РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 мая 2012 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Остольской Л.Б., секретаря Потаниной Ю.С., с участием представителя Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска Щеглова Д.В., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Агджоян А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о приостановлении государственной регистрации, установил: Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г.Томск обратился в Октябрьский районный суд г.Томска с заявлением, в котором просит признать незаконным решение государственного регистратора ... о приостановлении государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок ... обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области устранить в полном объеме препятствие к осуществлению муниципальным образованием «Город Томск» своих прав путем осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/2 долю в праве собственности на указанный земельный участок на основании представленных документов в течение семи дней со дня вынесения решения суда. В обоснование заявленных требований указано, что в Управление Росреестра по Томской области 29.03.2012 было подано заявление о государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок ... На данном земельном участке расположен жилой дом, который находится в муниципальной собственности Города Томска; право муниципальной собственности на жилой дом зарегистрировано. Для регистрации права собственности представителем были представлены все документы. По результатам рассмотрения заявления государственным регистратором ... принято решение о приостановлении государственной регистрации перехода права. Основаниями для принятия решения послужили сомнения в наличии оснований для государственной регистрации. Указанное решение препятствует государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - 1/2 долю в праве собственности на земельный участок по адресу: ... и последующему распоряжению данным имуществом. Земельный участок по адресу: ... предназначен для эксплуатации расположенного на нем жилого дома, находящегося в муниципальной собственности. Указанное использование земельного участка не является предпринимательской или иной экономической деятельностью муниципального образования «Город Томск» или департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска. Представитель Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска Щеглов Д.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. В настоящее время право собственности на 1/2 долю в праве собственности на спорный земельный участок не зарегистрировано. Кроме Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска на данную долю никто не претендует. Основаниями для приостановления, по сути, исходя из уведомления, являются основаниями для отказа. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Агджоян А.О. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержала позицию, изложенную в отзыве, согласно которому 29.03.2012 в Управление обратился Щеглов Д.В. от имени Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томска с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве 1/2), по адресу: .... В качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию был представлен Договор от 31.01.2005г. № 3-кк; абз.2 п.З ст.3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» №137-Ф3 от 25.10.2001. Также на государственную регистрацию было представлено Заявление о государственной регистрации № 01/128/2012-836 от 29.03.2012. В соответствии с записями Единого государственного реестра прав в собственности Муниципального образования "Город Томск" находится жилой дом по адресу ..., следовательно, в силу абз.2 п.3 ст.3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 №137-Ф3 это влечет возникновение права муниципальной собственности на земельный участок. Однако в соответствии с данными ЕГРП на земельный участок, расположенный по адресу: ... зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве 1/2) физического лица - ... Из положений статей 16, 17-19 ЗК РФ, статьи 3.1 Вводного закона в совокупности следует, что разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права публичной собственности и по данному основанию у публично-правового образования может возникнуть право собственности только как у единоличного субъекта собственности на земельный участок, являющийся объектом земельных отношений по смыслу статьи 6 ЗК РФ, а не право на долю в праве общей собственности, участниками которой, наряду с публично-правым образованием, являются граждане или юридические лица. Исходя из буквального толкования пункта 3 статьи 3.1 Вводного закона, у публично-правового образования не может возникнуть в результате разграничения государственной собственности на землю общей долевой собственности на соответствующий земельный участок совместно с гражданином. На этом основании Управление считает, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и в силу чего государственная регистрация права собственности приостановлена на срок с 28.04.2012 по 28.05.2012. Требование об обязании Управление зарегистрировать право собственности удовлетворению не подлежит, так как заявитель оспаривает приостановление государственной регистрации перехода права собственности. Однако, приостановлена государственная регистрация права собственности Муниципального образования. В пределах месячного срока со дня подачи заявления на государственную регистрацию в связи с возникновением сомнений регистрация прав приостанавливается, о чем уведомляется заявитель. Приостановление государственной регистрации по решению регистратора никак нельзя расценивать как уклонение от государственной регистрации. Указанные обстоятельства послужили основанием для возникновения у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации и приостановления государственной регистрации сроком на 1 месяц. Требование произвести регистрационные действия также удовлетворению не подлежит, так как обжалование приостановления государственной регистрации действующим законодательством не предусмотрено. Требование об обязании Управления произвести регистрационные действия удовлетворению не подлежит, поскольку заявителю еще не отказано в государственной регистрации, регистрация только приостановлена. Заслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.1 ст.254 гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии ... Муниципальное образование «Город Томск» является собственником 1/2 доли в праве на жилой дом, ... Согласно сведениям в графе «иные участники общей долевой собственности согласно записям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указано Муниципальное образование «Город Томск» доли в праве 1/4 и 1/4. Согласно п.1 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. Из заявления для регистрации права общей долевой собственности №01/128/2012-836 от 29.03.2012 следует, что Щеглов Д.В., действующий от имени Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска обратился для регистрации права общей долевой собственности на 1/2 долю спорного земельного участка на основании документов: договора от 31.01.2005 №5 кк, абз.2 п.3 ст.3.1 Федерального Закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Однако, в отзыве представитель указывает на то, что Щеглов Д.В. представил договор от 31.01.2005 № 3 кк; абз.2 п.3 ст.3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» №137-Ф3 от 25.10.2001, заявление о государственной регистрации № 01/128/2012-836 от 29.03.2012. Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 29.03.2012 дата окончания срока регистрации – 28.04.2012. В соответствии с уведомлением от 28.04.2012 №01/128/2012-836 государственным регистратором ... приостановлена государственная регистрация прав на 1 месяц – с 28.04.2012 по 28.05.2012. На основании п.1 ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе. В качестве оснований принятия решения о приостановлении в уведомлении от 28.04.2012 №01/128/2012-836 указано, что в соответствии с записями Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП) в собственности Муниципального образования "Город Томск" находится жилой дом по адресу ..., следовательно, в силу абз.2 п.3 ст.3.1 Вводного закона это влечет возникновение права муниципальной собственности на земельный участок. Однако в соответствии с данными ЕГРП на земельный участок, расположенный по адресу: ... зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве 1/2) физического лица. Из положений статей 16, 17-19 ЗК РФ, статьи 3.1 Вводного закона в совокупности следует, что разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права публичной собственности и по данному основанию у публично-правового образования может возникнуть право собственности только как у единоличного субъекта собственности на земельный участок, являющийся объектом земельных отношений по смыслу статьи 6 ЗК РФ, а не право на долю в праве общей собственности, участниками которой, наряду с публично-правым образованием, являются граждане или юридические лица. Исходя из буквального толкования пункта 3 статьи 3.1 Вводного закона, у публично-правового образования не может возникнуть в результате разграничения государственной собственности на землю общей долевой собственности на соответствующий земельный участок совместно с гражданином. Таким образом, представленные на государственную регистрацию прав документы противоречат смыслу абз.2 п.3 ст.3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 №137-Ф3. На основании вышеизложенного документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, что в силу п. 1 ст. 20 Закона является основанием для отказа в государственной регистрации. Срок приостановления государственной регистрации прав - 1 месяц: с 28.04.2012 по 28.05.2012. Суд считает, что в данном случае оснований для приостановления государственной регистрации не имелось, исходя из следующего. В соответствии с п. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации). На основании абз. 1 п. 3 ст. 3.1 Закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. При этом следует учитывать, что процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения ст. 3.1 Закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не изменяют действия других положений данного Кодекса, в том числе статьи 36. Как следует из п. 1, 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, а также в силу положений ст. 19 данного Кодекса не исключена возможность приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность в том числе и для муниципального образования. Таким образом, принимая во внимание, что, как следует из уведомления, на земельный участок, ... зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве 1/2) физического лица, основания для приостановления государственной регистрации права муниципального образования на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на данный земельный участок отсутствовали. Как указано выше, в уведомлении о приостановлении имеется ссылка на то, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, что в силу п. 1 ст. 20 Закона является основанием для отказа в государственной регистрации. Следует отметить, что поскольку право собственности на 1/2 долю спорного земельного участка было зарегистрировано за физическим лицом, приостановление регистрации права муниципальной собственности на него по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Кроме того, в уведомлении не изложены конкретные основания для приостановления государственной регистрации, для того, чтобы заявитель мог представить дополнительные доказательства наличия у него оснований для государственной регистрации прав, представить необходимые для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них). Указание на то, что возникли сомнения, не позволяет, в случае наличия препятствий, устранить их. В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения государственного регистратора ... о приостановлении государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок .... Однако, суд полагает возможным согласиться с доводом представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Агджоян А.О. о том, что требование произвести регистрационные действия незаконно и удовлетворению не подлежит, поскольку заявителю еще не отказано в государственной регистрации, регистрация только приостановлена. На основании изложенного, руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд решил: требования Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о приостановлении государственной регистрации удовлетворить частично. Признать незаконным решение государственного регистратора ... о приостановлении государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томске» на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок ... Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области возобновить проведение государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томске» на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок .... Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска. Председательствующий судья: Л.Б.Остольская Решение в окончательной форме изготовлено 28.05.2012.
Дело № 2-883/12