Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 августа 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Бессоновой М.В., при секретаре Клименовой Т.А., с участием представителя истца Герасимова В.В., представителя ответчика Куц Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску администрации г. Томска к Скуловой Т.Г. о сносе самовольной постройки, встречному иску Скуловой Т.Г. к администрации г. Томска о признании права собственности на самовольную постройку, установил: Администрация г. Томска обратилась в суд с иском к Скуловой Т.Г., в котором просит обязать ответчика осуществить снос самовольно возведенной постройки – четырехэтажного дома, возведенного из красного кирпича по адресу: ... в границах земельного участка с кадастровым номером ..., в случае неисполнения решения суда в установленный срок, истец вправе совершить действия по сносу указанной самовольной постройки за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В обосновании заявленных требований указала, что Скулова Т.Г. является собственником земельного участка общей площадью 1000 кв.м., кадастровый номер: ..., расположенного по адресу: ..., данный земельный участок принадлежит ей на праве собственности (о чем имеется выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество ... с указанием категории земель: земли населённых пунктов, блокированные жилые дома в 1-3 этажа с придомовыми участками). В период времени с лета 2011 года Скуловой Т.Г. были самовольно начаты работы по строительству объекта капитального строительства. Строительные работы производились по указанию собственника земельного участка, вопреки ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, без оформления в установленном порядке разрешения на строительство. Сотрудники комитета строительного и земельного контроля департамента архитектуры и градостроительства отдела при выезде на место установили, что строительство ведется на землях поселений с разрешенным использованием: для эксплуатации индивидуального жилого дома без соблюдения градостроительных регламентов, в отсутствие разрешения на строительство. Работниками отдела муниципального земельного контроля 01.06.2011 года был составлен акт обследования земельного участка, согласно которого на земельном участке по адресу: ... ведется строительство капитального кирпичного строения (многоквартирного жилого дома). Согласно информации департамента архитектуры и градостроительства, заявление о выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта не поступало, комитетом строительного и земельного контроля разрешение на строительство не выдавалось. В результате проведенной проверки использования указанного земельного участка Комитетом по строительному надзору администрации г. Томска, прокуратурой Октябрьского района выявлено, что фактическое использование земельного участка не соответствует разрешенному использованию, вместо эксплуатации индивидуального жилого дома ведутся строительные работы, связанные с возведением нового объекта капитального строительства. Указанными действиями также нарушены требования ст.ст. 48, 49, 51, 52, Градостроительного кодека РФ, т.к. отсутствует градостроительный план земельного участка, утвержденная проектная документация и разрешение органа местного самоуправления на осуществление реконструкции объекта капитального строительства. По факту самовольного строительства Скулову Т.Г. неоднократно привлекали к административной ответственности, ей предлагалось устранить допущенные нарушение, прекратить самовольное строительство и оформить необходимые документы, предусмотренные градостроительным законодательством. Однако Скулова Т.Г., несмотря на действия контролирующих органов, без оформления установленных законом документов, самовольно окончила строительством 4-х этажное кирпичное здание. Градостроительный план земельного участка для размещения объекта капитального строительства не изготавливался, разрешение на производство строительных работ не выдавалось, разрешение на ввод в эксплуатацию отсутствует, более того, Скулова Т.Г., зная о необходимости получения данных документов, даже не обращалась в департамент архитектуры и градостроительства с заявлением о выдаче данных документов. Ответчик Скулова Т.Г. 25.07.2012 года предъявила встречный иск к администрации г. Томска, в котором просит признать за ней право собственности на жилое строение, расположенное по адресу: ..., общей площадью 1269,4 кв.м. под инвентарным номером ... согласно данным технического паспорта, составленного ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации» по состоянию на 26.03.2012 года. В обоснование встречного требования Скулова Т.Г. указала, что земельный участок по адресу: ... принадлежит ей на праве собственности. Разрешенное использование данного земельного участка: индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками. На принадлежащем ей земельном участке она собственными силами за счет собственных средств возвела трехэтажный кирпичный жилой дом. По окончании строительства жилого дома ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации» была произведена техническая инвентаризация построенного объекта, по результатам которой завершенное строительством жилое строение по адресу: ... общей площадью 1269,4 кв.м. было включено в реестр объектов капитального строительства под инвентарным номером .... 14.05.2012 года она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... с целью произвести в установленном законом порядке регистрацию вновь возведенного жилого дома, что подтверждается распиской о получении документов на государственную регистрацию. В настоящее время действия по регистрации жилого дома приостановлены. Истцом не представлено доказательств, что сохранение жилого дома по адресу: ... не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В настоящее время произведена оценка технического состояния жилого дома, экспертиза на соответствие санитарно- эпидемиологическим нормам и нормам пожарной безопасности. В связи с чем, она не имеет возможности распоряжаться построенным ею жилым домом. В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску - администрации г. Томска – Герасимов В.В., действующий на основании доверенности № 135 от 29.11.2011 года, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, встречные исковые требования не признал. Дополнительно пояснил, что построенный Скуловой Т.Г. дом является 3-х этажным кирпичным домом с мансардой, согласно СНиП 31-05-2003 данное строение приравнивается к 4-х этажному дому. Поскольку дом построен в зоне Ж-1, предназначенной для застройки индивидуальных малоэтажных жилых домов в 1-3 этажа, а также блокированных жилых домов в 2-4 этажа, а таковым возведенное Скуловой Т.Г. строение не является, значит, подлежит сносу, как построенный с нарушением Градостроительного кодекса РФ градостроительного регламента. Доказательств того, что дом блокированный, что значит, каждая семья имеет отдельный блок, ответчиком не представлено, администрация настаивает на своих требованиях о сносе самовольно возведенного строения. Ответчик Скулова Т.Г., будучи надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах не явки в суд не сообщила, не просила об отложении рассмотрения дела, суд в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие. Представитель ответчика по первоначальному иску, истца по встречному иску Скуловой Т.Г. – Куц Е.И., действующий на основании доверенности от 05.07.2012 сроком действия на три год, в судебном заседании первоначальные исковые требования не признал, встречные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении. Дополнительно пояснив, что в выданном Скуловой Т.Г. техническом паспорте на жилой дом, указано, что он имеет 3 этажа и мансарду. Поэтому считает, что никаких нарушений Градостроительного регламента со стороны Скуловой Т.Г. не было, дом 3-х этажный и является индивидуальным жильём. Дом является индивидуальным жилым домом, согласно технического паспорта, не нарушает права и законные интересы третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Скулова Т.Г. пыталась оформить право собственности на указанный жилой дом в упрощенном порядке, однако данная сделка приостановлена Управлением Росрегистрации по Томской области. Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст.1 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ст. 40 Конституции РФ с учётом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на жилище. Согласно ст.1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; самозащиты права; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом. Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В соответствии с ч.1 ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, на отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Согласно п.3 ст.222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Согласно пункту 5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Согласно разъяснениям п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой. В силу ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий; ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности. Статья 51 Градостроительного Кодекса РФ устанавливает, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также, в зависимости от вида объекта недвижимости, иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости. Порядок технической инвентаризации регулируется законодательством, в том числе постановлениями Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» и от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37. Согласно указанным нормативным актам в результате технического учета (инвентаризации) происходит описание и индивидуализация реально существующего объекта недвижимого имущества, устанавливаются объективные границы недвижимости, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Судом установлено, что Скулова Т.Г. является собственником земельного участка, общей площадью 1.000 кв.м., расположенного по адресу: ... о чем свидетельствует выписка из ЕГРП от ... .... Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ... ... видом разрешенного использования земельного участка по адресу: ... является индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками. Ответчиком Скуловой Т.Г. на данном земельном участке был построен объект – жилой строение, трехэтажное кирпичное с мансардой и техподпольем, общая площадь данного объекта составляет 1.269,4 кв.м., площадь застройки 431,5 кв.м., строительный объем 5.351 кв.м., число этажей 3 + мансарда, который был поставлен ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» на учет как объект недвижимого имущества – жилой дом. Данные обстоятельства подтверждаются техническим паспортом по состоянию на 26.03.2012 года и кадастровым паспортом от 26.03.3012 года. Из Расписки в получении документов на государственную регистрацию права собственности на возведенный объект капитального строительства, уведомления Управления Росреестра по Томской области от ... ..., следует, что Скулова Т.Г. 14.05.2012 обратилась за регистрацией права собственности на спорное строение в упрощенном порядке, однако государственная регистрация права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: ... документы на которую были представлены Скуловой Т.Г. 14.05.2012 года, приостановлена в связи с сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации, вызванных отсутствием документов, необходимых для её проведения до 09.07.2012 года. Таким образом, сама выдача Скуловой Т.Г. кадастрового и технического паспортов на возведенный ею объект подтверждает факт его существования как объекта недвижимости, обладающего индивидуальными признаками и назначением - жилой дом. Как следует из актов осмотра объекта капитального строительства от 1.06.2011 года, от 25.05.2012 года, в ходе проверки было выявлено, что на земельном участке по адресу: ... возведен объект капитального строительства – 4-х этажное здание. Строительная площадка ограждена, доступа нет. Разрешения на строительство комитетом строительного и земельного контроля ДАиГ не выдавалось. Согласно сообщению прокуратуры Октябрьского района г. Томска от 13.07.2011 года ..., ими проведена проверка и установлено, что на земельном участке по адресу: ... Скуловой Т.Г. ведется строительство 3-х этажного жилого дома, общей площадью 1.000,36 кв.м., без полученного в установленном порядке разрешения на строительство. В связи с чем, Скулова Т.Г. 22.11.2011 года была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ – нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) и ч.1 ст.9.5 КоАП РФ - строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство. За что была подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 1.000 рублей и 5.000 рублей соответственно. Из обращения Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска от 13.03.2012 года ... следует, что в связи с обращениями граждан представителями комитета строительного и земельного контроля ДАиГ проводилась проверка по адресу: .... По результатам проверки было установлено, что земельный участок, общей площадью 1.000 кв.м. находится в собственности у Скуловой Т.Г. (кад. номер ...). Функциональное назначение данного участка – эксплуатация индивидуального жилого дома. Также было выявлено, что ведением строительных работ на данном земельном участке занимается Скулова Т.Г. Данный объект капитального строительства расположен в ЖИ-1 (зона застройки малоэтажными жилыми домами в исторических районах г. Томска). Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности. Таким образом, данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды, создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Кроме того, согласно п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утверждаются правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений минимально необходимым требованиям к зданиям и сооружениям (к сетям и системам инженерно-технического обеспечения), а также к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации, установленного настоящим законом. В соответствии со ст.1 вышеуказанного Федерального закона задачами данного закона являются: защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений. Таким образом, вышеупомянутый закон предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности; параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 21 пункта 2 статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 36). Как следует из заключения ООО «Ремстройпроект» от 30.07.2012 года, при обследовании рассматриваемого жилого строения по адресу: ... не обнаружены дефекты и повреждения, снижающие прочность, устойчивость и жесткость несущих и ограждающих строительных конструкций. Несущие и ограждающие строительные конструкции рассматриваемого жилого строения находятся в работоспособном состоянии и отвечают требованиям СНиП 2.03.01-84* «Бетонные и железобетонные конструкции», СНиП II-22-81 «Каменные и армокаменные конструкции», СНиП II-25-80 «Деревянные конструкции», СНиП II-23-81* «Стальные конструкции», СНиП «Основания зданий и сооружений», ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». Рассматриваемое жилое строение по адресу: ... является объектом завершенного строительства и пригодно для эксплуатации при фактических нагрузках и воздействиях. Согласно технического паспорта рассматриваемое жилое строение является трехэтажным, следовательно в соответствии с п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ экспертиза в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий вышеуказанного жилого строения не проводится. Согласно экспертному заключению ООО «Томский экспертный центр» Бюро оценки и экспертизы от 30.07.2012 года №563/12 жилой дом по адресу: ... соответствует СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"; СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов". Как следует из Экспертного заключения ООО «Всероссийское добровольное пожарное общество» от 30.07.2012 года технических решений по обеспечению пожарной безопасности самовольно возведенного здания (строения) по адресу: ... соответствуют требованиям норм и правил противопожарной безопасности. Анализ указанных доказательств свидетельствует о соблюдении при возведении спорного жилого дома строительных, санитарных и пожарных норм и правил и его безопасности для жизни и здоровья граждан. Согласно ситуационному плану возведенное строение не выступает за обозначенные на графике красные линии. Поскольку возведенный дом соответствует нормам СНиП, СанПиН, требованиям и нормам пожарной безопасности, при этом сохранение самовольной постройки не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, в связи с чем, препятствий для применения п.3 ст.222 ГК РФ и признания за Скуловой Т.Г. права собственности на самовольно возведенное строение не усматривается, вследствие чего исковые требования Скуловой Т.Г. подлежат удовлетворению. Доводы администрации г. Томска о том, что Скулова Т.Г. при возведении спорного строения не соблюдала, возвела в зоне Ж-1 малоэтажной застройки 4-х этажное строение, тем самым существенно нарушив градостроительный регламент, суд находит несостоятельными, исходя из следующего. В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В силу ст.1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Градостроительный кодекс РФ закрепляет несколько видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 37 ГрК РФ). В соответствии с требованиями ч.1 ст. 40 ЗК РФ право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения предоставлено собственнику земельного участка только в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Из приведенных норм права следует, что впредь до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой главы местной администрации и зависит исключительно от усмотрения последнего. Однако, решением Думы г. Томска от 27.11.2007 года № 687 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» (далее по тексту Правила), в которых градостроительный регламент определяется как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. При этом согласно п.3 ст. 5 Правил земельные участки или объекты капитального строительства не соответствуют установленному градостроительному регламенту в случаях, если виды их использования не предусмотрены как разрешенные для соответствующих территориальных зон. Как следует из ст. 34 Правил ЖИ-1 - это зона застройки малоэтажными жилыми домами в исторических районах. Из представленных доказательств следует, что спорный земельный участок находится в зоне разрешенного использования под индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками, что относится к зоне ЖИ-1. ЖИ-1 – зона предназначена для низкоплотной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам. Ввиду расположения зоны ЖИ-1 на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры здесь должны соблюдаться ограничения по условиям охраны объектов культурного наследия, направленные на: - сохранение исторического малоэтажного характера среды; - сохранение и научную реставрацию памятников истории и культуры (предметы охраны - стилевые, метроритмические, тектонические и др. характеристики исторической застройки и планировки); - сохранение системы исторической планировки, ценных элементов ландшафта, ценной средовой застройки; - закрепление или восстановление градоформирующего значения памятников в архитектурно-пространственной организации города; - создание благоприятных условий зрительного восприятия объектов культурного наследия; - устранение диссонансов, нарушающих восприятие памятников, цельность композиции охраняемых архитектурных комплексов и ландшафтов. Ограничения по условиям охраны объектов культурного наследия могут включать требования по сомасштабности вновь возводимых и реконструируемых построек сложившемуся архитектурному окружению, архитектурно-художественным характеристикам объектов, определяемым особенностями декорирования фасадов (в т.ч. фасадов с деревянной резьбой), установкой малых архитектурных форм, характеру озеленения, приемам благоустройства и другим показателям, которые устанавливаются в описании режима использования зоны. Указанные ограничения будут включены в настоящие Правила после утверждения проекта зон охраны памятников истории и культуры города Томска со ссылкой на этот документ. Основные виды разрешенного использования: - индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками; - отдельно стоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью в 1 - 3 этажа с придомовыми участками; - блокированные жилые дома в 2 - 4 этажа; - блокированные жилые дома в 1 - 3 этажа с придомовыми участками; - детские дошкольные учреждения; - школы общеобразовательные; - многопрофильные учреждения дополнительного образования; - амбулаторно-поликлинические учреждения; - пункты оказания первой медицинской помощи; - магазины; - отделения, участковые пункты милиции. Условно разрешенные виды использования: - многоквартирные жилые дома в 2 - 4 этажа. Как следует из положений СНиП 31-05-2003, общая площадь здания определяется как сумма площадей этажей, измеренных в пределах внутренних отделанных поверхностей наружных стен на уровне пола без учета плинтусов, а также площадь антресолей, переходов в другие здания, лоджий, веранд, галерей и балконов. Площадь многосветных помещений (атриумов), лифтовых и других шахт следует включать в общую площадь здания в пределах только одного этажа. Площадь мансардного этажа измеряется в пределах внутренних поверхностей наружных стен и стен мансарды, смежных с пазухами чердака. Площади подполья, в том числе технического с высотой до низа конструкции менее 1,8 м и подполья для проветривания здания, неиспользуемого чердака, технического чердака и междуэтажного пространства для прокладки коммуникаций при высоте от пола до низа выступающих конструкций менее 1,8 м, а также наружных открытых пандусов и лестниц в общую площадь здания не включаются. При определении этажности здания в число надземных этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. Анализируя представленные технические документы с учетом указанных выше норм, суд приходит к выводу, что возведенное Скуловой Т.Г. строение, по адресу: ..., является 4-х этажным жилым домом. Согласно абз. 2 ч.2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. На основании ч.ч. 3 и 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Аналогичное право землепользователей закреплено в ст. ст. 6, 11 Правил, согласно которым изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (ст. 6). Таким образом, законом право на изменение вида разрешенного использования земельного участка без каких-либо разрешений и согласований полностью отдано на усмотрение их правообладателям. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. В соответствии со ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: ... от 06.06.2012 года ... и технический паспорт данного строения по состоянию на 26.03.2012 года, согласно которому возведенное строение является жилым домом, подтверждает, что вид разрешенного использования земельного участка не изменен. При этом параметры и техническая характеристика дома свидетельствуют о возведении объекта капитального строительства "жилой дом". Что касается доводов администрации г. Томска о том, что возведенное Скуловой Т.Г. строение является многоквартирным жилым домом, то они противоречат представленным ответчиком и указанным выше доказательствам. Допущенные в ходе строительства объектов недвижимости нарушения строительных норм и правил в каждом конкретном случае оцениваются судом на предмет их существенности (создают ли угрозу жизни и здоровью граждан, являются ли неустранимыми и т.д.). При этом незначительные отступления, касающиеся размеров объектов, их взаимного расположения, размещение постройки с незначительным отступлением от границ участка при отсутствии угрозы жизни или здоровью граждан могут быть расценены как несущественные нарушения, не изменяющие целевое назначение возведенного объекта индивидуального жилищного строительства. Кроме того, отдельные нарушения, которые могут быть допущены при возведении объекта недвижимости, в том числе градостроительных, строительных, иных норм и правил, не являются безусловным основанием для сноса строения, поскольку постройка может быть снесена лишь при наличии со стороны лица, осуществившего ее, тех нарушений, которые указаны в ст. 222 ГК РФ. Проанализировав представленные доказательства и вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу, что Скулова Т.Г. при возведении самовольной постройки не допустила существенных нарушений градостроительных норм и регламентов, поскольку не нарушила целевого назначения земельного участка. Более того, площадь земельного участка (1.269,4 кв.м.) больше чем площадь возведенного строения (431,5 кв.м.), что следует из технического паспорта по состоянию на 26.03.2012 года, что позволяет ответчику в дальнейшем организовать придомовой (приусадебный) участок. Помимо этого, градостроительным регламентов, указным выше, предусмотрен основной вид разрешенного использования земельного участка в зоне постройки жилого строения Скуловой Т.Г - это возведение блокированных жилых домов в 2-4 этажа, а также условно разрешенный вид использования участка – возведение многоквартирного жилого дома в 2-4 этажа. В связи с чем, суд не усматривает существенных нарушений его норм при возведении спорного строения, поскольку, как было установлено, оно составляет 3 этажа и мансарду, т.е. также не выше 4-х этажей. Параметры и техническая характеристика дома свидетельствуют о возведении объекта капитального строительства без нарушений целевого назначения земельного участка. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования администрации г. Томска к Скуловой Т.Г. не подлежат удовлетворению. В связи с чем, требования Скуловой Т.Г. к администрации г. Томска о признании права собственности на самовольную постройку, подлежат удовлетворению, поскольку спорное строение расположено на принадлежащем ответчику на праве собственности земельном участке и его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск администрации г. Томска к Скуловой Т.Г. о сносе самовольной постройки оставить без удовлетворения. Встречный иск Скуловой Т.Г. к администрации г. Томска о признании права собственности удовлетворить. Признать за Скуловой Т.Г. право собственности на самовольно возведенную постройку – трехэтажное кирпичное жилое строение с мансардой и техподпольем, возведенное из красного кирпича по адресу: ... общей площадью 1.269,4 кв.м, жилой площадью 793 кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером .... Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска. Судья М.В. Бессонова
Дело № 2-986/2012