На момент публикации решение не вступило в законную силу




Дело № 2-867/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Бессоновой М.В.,

при секретаре Потаниной Ю.С.,

с участием представителя истца Першина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Елизарьева А.Н. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Елизарьев А.Н. обратился с иском в Октябрьский районный суд г. Томска к Министерству обороны Российской Федерации (далее Министерство обороны России), в котором просит признать за ним право собственности на квартиру по адресу: ..., общей площадью ... кв.м.; прекратить запись в ЕГРП на Судебные расходы возложить на Министерство обороны Российской Федерации и взыскать с ответчика в свою пользу расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в 2010 году он был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас. Пенсия назначена 16.07.2010 года. На момент увольнения имеет выслугу лет в ВС РФ 27 лет 7 месяца. В 2009 году в установленном Министерством обороны РФ порядке на семью из трех человек ему была предоставлена двухкомнатная ... общей площадью ... кв.м. по адресу: .... Данная квартира является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении федеральной государственного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. 05.05.2010 года Кемеровской КЭЧ Сибирского военного округа с ним заключен договор социального найма жилого помещения № ... на основании решения «О предоставлении жилого помещения» ... от 03.11.2009 года. В.А.. и И.А. от приватизации отказались, дав письменное согласие. Поскольку ранее он участия в приватизации не принимал, значит имеет право безвозмездно получить в собственность занимаемое им жилое помещение - ... в городе Томске.

В судебное заседание истец, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, о причинах не явки в суд не сообщил, не просил об отложении рассмотрения дела.

Представитель истца Елизарьева А.Н. – Першин А.Н., в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Министерство обороны России, будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах не явки в суд не сообщило, не просило об отложении рассмотрения дела.

Представитель третьего лица ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России –Волошина А.П., действующая на основании доверенности №31 от 09.02.2012 года, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Представила письменный отзыв, из которого следует, что квартира, расположенная по адресу: ... была распределена ГУ Кемеровской КЭЧ по договору социального найма Елизарьеву А.Н. и в настоящее время состоит на балансе в ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.

Деятельность ФГУ «Кемеровской КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации было прекращено путем реорганизации 31.08.2012. Имущество ФГУ «Кемеровской КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации было передано на баланс в ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, однако ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, что подтверждается п. 3.5. Устава, в котором указано; «Учреждение не вправе совершать сделки, возможным последствием которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за Учреждением, целями деятельности Учреждения являются обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных сил Российской Федерации. Полномочия по передаче в собственности граждан жилых помещений руководителю ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России министром обороны не делегированы. На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. №1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации возложены функции по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Инструкции о предоставлении военнослужащим ~ гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года №1280. На основании Указаний заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13.01,2011 года 205/2/10 была организована и проведена передача дел жилищными комиссиями воинских частей и КЭЧ (КЭУ) в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, на основании указанных выше актов полномочия по учету военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем, учету, распределению и предоставлению жилья были возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через региональное представительство, в данном случае через ФГУ «Центррегионжилье». Однако, считает, что истец не представил доказательств, подтверждающих факт обращения в уполномоченные органы Министерства обороны Т

Третье лица ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах не явки в суд не сообщил, не просил об отложении рассмотрении дела.

Из представленного отзыва представителя третьего лица ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» следует, что в соответствии с Положением Отдел является территориальным структурным подразделением ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, юридическим лицом не является и, в силу статьи 48 Гражданского кодекса РФ, не может быть ответчиком в суде. Таким образом, отдел является ненадлежащим ответчиком по делу.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с ч 2. ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

В ст.40 Конституции Российской Федерации с учётом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу пунктов 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 (далее – Закон) установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В соответствии со ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 6, 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В судебном заседании установлено, что истец Елизарьев А.Н. в связи с организационно-штатными мероприятиями был уволен с военной службы с зачислением в запас. При этом общая продолжительность службы подполковника Елизарьева А.н. в ВС РФ в календарном исчислении по состоянию на 15.07.2010 года составляет 27 лет. Указанное подтверждается выпиской из приказа ... и выпиской из приказа ...

Также судом установлено, что квартира по адресу: ..., общей площадью ... кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ... ....

Согласно положениям пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 21.04.2011) военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно договору социального найма жилого помещения ... от ..., Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть Сибирского военного округа передало Елизарьеву А.Н. и членам его семьи (В.А., И.А.) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 2-х комнат в квартире общей площадью 55,5 кв.м., по адресу: ..., что также подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Томского гарнизона от ... ....

Как следует из справки паспортного стола ООО ... от 04.03.2012 года в квартире по адресу: ..., зарегистрированы: Елизарьев А.Н. (отв.наниматель), И.А. (дочь).

В.А. и И.А. от участия в приватизации отказались, что подтверждается представленными в материалы дела нотариально заверенными согласиями.

В соответствии с пунктами 1, 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 21.04.2011) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Сведениями Молчановского отделения ОГУП «ТОЦТИ» от 05.10.2011 года, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 12.10.2011 года ..., подтверждается, что истец ранее участия в приватизации не принимал.

Таким образом, Елизарьев А.Н. имеет право безвозмездно получить в собственность занимаемое им жилое помещение – квартиру по адресу: ....

Согласно ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Из ответа ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» от 13.06.2012 года №1270 следует, что предоставление жилого помещения в собственность гражданам не предусмотрено полномочиями ФГУ «Центрального регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ. В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет прибрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ст. 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. С заявлениями необходимо обращаться в ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, которое исполняет полномочия собственника жилищного фонда Министерства обороны, переданного ФГКЭУ КЭЧ районов в Сибирском военном округе. При этом, они не возражают против передачи в собственность в порядке приватизации гр.Елизарьеву А.Н. жилого помещения по адресу: ....

Суд считает, что указанные обстоятельства не являются основанием для отказа Елизарьеву А.Н. в безвозмездном получении в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения и не должны повлечь для Елизарьева А.Н. неблагоприятных последствий.

Указанное жилое помещение не имеет статуса служебного и не находится в закрытом военном городке, Елизарьев А.Н. имеет общую продолжительность военной службы 27 лет, препятствий для передачи ему в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения в судебном заседании не установлено, ответчики также не ссылались на таковые.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» разъяснил (п. 5), что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

В силу подпункта «б» пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

В соответствии с пунктом 2.2. Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны от 18.11.2010 № 1550, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; ведет реестр жилых помещений Министерства обороны.

До настоящего времени спорная квартира в муниципальную собственность не передана, что подтверждается изученными выше доказательствами. Следовательно, Министерство обороны РФ является надлежащим ответчиком по данному иску.

На основании исследованной в судебном заседании совокупности доказательств, суд полагает подлежащим удовлетворению требование Елизарьева А.Н. о признании за ним в порядке приватизации права собственности на квартиру по адресу: ..., общей площадью ... кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, суд

решил:

Исковые требования Елизарьева А.Н. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать право собственности за Елизарьевым А.Н. в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру № ..., расположенную по адресу: ...

Решение является основанием для прекращения записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № ... о регистрации права собственности Российской Федерации на квартиру общей площадью ... кв. м, расположенную по адресу: ...

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий судья М.В. Бессонова