На момент публикации решение не вступило в законную силу



Дело № 2-919/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2012 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Бессоновой М.В.,

при секретаре Потаниной Ю.С.,

с участием

представителя истца

помощника прокурора г. Томска Маликовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Томска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Соснину А.А. о запрете использования платежного терминала,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Томска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Соснину А.А., в котором просил запретить ответчику использовать для приема платежей физических лиц необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, расположенный по адресу: .... В обоснование заявленных требований указал, что ответчику принадлежит платежный терминал, расположенный по указанному адресу, который, в нарушение Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ не оборудован контрольно–кассовой техникой.

Представитель истца - помощник прокурора г.Томска Маликова Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ИП Соснин А.А. в судебном заседание, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует телефонограмма, не явился, причин неявки не сообщил. Суд, в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего:

На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п.3 ст.2 Федерального закона от 03.06.2009. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Как следует из п.п.4 - 6 ст.2 указанного закона, оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

В соответствии с ч.12 ст.4 платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Согласно ст.5 указанного закона, прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать обязательные реквизиты: наименование документа - кассовый чек; наименование оплаченного товара (работ, услуг); общую сумму принятых денежных средств; размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; адрес места приема денежных средств; наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

В силу ч.ч. 1, 4 ст.6 Федерального закона от 03.06.2009. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона; прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; прием денежных средств, вносимых плательщиками; печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств. Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Частью 3 ст.8 закона предусмотрено, что после 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003. № 54-ФЗ, обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Из содержания приведенных норм следует, что индивидуальный предприниматель, применяющий платежный терминал, обязан использовать контрольно-кассовую технику в составе этого платежного терминала.

В судебном заседании установлено, что ИП Соснин А.А. является платежным субагентом по приему платежей у физических лиц через платежный терминал, установленный по адресу: .... Платежный терминал используются ИП Сосниным А.А. без контрольно-кассовой техники. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.

Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ... года в Единый Государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации Соснина А.А. в качестве индивидуального предпринимателя. ... года ответчик поставлен на учет в налоговом органе, что подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ.

Факт нарушения ответчиком вышеуказанных норм закона подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

Как следует из Акта проверки исполнения законодательства при эксплуатации индивидуальными предпринимателями платежных терминалов от 13.04.2012 года, проверкой установлено, что в помещении по адресу: ..., установлен платежный терминал ..., принадлежащий ответчику, при перечислении денежных средств кассовый чек установленной формы выдан не был, что также подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 13.04.2012 года.

В связи с чем, в отношении Соснина А.А. был составлен протокол об административном правонарушении №3403 от 16.04.2012 года о привлечении последнего к административной ответственности по ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Из объяснений Соснина А.А., данных им при составлении указанного протокола об административном правонарушении от 16.04.2012 года следует, что контрольно-кассовая техника не установлена по причине нехватки денежных средств.

Как следует из постановления ИФНС России по г.Томску от 26.04.2012 года ..., при проверке платежного терминала ..., расположенного по адресу: ..., и используемого Сосниным А.А., установлено, что при оплате услуг сотовой связи контрольно-кассовая техника не применена, ответчик привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, суд считает установленным, что ИП Сосниным А.А. осуществляется деятельность по приему платежей у физических лиц с помощью платежных терминалов в нарушение требований Федеральных законов от 03.06.2009. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», от 22.05.2003. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», без использования контрольно–кассовой техники, а потому исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора г.Томска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Соснину А.А. о запрете использования платежного терминала – полностью удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю Соснину А.А. использование для приема платежей физических лиц необорудованного контрольно-кассовой техникой платежного терминала, расположенного по адресу: ....

Взыскать с индивидуального предпринимателя Соснина А.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Томска в Томский областной суд в течение одного месяца, через суд, вынесший настоящее решение.

Председательствующий судья М.В. Бессонова