РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 августа 2012 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Остольской Л.Б., секретаря Копышевой М.А., с участием прокурора Огневой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Молчановского района Томской области к индивидуальному предпринимателю Соснину А.А. о запрете использовать для приема платежей от физических лиц необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, установил: Прокурор Молчановского района Томской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику, в котором просит запретить индивидуальному предпринимателю Соснину А.А. использовать для приема платежей от физических лиц необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, расположенный по адресу: село Молчаново, Молчановский район, Томская область, ул.Димитрова, 34 на первом этаже поликлиники МУЗ «Молчановская ЦРБ». В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники при оказании услуг населению по приему платежей в счет оплаты услуг сотовой связи с использованием платежного терминала, в результате которой установлено, что платежным агентом - индивидуальным предпринимателем Сосниным А.А. при оказании услуг населению по приему платежей в счет оплаты услуг сотовой связи с использованием платежных терминалов - устройств для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме, находящихся в селе Молчаново, Молчановского района, Томской области, ул. Димитрова, 34 на первом этаже поликлиники МУЗ «Молчановская ЦРБ» контрольно-кассовая техника не используется по причине ее отсутствия. При внесении денежных средств через купюроприемник платежный терминал выдает платежный документ, в котором отсутствует информация о номере зарегистрированной в налоговом органе контрольно-кассовой техники, об оснащении контрольно-кассовой техники фискальной памятью. Таким образом, указанный платежный терминал контрольно-кассовой техникой, отвечающей требованиям приведенного выше законодательства при осуществлении наличных денежных расчетов, не оборудован. Неприменение индивидуальным предпринимателем Сосниным Л.Л. контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через терминал нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются предоставляемой им услугой. Обязательное применение контрольно-кассовой техники связывается прежде всего с отражением фискальных данных на контрольной ленте и фискальной памяти комплекса программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих хранение итоговой информации, что позволяет обеспечивать выполнение соответствующих обязательств. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Огнева С.А. по поручению прокурора Молчановского района Томской области, исковые требования поддержала в полном объеме. Ответчик Соснин А.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, документы, подтверждающие уважительность причины неявки в суд не представил. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. На основании п.2 ст.5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал, в том числе, обязаны: -использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала; -осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика; -применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти; -эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме; -выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом. Кассовый чек, выдаваемый плательщику, должен отвечать требованиям п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного 1 Установлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 № 745. Пунктом 1.1 статьи 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ предусмотрено, что контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата, исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца. Согласно ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику, отвечающую требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. В статье 8 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ указано, что, начиная с 01.01.2010, прием платежей с использованием платежных терминалов без применения контрольно-кассовой техники, не допускается. В соответствии с выпиской из ЕГРИП Соснин А.А. в настоящее время обладает статусом индивидуального предпринимателя. Из пояснительной записки госналогинспектора следует, что были установлены нарушения индивидуальным предпринимателем Сосниным А.А. требований Закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (в действующей редакции), Закона РФ от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (в действующей редакции). В результате проверки платежных терминалов установленных по адресу, Томская область, с. Молчаново, в магазине «Ласточка» и на первом этаже МУП «Молчановская ЦРБ» установлено, что платежные терминалы, не содержат в своем составе контрольно-кассовую технику. Подтверждением служат объяснения свидетелей и платежные документы, выданные платежными терминалами после внесения денежных средств через купюроприемник. На платежном документе отсутствует информация о номере зарегистрированной в налоговой инспекции ККТ, и сведениях об оснащении ККТ фискальной памятью (признак фискального режима). На платежных терминалах отсутствовала информация о том, что платежный терминал не работает или не исправен, следовательно на момент проверки платежный терминал использовался ИП Сосниным А.А. для извлечения прибыли. Согласно акту проверки от 19.06.2012 заместитель прокурора Молчановского района Томской области младший советник юстиции Евдокимова Н.В. провела проверку и установила, что платежный терминал - устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме, находящийся по улице Димитрова, д.34 в селе Молчаново, Молчановского района, Томской области, на первом этаже поликлиники МУЗ «Молчановская ЦРБ» контрольно-кассовой техникой не оборудован. При внесении денежных средств через купюроприемник платежный терминал выдает платежный документ, в котором отсутствует информация о номере зарегистрированной в налоговом органе контрольно-кассовой техники, об оснащении контрольно-кассовой техники фискальной памятью (платежный документ и его копия прилагаются). Указанный платежный терминал принадлежит индивидуальному предпринимателю Соснину А.А. В материалы дела представлен платежный документ от 19.06.2012, на котором отсутствует информация о номере зарегистрированной в налоговом органе контрольно-кассовой техники, об оснащении контрольно-кассовой техники фискальной памятью. Ранее 12.04.2012 индивидуальный предприниматель Соснин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено ему наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей. Частью 2 ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Таким образом, поскольку установлено, что на 19.06.2012 платежный терминал, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Соснину А.А., установленный по адресу: село Молчаново, Молчановский район, Томская область, ул.Димитрова, 34 на первом этаже поликлиники МУЗ «Молчановская ЦРБ» не содержит в своем составе контрольно-кассовую технику, с учетом приведенных норм права, суд считает необходимым запретить индивидуальному предпринимателю Соснину А.А. использовать указанный терминал для приема платежей от физических лиц. Рассмотрев вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему. В соответствии с п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом, с ответчика – ИП Соснина А.А. подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Молчановского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Соснину А.А. удовлетворить. Запретить индивидуальному предпринимателю Соснину А.А. использовать для приема платежей от физических лиц необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, расположенный по адресу: село Молчаново, Молчановский район, Томская область, ул.Димитрова, 34 на первом этаже поликлиники МУЗ «Молчановская ЦРБ». Взыскать с индивидуального предпринимателя Соснина А.А. в местный бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Томска. Председательствующий судья: Л.Б. Остольская Решение в окончательной форме изготовлено 13.08.2012.
Дело № 2-1296/12