего бы (на тот период времени) его право на земельный участок, на котором расположено сооружение, о регистрации прав собственности на которое он обратился, в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Из п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

В силу п. 2 ст. 19 данного закона в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.

Аналогичные рекомендации содержаться и в п. 47 методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184 (ред. от 19.01.2005).

В соответствии с сообщением № 01/305/2011-347 от 12.01.2012 Управления Росреестра по Томской области Прохоренко Б.П. отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: сооружение – хозяйственную площадку, расположенную по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Народная, 2а, в связи с тем, что им не представлены документы, необходимые в соответствии с законом о регистрации доля государственной регистрации прав.

Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 06.02.2012 договор аренды земельного участка № ТО-2117413 от 29.10.2007 признан действующим.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Исходя из заявленных в данном случае требований, в рамках которых оспаривается конкретное решение Управления Росреестра по Томской области, принятое с учетом фактических обстоятельств имевших место на момент его принятия, а также из полномочий Управления Росреестра по Томской области при осуществлении государственной регистрации прав, судом не принимается во внимание решение Октябрьского районного суда г. Томска от 06.02.2012 как не имеющее значение для рассматриваемого дела в связи с более поздней датой его принятия.

В этой связи судом также не принимается во внимание довод стороны заявителя о том, что на момент принятия оспариваемого решения договор аренды земельного участка № ТО-2117413 от 29.10.2007 являлся действующим.

Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств отказа в государственной регистрации, данный отказ Управления Росреестра по Томской области в регистрации права собственности Прохоренко Б.П. на объект недвижимого имущества: сооружение – хозяйственную площадку, расположенную по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Народная, 2а, по представленным последним документам суд находит правомерным и обоснованным.

Довод стороны заявителя о том, что на земельном участке, предоставленном ему в аренду, он строений не возводил, а возведенный объект является сооружением, подлежит отклонению, так как при указанных выше обстоятельствах данный довод не влияет на законность данного решения.

На основании изложенного, требования, заявленные Прохоренко Б.П. не подлежат удовлетворению в полном объеме, а потому нет оснований для взыскная с Управления Росреестра по Томской области расходов по оплате государственной пошлины при обращении с настоящим заявлением в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

В удовлетворении заявления Прохоренко Б. П. об обжаловании отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд.

Председательствующий - судья: М.В. Кребель