РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 мая 2012 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Бессоновой М.В., секретаря Шамсутдиновой Ю.А., с участием заявителя Чуяшова К.П., представителя заинтересованного лица Кравцева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чуяшова К.П. об обжаловании действий администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области, установил: Чуяшов К.П. обратился в Октябрьский районный суд г. Томска с заявлением, в котором просит постановление о признании его наркозависимым и постановке на профилактический учет отменить. В обосновании заявления указал, что по прибытию в колонию для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-2 узнал от начальника отряда №1, что он состоит на профилактическом учете, пояснив при этом, что данные бумаги были направлены из следственного изолятора ФКУ СИЗО-1 г. Томска. Считает, что действия сотрудников администрации ФКУ СИЗО-1 г. Томска незаконны, поскольку на комиссию его не вызывали; постановления он не получал; не расписывался; на учете в наркологическом диспансере не состоял; за период нахождения в ФКУ СИЗО-1 г. Томска и ФКУ ИК-2 случаи, связанные с наркотиками зафиксированы не были; тем самым был лишен права на защиту. В судебном заседании Чуяшов К.П. поддержал заявленные требования в полном объеме. Дополнительно пояснил, что не согласен с тем, что он употреблял наркотики, наркоманом не является. Никаких следов, подтверждающих то, что он когда-то принимал наркотические средства, у него на теле нет, и никаким врачом он не осматривался. Постановка на профилактический учет имеет большое значение, за ним устанавливается контроль, что повлияет на условно-досрочное освобождение, администрация колонии не будет поддерживать его ходатайство об условно-досрочном освобождении. Ему не ясно, на каком основании он состоит на учете. Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области Кравцев С.В., действующий на основании доверенности от 10.01.2012 года, в судебном заседании пояснил, что заявление Чуяшова К.П. не подлежит удовлетворению. Учреждением соблюден порядок и условия постановки осужденного Чуяшова К.П. на профилактический учет. Работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственном изоляторе и состоящими на профилактическом учете проводится в соответствии с требованиями: приказа МЮ РФ № 333 от 20.11.2006 года - «Об утверждении Инструкции по профилактики правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы», приказов, распоряжений и методических указаний УФСИН России по Томской области. Профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение обстоятельств, способствующих их совершению, а так же установлению лиц, от которых с наибольшей вероятностью следует ожидать совершения правонарушений, и оказания на них корректирующего воздействия. Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждении, посредством системы специальных мероприятий, направленных на предупреждение (предотвращение и пресечение) противоправных действий. Профилактическая работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете учреждения, проводится в форме индивидуальных воспитательных бесед разъяснительного и профилактического характера. По состоянию на 15.05.2012г. на профучете учреждения состоят 50 человек. На профилактическом учете как активные участники группировки отрицательной направленности состоят 3 человек. Не реже 1 раза в месяц проводятся индивидуальные профилактические беседы, результаты которых отражаются в дневниках. Всего с начала года сотрудниками отдела по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными было проведено 256 индивидуально-воспитательных бесед профилактического характера. Также сотрудниками отдела воспитательной работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными проводится работа по выявлению возникающих конфликтных ситуаций между подучетными лицами и другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, принимают меры к их разрешению и урегулированию. При этом, на условно-досрочное освобождение не влияет постановка на профилактический учет. Заслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, а также Декларацией прав и свобод человека и гражданина каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и деяния должностных лиц, государственных органов могут быть обжалованы в суд. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 регламентирует, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно пунктам 67, 69 Минимальных стандартных Правил обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., необходима классификация осужденных с целью отделения осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделения осужденных на категории, облегчающие работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе. В кратчайший срок после приема каждого заключенного и на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей. Пункт 12 Рекомендации N Rec (2003) 23 Комитета министров Совета Европы государствам-членам об осуществлении исполнения наказания в виде пожизненного заключения и других длительных сроков заключения администрациями мест лишения свободы закрепляет, что администрация места лишения свободы обязана определять, представляет ли собой конкретный заключенный опасность для других. Определенная мера опасности должна включать в себя вред (ущерб) другим заключенным, лицам, работающим в учреждении или навещающим тюрьму, или обществу и вероятность побега или совершение нового серьезного преступления во время тюремного отпуска или после освобождения. В Рекомендации N Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы к государствам-членам (Европейских пенитенциарных правилах) также указано, что как только это станет возможным после поступления, должна проводиться оценка заключенных на предмет того, создают ли они угрозу для безопасности других заключенных или лиц, работающих в пенитенциарных учреждениях или посещающих эти учреждения, и есть ли вероятность того, что они сами могут нанести себе вред. Должны быть разработаны процедуры, обеспечивающие безопасность заключенных, персонала пенитенциарного учреждения и всех посетителей и снижающие до минимума риск насилия и других событий, которые могут поставить под угрозу безопасность (пункт 52). Частью 2 ст.10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. В силу статьи 4 названного Кодекса федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. N 333 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция), регламентирующая порядок организации и проведения мероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (пункт 1). Пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, установлено, что данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний. При этом подпунктом 3 пункта 7 указанного Положения Минюст России наделен полномочием на самостоятельное принятие нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности. Следовательно, Инструкция принята уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросу, относящемуся к его компетенции. В соответствии с пунктом 3 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - учреждения УИС), посредством системы специальных мероприятий, направленных на предупреждение (предотвращение и пресечение) противоправных действий. Деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью не допустить реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное преступление (на стадии покушения). Работа по предупреждению правонарушений направлена на нейтрализацию или ликвидацию причин и условий, способствующих их совершению, с использованием мер воздействия на определенные факторы и лиц с устойчивым противоправным поведением. В соответствии с п.23. "Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", утвержденной Приказом Минюста РФ от 20.11.2006 N 333 на профилактический учет берутся осужденные (подозреваемые и обвиняемые) склонные к употреблению, сбыту и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков. В силу п.25 "Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", утвержденной Приказом Минюста РФ от 20.11.2006 N 333 инициатором постановки на профилактический учет может быть любой работник или сотрудник учреждения УИС, контактирующий с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми) в сфере уголовно-исполнительных отношений. Согласно п.32 "Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", утвержденной Приказом Минюста РФ от 20.11.2006 N 333 по результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии в обязательном порядке фиксируется в протоколе, утвержденном начальником учреждения УИС и подписанном членами комиссии. В силу п.37 "Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", утвержденной Приказом Минюста РФ от 20.11.2006 N 333, при поступлении в исправительную колонию осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки подучетных лиц, такие осужденные автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комиссии исправительного учреждения в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются работники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. Результаты рассмотрения и решение комиссии оформляются протоколом. По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации исправительного учреждения, где вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета. В судебном заседании установлено, что Чуяшов К.П. 26.09.2011 года был поставлен на учет, как склонный к употреблению наркотических средств, что подтверждается рапортом ... ФКУ СИЗО-1 В.П. от 26.09.2011 года, протоколом заседания комиссии по рассмотрению материалов о постановке на профилактический учет подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФБУ ИЗ-70/1 УФСИН России по Томской области от 26.09.2011 года №40 (п.23 Приказа Минюста РФ от 20.11.2006 года №333). При этом, как следует из указанного протокола заседания комиссии, Чуяшов К.П. присутствовал при рассмотрении вопроса о постановке его на профилактический учет. Как следует из учетной карточки Чуяшов К.П. поставлен на профилактический учет как склонный к употреблению наркотический веществ (п.23 Приказа Минюста РФ от 20.11.2006 года №333). Из представленной медкарты Чуяшова К.П. следует, что при осмотре Чуяшова К.П. психиатром 26.09.2011 года при поступлении в СИЗО-1 г. Томска были обнаружены на правом предплечье "дороги" и установлено, что он употреблял внутривенно опий, героин с 2004 года по 2008 год. Также в медкарте имеется карта больного наркоманией, из которой следует, что Чуяшов К.П. употреблял наркотики с 2004 года по 2008 год; тип наркотика – опий, героин; на учете не состоит, стационарно не лечился; диагноз – героиновая наркомания; лечение не требуется; на правом предплечье наличие проколов, темных пятен, кровоподтеков. В соответствии с рапортом начальника отряда ФКУ ИК-2 УФСИН России по ТО от 19.03.2012 года, он, рассмотрев материалы в отношении осужденного Чуяшова К.П., установил, что осужденный был поставлен на профилактический учет как склонный к употреблению наркотических средств 26.09.2011 года в ФКУ СИЗО-1. В связи с чем, полагал поставить на профилактический учет Чуяшова К.П., как склонного к употреблению, сбыту и приобретению наркотических средств. Из протокола заседания комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области по рассмотрению материалов о постановке на профилактический учет подозреваемых, обвиняемых и осужденных от 19.03.2012 года, следует, что Чуяшов К.П. поставлен на профилактический учет, как склонный к употреблению, сбыту и приобретению наркотических средств, согласно п.23 приказа №333 МЮ РФ от 20.11.2006 года. Свидетель В.П. в судебном заседании показал, что работает ... в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области, для постановки на профилактический учет, после осмотра осужденного, он при необходимости подает рапорт, который проверяется оперативными службами, после чего созывается комиссия и принимается решение. Он производил осмотр Чуяшова К.П. по прибытии его в СИЗО-1 г. Томска, всю информацию по поводу того, с какого времени осужденный употреблял наркотические средства и какие наркотические средства ему сообщил сам Чуяшов К.П. после того, как им были обнаружены "дороги" на правом предплечье осужденного. Поскольку жалоб от Чуяшова К.П. по поводу наркотической зависимости не поступило, никакого лечения ему назначено не было. Доводы заявителя о том, что постановка на профилактический учет нарушает его права тем, что в связи с эти ему Администрацией колонии будет отказано в представлении его на условно-досрочное освобождение и повлияет на решение суда при разрешении данного вопроса, опровергается следующим. В силу ч.1 ст.79 УК РФ лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания. По смыслу ст. 79 УК РФ основанием условно-досрочного освобождения является признание судом того факта, что лицо встало на путь исправления и не нуждается в полном отбывании назначенного ему наказания. При этом учитывается поведение осужденного за весь период отбывания наказания. В силу п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 N 8 (ред. от 09.02.2012) "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания" Суды не вправе отказать в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания по основаниям, не указанным в законе, таким, как наличие прежней судимости, мягкость назначенного наказания, непризнание осужденным вины, кратковременность его пребывания в одном из исправительных учреждений и т.д. Взыскания, наложенные на осужденного за весь период отбывания наказания, с учетом характера допущенных нарушений подлежат оценке судом в совокупности с другими характеризующими его данными. При этом наличие или отсутствие у осужденного взыскания не может служить как препятствием, так и основанием к его условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Анализируя вышеизложенные нормы права, суд считает, что постановка Чуяшова К.П. на профилактический учет не повлияет на возможность подачи им ходатайства об условно-досрочном освобождении, поскольку при решении данного вопроса суд учитывает только то, что лицо встало на путь исправления, у него отсутствуют действующие взыскания и не нуждается в полном отбывании назначенного ему наказания. Постановка на профилактический учет не является мерой дисциплинарного взыскания и не относится к основаниям, предусмотренным законом, запрещающим условно-досрочное освобождение. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что гарантированные Конституцией РФ государственная защита прав и свобод Чуяшова К.П. обжалуемыми действиями администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области, не нарушались, препятствия к правосудию и к осуществлению его прав и свобод не создавались, какая-либо обязанность на него не возлагалась, к ответственности он не привлекался. Порядок постановки на профилактический учет Администрацией СИЗО-1 не нарушен. Таким образом, в совокупности проанализировав представленные в материалы дела доказательства, основываясь на приведенных нормах законодательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных Чуяшовым К.П. требований не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Чуяшова К.П. об обжаловании действий администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области - отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска. Председательствующий судья М.В. Бессонова
Дело № 2-891/2012