РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 июля 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска Томской области в составе: председательствующего судьи Кребеля М.В., при секретаре Кузнецовой И.В., с участием помощника прокурора Огневой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шегарского района Томской области к индивидуальному предпринимателю Соснину А. А. о запрете использования для приема платежей физических лиц необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, установил: Прокурор Шегарского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Соснину А.А., в котором просит запретить последнему использовать для приема платежей от физических лиц необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, установленный по адресу: Томская область, Шегарский район, с.Победа, Шегарский тракт, около стоянки перед мостом (магазин "..."). В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения проверки установлено, что платежным агентом – индивидуальным предпринимателем Сосиным А.А. при оказании услуг населению по приему платежей в счет оплаты услуг сотовой связи с использованием платежного терминала – устройства для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме, находящихся в селе Победа Шегарского района Томской области по адресу: Шегарский тракт, около стоянки перед мостом (магазин "..."), контрольно-кассовая техника не используется по причине ее отсутствия, что нарушает гарантированные законом права неопределенного круга лиц в сфере торговли и оказания услуг, защиты прав потребителей. Помощник прокурора Огнева С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Ответчик индивидуальный предприниматель Соснин А.А., будучи извещенным надлежащим образом о времени месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил. Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав процессуального истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Шегарского района Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала. На основании ч. 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее Закон) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Согласно ст. 5 Закона прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа - кассовый чек; 2) наименование оплаченного товара (работ, услуг); 3) общую сумму принятых денежных средств; 4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; 5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; 6) адрес места приема денежных средств; 7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; 8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом. Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: 1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона; 2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; 3) прием денежных средств, вносимых плательщиками; 4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств. При этом контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (ч. 4 ст. 6 Закона). Частью 3 статьи 8 Закона предусмотрено, что после 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается. В судебном заседании установлено, что Инспекцией ФНС России по г. Томску ответчик Соснин А.А. поставлен на учет и зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Перечнем платежных терминалов, не оборудованных контрольно-кассовой техникой на территории Шегарского района, предоставленным Межрайонной ИФНС России № 2 по Томской области, подтверждается, что в селе Победа Шегарского района Томской области, в помещении магазина "..." по адресу: Шегарский тракт, около стоянки перед мостом, индивидуальным предпринимателем Сосниным А.А. установлен платежный терминал, в котором отсутствует контрольно-кассовая техника. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчик ИП Соснин А.А., уведомленный о необходимости доказывания факта отсутствия либо устранения нарушений действующего законодательства о применении контрольно-кассовой техники при эксплуатации платежных терминалов, в судебное заседание не явился, доказательств указанным обстоятельствам, как и возражения против исковых требований, не представил. Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает установленным, что в нарушение вышеприведенных норм ответчик при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал, расположенный в селе Победа Шегарского района Томской области, по адресу: Шегарский тракт, около стоянки перед мостом (магазин "..."), не применяет контрольно-кассовую технику, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются указанной услугой. Требования вышеприведенных законов о применении контрольно-кассовой техники направлены на обеспечение прав плательщиков - физических лиц, поскольку выдача чека обеспечивает подтверждение совершенных расчетов, осуществляемых через платежный терминал. И, соответственно, использование платежного терминала для приема платежей физических лиц без применения контрольно-кассовой техники, нарушает гарантированные законом права в области оказания услуг, защиты прав потребителей жителей села Вознесенка Шегарского района Томской области, а также граждан, которые временно находятся на данной территории, т.е. неопределенного круга лиц, в связи с чем, правомерно предъявление настоящего иска прокурором. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом, с индивидуального предпринимателя Соснина А.А. подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Шегарского района Томской области к индивидуальному предпринимателю Соснину А. А. о запрете использования для приема платежей физических лиц необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал удовлетворить. Запретить индивидуальному предпринимателю Соснину А. А. использовать для приема платежей от физических лиц необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, установленный по адресу: село Победа, Шегарский район, Томская область, Шегарский тракт, около стоянки перед мостом (магазин "..."). Взыскать с индивидуального предпринимателя Соснина А. А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (Двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Томска. Председательствующий: М.В. Кребель
Дело № 2-1081/12