Дело № 2-956/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 июня 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Бессоновой М.В., при секретаре Потаниной Ю.С., с участием представителя истца Старикова А.М., рассмотрев в открытом заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению Стариковой Т.А. об обжаловании решения Администрации Октябрьского района г.Томска, УСТАНОВИЛ: Старикова Т.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение администрации Октябрьского района г. Томска от 24.04.2012 года №731 об отказе Стариковой Т.А. в переводе помещения по адресу: ... из жилого помещения в нежилое помещение с проведением перепланировки и переустройства переводимого помещения. В обоснование своих требований указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: .... 19.04.2012 года она обратилась в администрацию Октябрьского района города Томска с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение. Согласно расписки № 238 от 19.04.2012 года заявление, со всеми приложенными документами, администрацией принято. 24.04.2012 года администрацией Октябрьского района г. Томска ей было отказано в переводе указанного жилого помещения в нежилое помещение. В качестве обоснования отказа в переводе в уведомлении № 731 указано, что перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома и влечет за собой уменьшение размера общего имущества, на что в силу ч. 3 ст. 36 ЖК РФ требуется согласие всех собственников помещений в доме. Администрацией района указано, что ею таких документов при подаче заявления о переводе представлено не было. Кроме того, по мнению администрации, ею уже самовольно проведены работы по перепланировке и переустройству переводимого помещения, что также является основанием для отказа в переводе помещения по п. 4 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ. Считает, что данным решением нарушены её права и свободы, а также созданы препятствия к осуществлению её прав и свобод. Указанные в ч.2 ст.23 ЖК РФ документы ею были представлены в полном объеме, что подтверждается выданной администрацией района распиской. В силу ч.3 ст.23 ЖК РФ орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных частью 2 ст. 23 ЖК РФ. Считает, что администрация района нарушила требования ч. 3 ст. 23 ЖК РФ, что является основанием для признания оспариваемого решения незаконным. Утверждение администрации о том, что перевод квартиры, принадлежащей ей на праве собственности из жилого в нежилое помещение связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома, считает неверным, поскольку оно не подтверждено никакими доказательствами, из представленных ею документов не следует, что перевод квартиры требует реконструкции всего дома. Бездоказательный довод является голословным и не может являться основанием для ограничения её законных прав, как собственника недвижимого имущества распоряжаться им по своему усмотрению. Кроме того, администрацией района в оспариваемом решении утверждается, что перевод её жилого помещения в нежилое, повлечет за собой уменьшение размера общего имущества. Данное утверждение также является незаконным. В оспариваемом решении не указано, какое конкретно общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме будет уменьшено в результате перевода квартиры из фонда жилых помещений в фонд нежилых помещений. Довод администрации Октябрьского района г. Томска о том, что работы по перепланировке и переустройству переводимого помещения уже самовольно осуществлены также не основан на доказательствах и является голословным. Более того, указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в переводе жилого помещения в нежилое. Ссылка в обжалуемом решении на п. 4 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ необоснованна, доказательств несоответствия проекта переустройства и\или перепланировки жилого помещения требованиям законодательства администрацией Октябрьского района г. Томска не приведено. Других оснований отказа в переводе помещения по адресу: ... из жилого помещения в нежилое помещение с проведением перепланировки и переустройства, администрацией Октябрьского района г. Томска не указано. Заявитель Старикова Т.А., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие. При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя. Представитель заявителя Стариковой Т.А. – Стариков А.М., действующий на основании доверенности от 02.05.2012 года, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что администрацией района не было представлено суду доказательств, подтверждающих правомочность принятого решения от 24 апреля № 731. Так, в силу п. 1 Положения о приемочной комиссии администрации Октябрьского района г. Томска, утвержденного Постановлением мэра г. Томска от 6 февраля 2006 года № 45 приемочная комиссия администрации Октябрьского района г.Томска (далее - Комиссия) утверждается мэром г. Томска по представлению главы администрации района. В силу п. 8 указанного положения, решения Комиссии принимаются на заседаниях Комиссии. Решение комиссии считается правомочным, если на заседании присутствовало более половины назначенных членов Комиссии и за решение проголосовало более половины от числа присутствующих членов Комиссии. Однако, в судебное заседание документ, подтверждающий пофамильный список членов Комиссии, утвержденный мэром г. Томска, представлен не был. Администрацией не принято во внимание, что площадь лоджии и так принадлежит Стариковой Т.А. и не относится к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома, в силу чего на её присоединение и изменение конфигурации не требуется их согласия, поскольку указанные действия относятся к перепланировке помещения. Из представленных в материалы дела доказательств следует, что наружная стена не является общим имуществом собственников жилого дома, поскольку она не является несущей и ограждает только .... Не указано, какие конкретно, предусмотренные ст. 1 Градостроительного кодекса РФ параметры дома (высота, количество этажей, площадь, объем) изменятся. Площадь всего многоквартирного дома не изменится, поскольку площадь присоединяемой лоджии и в настоящее время учтена в общей площади жилого дома. Тот факт, что в настоящее время она, в силу ч. 5 ст. 15 ЖК РФ не отнесена к жилой площади, не влияет на утверждение о неизменности общей площади жилого дома. Для обустройства отдельного входа (крыльца) на придомовом земельном участке, согласие всех собственников помещений дома, в силу положений Жилищного кодекса РФ, не требуется. Более того, из текста обжалуемого решения администрации Октябрьского района, не следует про уменьшение земельного участка, в силу чего указанные утверждения к заявленному спору не относятся. Внешние стены дома по ... не являются несущими. В связи с чем, для уменьшения площади внешних стен, ограждающих ..., не требуется согласия всех собственников дома. Более того, площадь внешних стен в результате переустройства и перепланировки, необходимой для перевода в нежилое помещения, не уменьшится. Утверждения администрации Октябрьского района о том, что Стариковой Т.А. уже проведены работы, связанные переводом помещения в нежилой фонд голословны и не подтверждены никакими доказательствами. Приложенные жалобы соседей и управляющей компании не имеют отношения к рассматриваемому делу и вызваны иными обстоятельствами, не связанными с переводом жилого помещения в нежилое. Доказательственного значения они также не имеют. Представитель заинтересованного лица Администрации Октябрьского района г. Томска – Кунтикова Ж.А., действующая на основании доверенности № 2 от 10.01.2012 года, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, при таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. Как следует из представленного представителем администрации Октябрьского района г. Томска отзыва, Старикова Т.А. являясь собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., обратилась в администрацию Октябрьского района Города Томска с заявлением о переводе принадлежащего ей жилого помещения в нежилое, к которому были приложены правоустанавливающие и технические документы на указанную выше квартиру, справка о том, в что в квартире никто не зарегистрирован, выписка из ЕГРП от 06.04.2012, а также выполненная ООО "Томскремстройпроект" проектная документация переустройства квартиры, расположенной по адресу: .... Заявление Стариковой Т.А. было рассмотрено приемочной комиссией администрации Октябрьского района г. Томска и было принято решение об отказе в переводе принадлежащей указанному лицу на праве собственности квартиры ..., расположенной на первом этаже десятиэтажного дома в нежилое помещение с проведением перепланировки и переустройства переводимого помещения на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ по следующим основаниям: так как перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома и влечет за собой уменьшение размера общего имущества, а в соответствии с ч.3 ст. 36 ЖК РФ требуется согласие собственников всех помещений в многоквартирном доме, которое заявителем не представлено; работы по перепланировке и переустройству переводимого помещения заявителем уже самовольно произведены. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). В соответствии с решением Думы г. Томска от 15.09.2005 № 1000 "Об учреждении органов администрации Города Томска и утверждении положений об органах администрации" администрация Октябрьского района Города Томска организует работу приемочной комиссии по переводу жилых помещений в нежилые и нежилых - в жилые. В соответствии с Постановлением Мэра города Томска от 06.02.2006 N 45 (ред. от 26.12.2009) "О предоставлении полномочий органам администрации г. Томска по осуществлению перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения и принятию решений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений" (вместе с Положением о приемочной комиссии администрации Октябрьского района г. Томска) полномочия по осуществлению перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, принятию решений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных в границах внутригородской территории, возложены на администрации соответствующих районов г. Томска. Следовательно, администрация Октябрьского района Города Томска наделена полномочиями по принятию решений о переводе или об отказе в переводе жилых помещений, расположенных на территории Октябрьского района г. Томска в нежилые. Из представленной заявителем проектной документации переустройства квартиры, расположенной по адресу: ... выполненной ООО "Томскремстройпроект" следовало, что в процессе перепланировки площадь принадлежащего заявителю жилого помещения увеличивалась за счет присоединения площади части лоджии, расположенной со стороны фасада, обустраивался отдельный вход путем демонтажа оконного проема и подоконной части наружной стены дома. В связи с чем, в результате работ, произведенных согласно указанному проекту изменяются конфигурация и площадь переводимого помещения. Так как лоджия не входит в состав квартиры и ее площадь не входит в площадь квартиры, присоединение лоджии повлечет за собой изменение конфигурации наружной стены дома, площади квартиры и, как следствие, площади всего многоквартирного жилого дома, то есть, изменятся параметры объекта капитального строительства, что является реконструкцией, о которой ничего не сказано в представленной на рассмотрение комиссии проектной документации, выполненной ООО "Томскремстройпроект". Из положений закона (ст. ст. 22, 36, 40 ЖК РФ) следует, что для перевода жилого помещения в нежилое, связанного с уменьшением размера общего имущества (ограждающих конструкций) и обустройством отдельного входа (крыльца) на придомовом земельном участке, необходимо получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Несущие стены и ограждающие конструкции предназначены для обеспечения безопасной эксплуатации всего дома и в соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ и подп. "в" п. 2 раздела 1 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, относятся к общему имуществу всех собственников помещений в нем, в связи с чем, действия по частичной разборке несущей стены требуют обязательного согласия собственников помещений, находящихся в многоквартирном доме, согласно п. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ. Поскольку документы, подтверждающие согласие собственников всех помещений в многоквартирном доме на осуществление перепланировки помещения, затрагивающей несущую стену дома, заявителем представлены не были, администрация не вправе была принимать решение о переводе в соответствии с представленным проектом до получения указанного документа. Кроме того, в администрацию Октябрьского района Города Томска, Мэру Города Томска, прокурору Октябрьского района г. Томска поступила коллективная жалоба от собственников помещений ..., согласно которой с 27.03.2012 собственник ... Старикова Т.А. осуществляет работы по перепланировке, демонтажу перегородок и переводу жилого помещения в нежилое. Собственники возражали против проведения работ демонтажу ограждающих конструкций, а также использования земельного участка для оборудования отдельного входа в переводимое помещение. На основании изложенного, считает, что решение администрации Октябрьского района Города Томска от 24.04.2012 № 731 об отказе Стариковой Т.А. в переводе помещения по адресу: ... из жилого помещения в нежилое помещение с проведением перепланировки и переустройства переводимого помещения является законным, а заявление Стариковой Т.А. удовлетворению не подлежит. Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению, исходя из следующего. В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Согласно ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Статьей 6 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлено, что жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства, предусмотренным главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Так, согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно статьям 289, 290 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общие помещения дома, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В соответствии с п.1 ст.246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. В соответствии с ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Из ч. 2 ст. 23 ЖК РФ следует, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет заявление о переводе помещения, правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения), поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи. Однако в соответствии с п.3 ч.1 ст.36 ЖК РФ, подпунктом «в» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2008 № 491, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) относятся к общему имуществу в многоквартирном доме. При этом в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства является одним из оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое. Из ч.2 ст.36 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Согласно ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. На основании ч.3 ст.36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. В силу ч.2 ст.40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»). В судебном заседании установлено, что Старикова Т.А. является собственником квартиры, по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от .... В судебном заседании так же установлено, что Старикова Т.А. 19.04.2012 года обратилась в Администрацию Октябрьского района г. Томска с заявлением о переводе из жилого помещения, расположенного по адресу: ... нежилое помещении с проведением перепланировки и переустройства переводимого помещения. К заявлению были приложены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права от ...; справка о составе семьи от 18.04.2012 года; выписка из ЕГРП от ...; заключение экспертизы от 12.03.2012 года ЗАО ЦПНТП "Пирант-Т", согласно которому технические решения, принятые в рабочем проекте по переустройству ... по адресу: ... под офисные помещения, соответствуют требованиям норм и правил пожарной безопасности; заключение УГИБДД УМВД России по Томской области от 16.04.2012 года, из которого следует, что Госавтоинпекция согласовывает проект перепланировки ... под офисные помещения по адресу: ...; экспертное заключение на проект перепланировки и переустройства квартиры от 12.03.2012 года №167/12 ООО "Томский экспертный центр", согласно которому проект перепланировки и переустройства ... жилого дома под нежилое помещение по адресу: ... соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам; проектная документация ООО "Томскремстройпроект" переустройства квартиры под нежилое помещение; пояснительная записка к проектной документации переустройства квартиры под нежилое помещение; ответ Томского областного центра технической инвентаризации от 23.05.2012 года №509; выписка из ЕГРП от ... .... 24.04.2012 года администрацией Октябрьского района г. Томска на основании п.4 ч.1 ст. 24 ЖК РФ было отказано Стариковой Т.А. в переводе помещения по адресу: ... ... из жилого помещения в нежилое помещение, поскольку перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома и влечет за собой уменьшение размера общего имущества, в соответствии с ч.3 ст.36 ЖК РФ требуется согласие всех собственников помещений в доме на уменьшение размера общего имущества путем его реконструкции. Кроме того указано, что работы по перепланировке и переустройству переводимого помещения Стариковой Т.А. уже самовольно проведены, о чем свидетельствует уведомление администрации Октябрьского района г. Томска от 24.04.2012 года №731. Как следует из решения Думы г. Томска от 15.09.2005 № 1000 "Об учреждении органов администрации Города Томска и утверждении положений об органах администрации" администрация Октябрьского района Города Томска организует работу приемочной комиссии по переводу жилых помещений в нежилые и нежилых - в жилые. В соответствии с Постановлением Мэра города Томска от 06.02.2006 N 45 (ред. от 26.12.2009) "О предоставлении полномочий органам администрации г. Томска по осуществлению перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения и принятию решений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений" (вместе с Положением о приемочной комиссии администрации Октябрьского района г. Томска) полномочия по осуществлению перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, принятию решений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных в границах внутригородской территории, возложены на администрации соответствующих районов г. Томска. Следовательно, администрация Октябрьского района г.Томска наделена полномочиями по принятию решений о переводе или об отказе в переводе жилых помещений, расположенных на территории Октябрьского района г. Томска в нежилые. Из решения о переводе жилого помещения в нежилое от 24.04.2012 года №731 следует, что приемочная комиссия в составе: заместителя главы администрации Октябрьского района г. Томска, начальника ЖКО администрации Октябрьского района г. Томска, заместителя начальника государственной жилищной инспекции ТО, начальника отдела по учету и распределению жилой площади администрации Октябрьского района г. Томска, начальника юридического отдела администрации Октябрьского района, начальника отдела контроля застройки и землепользования администрации Октябрьского района г. Томска, заместителя директора Томского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ", представителя ООО "Жилсервис ТЛСК", начальника участка "Зеленые горки", проектировщика, рассмотрев заявление Стариковой Т.А. о переводе жилого помещения в нежилое с последующей перепланировкой и переустройством, под офисные помещения с организацией отдельного входа по адресу: ..., отказала Стариковой Т.А. в выдачи разрешения на перевод жилого помещения в нежилое. Таким образом, учитывая выше изложенное, суд приходит к выводу, что администрацией представлены доказательства правомочности принятого решения от 24.04.2012 года №731, следовательно, довод заявителя в этой части необоснован. В судебном заседании установлено, что ... расположена на первом этаже, 10-ти этажного дома. Проектом переустройства указанной квартиры под офисные помещения предусматривается: перепланировка помещений с изменением их назначения; закладка дверного проема со стороны лестничной клетки кирпичом на растворе; демонтаж существующих перегородок; демонтаж подоконных участков наружных стен; устройство перегородки в лоджии; внутренняя отделка помещений; замена покрытия пола; устройство входного узла в офисные помещения; отопление, водоснабжение и электроснабжение от существующих квартирных сетей жилого дома. Как следует из проектной документации переустройства квартиры, расположенной по адресу: ..., выполненной ООО "Томскремстройпроект", в процессе перепланировки площадь принадлежащего заявителю жилого помещения увеличивалась за счет присоединения площади части лоджии, расположенной со стороны фасада, обустраивался отдельный вход путем демонтажа оконного проема и подоконной части наружной стены дома. В связи с чем, в результате работ, произведенных согласно указанному проекту изменяются конфигурация и площадь переводимого помещения. В соответствии с п.1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Согласно п.1 ст.290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются, согласно п.3 ст.39 ЖК РФ, Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 2 части 1 которых в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции). Как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Так, п. п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно ч.5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Ведомственными строительными нормами ВСН 61-89 (р) «Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов», утвержденными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 26.12.1989 №250, определено понятие реконструкции жилого дома как комплекса строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади дома) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания и приведения эксплуатационных показателей жилого дома к уровню современных требований. Реконструкция жилого дома может включать: изменение планировки помещения, возведение настроек, встроек, пристроек, а при наличии обоснований – частичную разборку здания. При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции, переустройству и (или) перепланировке помещений, которые невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что из перечня проектируемых работ, помещение Стариковой Т.А. будет увеличено за счет площади крыльца, т.е. не внутри жилого дома, а с выходом за его пределы. Кроме того, системное толкование положений ч.ч. 1, 2, 3 ст. 36 ЖК РФ свидетельствует о том, что общее имущество в многоквартирном доме, в том числе и земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, в силу закона является общей долевой собственностью собственников помещений в этом доме. При этом, хотя в статье и указано на необходимость определения размера и границ такого земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возникновение этого права не ставиться в зависимость от совершения этих действий. Следовательно, в силу закона земельный участок под домом является общей долевой собственностью собственников помещений этого многоквартирного дома. Частью 3 ст. 36 ЖК РФ установлено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Поскольку, как следует из проектной документации переустройство жилого помещения по адресу: ..., безусловно займет часть земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома в силу закона, что следует из представленного заявителем проекта. Это с очевидностью следует из поэтажного плана части объекта капитального строительства с экспликацией к нему. Следовательно, Старикова Т.А., прежде чем осуществлять данную реконструкцию, должна была получить согласие всех собственников помещений в указанном доме. Однако этого сделано не было. Напротив, в судебном заседании установлено, что собственниками квартир ... по адресу: ... были направлены заявления на имя мера г. Томска и главы администрации Октябрьского района г. Томска, из которых следует, что собственники просят принять меры по пресечению незаконного перевода ... по адресу: ... из жилого в нежилое помещение. При этом указав, что Старикова Т.А. без законных оснований осуществляет перепланировку, демонтаж перегородок и перевод квартиры из жилого в нежилое. Поскольку общего собрания по вопросу внесения изменений в ограждающие конструкции и предоставлении в пользование земельного участка не проводилось, они, руководствуясь требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, считают ведение работ по перепланировке в настоящее время незаконными. Кроме того, как следует из письма директора ООО "Жилсервис ТДСК" от 04.04.2012 года №308, направленного на имя главы администрации Октябрьского района г. Томска, общество также просит принять меры к собственнику Стариковой Т.А. жилого помещения ... по адресу: ... связи с проведением работ по незаконной перепланировке квартиры с непосредственным выводом крыльца на общее имущество собственников МКД (земельный участок), данная перепланировка производиться без проекта и разрешительной документации. ООО "Жилсервис ТДСК" предприняло все возможные меры для предотвращения самовольной перепланировке. Анализ указанных норм права с учетом установленных обстоятельств и представленных суду доказательств свидетельствует о том, что указанные работы не относятся к перепланировке жилого помещения. Учитывая, что они предполагают изменение конфигурации жилого дома, по мнению суда, имеет место реконструкция объекта, поскольку демонтаж части несущей стены многоквартирного дома, установление отдельного входа в помещение и оборудование крыльца приведет к изменению объекта, и, соответственно, к уменьшению общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, права и законные интересы которых будут затронуты этими изменениями. Кроме того, заявителем не было представлено доказательств проведения указанных работ с использованием общего имущества дома с целью улучшения и создания общего имущества дома, что также свидетельствует о проведении работ по оборудованию изолированного входа на месте существующего оконного проема и устройству наружного крыльца только при наличии получения согласия собственников дома. С учетом изложенного, принимая во внимание, что вход в реконструированное помещение будет осуществлен с использованием фасада здания, являющегося общим имуществом собственников, а так же, что оборудовав отдельный вход с пристроенной лестницей Старикова Т.А. займет часть земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений данного многоквартирного дома в силу закона, без получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, суд приходит к выводу о том, что решение администрации Октябрьского района г. Томска № 731 от 24.04.2012 года об отказе Стариковой Т.А. в переводе помещения по адресу: ... из жилого помещения в нежилое помещение с проведением перепланировки и переустройства переводимого помещения, является законным и не подлежит отмене. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Стариковой Т.А. об обжаловании решения Администрации Октябрьского района г.Томска – отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска. Судья М.В. Бессонова