Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 августа 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Кулинченко Ю.В., при секретаре Сабылиной Е.А., с участием представителя истцов Бобнихова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Шелушко В. П., Шелушко М. М. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, установил: Шелушко В.П., Шелушко М.М. обратились в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений», в котором просят признать за ними право собственности в равных долях по 1/2 на двухкомнатную квартиру по адресу: ..., общей площадью 59,2 кв.м. В обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании договора социально найма жилого помещения № 54 от 12.04.2010 Шелушко В.П. в связи с прохождением военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ была предоставлена квартира по адресу: ..., общей площадью 59,2 кв.м. на семью из трех человек: Шелушко В.П., его жены Шелушко М.М. и сына В.В.. Истцы не принимали участия в приватизации жилья, в местах своего проживания и службы, недвижимых объектов в собственности не имеют. Спорное жилое помещение принадлежит РФ, находится в оперативном управлении структурного подразделения Министерства обороны РФ – правообладатель ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений». На запрос истцов о передаче квартиры в собственности ответа не получили. Таким образом, не предоставление в указанный срок ответа на заявление истцов о приватизации жилого помещения Департаментом жилищных отношений МО РФ рассматривает как отказ в приватизации жилого помещения по адресу: ..., который в свою очередь нарушает их права на бесплатную приватизацию указанной квартиры. В судебное заседание истцы Шелушко В.П., Шелушко М.М., будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, представив письменные заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, с участием их представителя. Представитель истцов Бобнихов А.И., действующий на основании доверенностей от 04.07.2012, от 29.06.2012 реестр. № 2758, 2720 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается имеющимися в деле телеграммами, в назначенное судом время в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, рассмотреть дело в их отсутствие не просили. При таких обстоятельствах на основании положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц. В письменном отзыве на исковое заявление ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России полагало неподлежащими удовлетворению заявленные исковые требования, поскольку ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России является ненадлежащим ответчиком и не наделен полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ и его региональные отделения. Истцом не представлены справки об отсутствии прав на объекты недвижимого имущества в субъектах РФ. Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего. В соответствии с ч 2. ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. В ст.40 Конституции Российской Федерации с учетом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В силу пунктов 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 (далее – Закон) установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации. Согласно ст. 1 Закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. В соответствии со ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 6, 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010 "О реорганизации федеральных учреждений Министерства обороны РФ" ФГУ «Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ была реорганизована в форме присоединения к ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Запись о прекращении деятельности Кемеровской КЭЧ в связи с реорганизацией внесена 31.08.2011. Согласно договору социального найма жилого помещения №54 от 12.04.2012 Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть Сибирского военного округа передало Шелушко В.П. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 2-х комнат в квартире общей площадью 59,2 кв.м., по адресу: .... Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № 01/008/2012-8391 от 04.06.2012, собственником квартиры по адресу: ..., общей площадью 59,2 кв.м. на основании государственного контракта от 10.12.2009 № 70-70-01/237/2009-667 является Российская Федерация. Из справки паспортного стола ООО «...» от 04.07.2012 следует, что истцы Шелушко В.П., Шелушко М.М. с 16.04.2010 и их сын В.В. с 10.11.2011 зарегистрированы по адресу: .... Согласно положениям пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 21.04.2011) военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в» связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктами 1, 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 21.04.2011) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. В судебном заседании установлено, что общая продолжительность службы Шелушко В.П. в Вооруженных силах РФ в календарном исчислении по состоянию на 27.04.2012 составляет 20 лет 03 дня. Указанное, подтверждается Выпиской из приказа командира войсковой части 93421 № 79 от 27.04.2011, выпиской из послужного списка о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ сержанта Шелушко В.П. Факт родственных отношений между Шелушко В.П. и Шелушко М.М., подтверждается свидетельством о заключении брака серии I-ФЛ № 367990 от 27.02.1982. В.В. дал согласие на приватизацию ... (согласие от 29.06.212 удостоверено нотариусом Н.В. за № 2718). Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Красноярскому краю от 20.01.2011 и Управления Росреестра по Томской области от 09.06.2012 в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, права в отношении истцов на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества на территории названных субъектов РФ не зарегистрированы. В соответствии со сведениями от 28.10.2010, содержащимися в Ужурском отделении филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Красноярскому краю по состоянию на 01.07.1999, по данным архива названого филиала за истцами на территории пос. Солнечный г. Ужура и Ужурского района Красноярского края объектов недвижимости на праве личной собственности не зарегистрировано. Таким образом, Шелушко В.П., Шелушко М.М. имеют право безвозмездно получить в собственность занимаемое ими жилое помещение – квартиру по адресу: .... В техническом и кадастровом паспортах от 15.05.2012 спорного жилого помещения также не содержится каких-либо ограничений (обременений) названного права. Заявлением Шелушко В.П. в ФГУ "Сибирское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Р.Ф. (почтовое отправление № 19013 от 30.05.2012), в ФГУ "Центр регионального управление жилищного обеспечения" МО РФ (почтовое отправление № 19011 от 30.05.2012), начальнику департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (почтовое отправление № 19012 от 30.05.2012) подтверждается, что истцы обращались в указанные государственные органы для приватизации квартиры по адресу: .... Указанное жилое помещение не имеет статуса служебного и не находится в закрытом военном городке, Шелушко В.П. имеет общую продолжительность военной службы 20 лет 03 дня в календарном исчислении, препятствий для передачи ему и членам его семьи в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения в судебном заседании не установлено, ответчики также не ссылались на таковые. Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» разъяснил (п. 5), что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций). В силу подпункта «б» пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. В соответствии с пунктом 2.2. Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны от 18.11.2010 № 1550, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; ведет реестр жилых помещений Министерства обороны. До настоящего времени спорная квартира в муниципальную собственность не передана, что подтверждается изученными выше доказательствами. Следовательно, Департамент жилищного обеспечения Министерство обороны РФ, ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" являются надлежащим ответчиком по данному иску, доказательств обратному суду ответчиками не представлено. На основании исследованной в судебном заседании совокупности доказательств, суд полагает подлежащим удовлетворению требование Шелушко В.П., Шелушко М.М. о признании за ними в порядке приватизации права собственности в равных долях (по 1/2) на квартиру по адресу: ..., общей площадью 59,2 кв.м. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, суд решил: Иск Шелушко В. П., Шелушко М. М. удовлетворить. Признать за Шелушко В. П., Шелушко М. М. право общей долевой собственности по 1/2 каждому на жилое помещение общей площадью 59,2 кв.м, расположенное по адресу: .... Взыскать с Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в пользу Шелушко В. П. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска. Председательствующий судья: Ю.В. Кулинченко
Дело № 2-1434/12