На момент публикации решение не вступило в законную силу



Дело №2-938/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе

председательствующего судьи Остольской Л.Б.,

секретаря Копышевой М.А.,

с участием представителя Баженовой А.Б. Конько В.Ю.,

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Стрельцовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Баженовой А.Б. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области,

установил:

Баженова А.Б. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее Управление) об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на сооружение – склад цемента, №2, состоящий из 4-х металлических силосов диаметром 5 м. каждый, высотой 5 м., установленных вертикально на кирпичном фундаменте высотой 0,7 м. и кирпичная постройка площадью 25,1 кв.м., площадь застройки 104,00 кв.м., находящееся по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 79/1, стр.54 (далее Сооружение); просит обязать Управление произвести регистрацию перехода права собственности к Баженовой А.Б. на указанное Сооружение. В обосновании своего требования указала, что 01.04.2011 между ней и Обществом с ограниченной ответственностью «...» (далее ООО «...») был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, в соответствии с которым ООО «...» передало в собственность Баженовой А.Б. Сооружение, принадлежащее на праве собственности ООО «...». При обращении 16.04.2012 в Управление для регистрации перехода права собственности заявителю было в этом отказано, в связи с отсутствием заявления о государственной регистрации перехода права собственности от ООО «...». В связи с тем, что указанное общество было ликвидировано, не представляется возможным представить от него соответствующее заявление в регистрирующий орган. Считает, что такое решение Управления препятствует осуществлению всех полномочий собственника.

Заявитель Баженова А.Б., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседания не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила, не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Представитель заявителя Баженовой А.Б. – Конько В.Ю., действующий по доверенности от 01.02.2012, в реестре за №Д-302, сроком на три года, в судебном заседании заявленные требования, письменные объяснения поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что в законе закреплена прямая обязанность Управления самостоятельно запросить в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), в отношении ООО «...». Действия (бездействие) Баженовой А.Б. по предоставлению (непредставление) по собственной инициативе в управление информации о ликвидации ООО «...» не могут являться основанием для отказа и (или) повлиять на возникновение новых оснований, а, следовательно, влиять на принятие решения об отказе в государственной регистрации права.

Представитель заинтересованного лица Управления – Стрельцова С.В., действующая по доверенности от 24.01.2012 №13, сроком до 31.12.2012, с заявлением не согласилась, полагала требования не подлежащими удовлетворению, дополнительно пояснив, что 16.04.2012 в Управление обратился Конько Ю.В., с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение склад цемента, №2, состоящий из 4-х металлических силосов диаметром 5 м. каждый, высотой 5 м., установленных вертикально на кирпичном фундаменте высотой 0,7 м. и кирпичная постройка площадью 25,1 кв.м., площадь застройки 104,00 кв.м., находящееся по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 79/1, стр.54. Заявителю была выдана расписка о том, что им представлен неполный пакет документов на регистрацию, отсутствовало заявление о государственной регистрации перехода права собственности от ООО «...». Заявителем в период с момента подачи заявления на регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости до вынесения решения об отказе в государственной регистрации права не предоставлялись в Управление документы (уведомления), подтверждающие ликвидацию продавца – ООО «...», а, следовательно, в Управлении данные о ликвидации ООО «...»» отсутствовали. Поскольку Управление не обязано направлять какие-либо запросы в отношении установления ликвидации юридических лиц, за исключением наличия сомнений в подлинности документов, факт уведомления Управления о ликвидации юридического лица, являющегося одной стороной в сделке, является обязанностью заявителя. Управление сведений, подтверждающих, что государственный регистратор знала, что предприятие ликвидировано, у представителя Управления Стрельцовой С.В. нет. Полагает, что у заявителя была возможность получить выписку из ЕГРП ЮЛ до марта 2012, содержащую в данном случае сведения о том, что ООО «...» ликвидировано. Даже при представлении этой выписки в регистрации было бы отказано, та как единственным недостатком данной сделки является отсутствие продавца, если бы был продавец, то сделка была бы зарегистрирована. В результате было вынесено решение об отказе в государственной регистрации.

Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление Баженовой А.Б. подлежащим удовлетворению, исходя из сле­дующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с п.2 ст. 1, ст. 9 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) от 21.07.1997 г. № 122 ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

То есть в силу данного требования закона договор, в том числе купли-продажи, является надлежащим правоустанавливающим документом, подтверждающий переход права собственности на имущество.

В силу п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

В судебном заседании установлено, что по договору купли-продажи от 01.04.2011 ООО «...» передало в собственность Баженовой А.Б. сооружение – склад цемента, №2, состоящий из 4-х металлических силосов диаметром 5 м. каждый, высотой 5 м., установленных вертикально на кирпичном фундаменте высотой 0,7 м. и кирпичная постройка площадью 25,1 кв.м., площадь застройки 104,00 кв.м., находящееся по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 79/1, стр.54, а Баженова А.Б. обязуется принять это недвижимое имущество и уплатить за него денежную сумму, указанную в п.2.1 настоящего договора, а именно ... руб.

Факт оплаты Баженовой А.Б. указанного Сооружения подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 01.04.2011 №3 на сумму ... руб.

Факт передачи ООО «...» в собственность Баженовой А.Б. указанного Сооружения подтверждается передаточным актом от 01.04.2011.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В силу ч. 2 ст. 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Поскольку Законом о регистрации не урегулирована процедура государственной регистрации перехода права собственности и регистрации права на основании заявления одной стороны сделки в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о регистрации, то в силу п. 1 ст. 6 ГК РФ необходимо и возможно применить положения гражданского законодательства, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности и регистрации права на основании заявления одной стороны сделки, не требующей нотариального удостоверения, в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о регистрации. В таком случае положения п. 3 ст. 551 ГК РФ подлежат применению по правилу об аналогии закона.

Согласно п. 3 ст. 551 ГК РФ в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации. При указанных обстоятельствах государственная регистрация перехода права собственности производится на основании решения суда.

Согласно п.1 ст.16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им.

В соответствии с ч.1 ст. 17 названного федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются такие правоустанавливающие документы, как договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Частью 1 ст. 18 Закона о регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Из расписки в получении документов на государственную регистрацию следует, что для государственной регистрации сделки купли-продажи и для перехода права собственности на Сооружение, Конько В.Ю. в Управление были предоставлены следующие документы: заявление от 16.02.2012 №01/020/2012-821, квитанция от 16.02.2012 №0254, доверенность от 01.02.2012, реестр. № Д-302, вышеуказанный договор купли-продажи от 01.04.2011, передаточный акт от 01.04.2011.

В абзаце 9 п. 2 ст. 16 Закона о регистрации установлено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица, запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней) в отношении таких лиц, если такая выписка не была представлена заявителем по собственной инициативе.

16.04.2012 Баженова А.Б. обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на Сооружение. Однако 16.04.2012 было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на Сооружение в связи с отсутствием заявления о государственной регистрации перехода права собственности от ООО «...», что подтверждает сообщение об отказе от 16.04.2012 №01/020/2012-821.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 11.03.2012 №11 ООО «...» ликвидировано, о чем ... в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.

Таким образом, довод представителя заинтересованного лица Управления относительно того, что заявителем Баженовой А.Б. в период с момента подачи заявления на регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости до вынесения решения об отказе в государственной регистрации права не предоставлялись документы (уведомления), подтверждающие ликвидацию ООО «...», является несостоятельным, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность заявителя предоставлять какие-либо документы, подтверждающие ликвидацию одной из сторон сделки – юридического лица.

Исходя из установленного и вышеприведенных положений закона, суд считает, что Баженовой А.Б. были предоставлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на Сооружение.

Следовательно, имелись все основания для государственной регистрации перехода права собственности на Сооружение, а отказ Управления в этом неправомерен.

В соответствии с п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать следующее.

Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ.

Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.

В то же время регистрация перехода права собственности к покупателю на основании судебного решения не является препятствием для оспаривания учредителями ликвидированного продавца или иными заинтересованными лицами права покупателя на недвижимое имущество.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об отказе Баженовой А.Б. в государственной регистрации перехода права собственности на сооружение – склад цемента, №2, состоящий из 4-х металлических силосов диаметром 5 м. каждый, высотой 5 м., установленных вертикально на кирпичном фундаменте высотой 0,7 м. и кирпичной постройки площадью 25,1 кв.м., площадь застройки 104,00 кв.м., находящееся по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 79/1, стр.54, является незаконным.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч.1 ст. 258 ГПК РФ). Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

требования Баженовой А.Б. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об отказе в государственной регистрации перехода права собственности.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... произвести регистрацию перехода права собственности к Баженовой А.Б. на сооружение – склад цемента, №2, состоящий из 4-х металлических силосов диаметром 5 м. каждый, высотой 5 м., установленных вертикально на кирпичном фундаменте высотой 0,7 м. и кирпичной постройки площадью 25,1 кв.м., площадь застройки 104,00 кв.м., находящееся по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 79/1, стр.54 от ООО «...» ....

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Судья Л.Б. Остольская

Решение в окончательной форме изготовлено 4.06.2012.