На момент публикации решение не вступило в законную силу



Дело № 2-1510/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 сентября 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи               Ганиной С.Н.

при секретаре                                           Якубович Л.А.,

с участием представителя истца Воронко Н.М.,

представителя ответчика Кунтиковой Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Банчикова А.А. к администрации Октябрьского района г. Томска о признании нанимателем по ранее заключенному договору социального найма жилого помещения,

установил:

Банчиков А.А. обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района г. Томска, в котором просит признать его нанимателем по ранее заключенному договору социального найма жилого помещения № 02 от 19.01.2007, расположенного по адресу: г. Томск, ..., вместо И., умершей 18.07.2009.

В обоснование своих требований истец указал, что нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Томск, ... на основании договора социального найма № 02 от 19.01.2007 является мать истца, И. умершая 18.07.2009. При жизни, И.. вселила истца в указанное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя. Они проживали одной семьей, вели совместное хозяйство, вместе несли расходы по оплате коммунальных платежей, текущему и капитальному ремонту и иные расходы, связанные с содержанием и обустройством жилья, на совместные средства покупали продукты питания. После смерти И. истец продолжает проживать в указанной квартире и выполняет все обязанности нанимателя. При обращении в администрацию Октябрьского района г. Томска с заявлением о признании нанимателем по договору социального найма № 02 от 19.01.2007 вместо умершей И. ему было отказано, в виду отсутствия документов, подтверждающие факт совместного проживания с первоначальным нанимателем.

В судебном заседании истец Банчиков А.А. будучи надлежащим образом извещенный о времени месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Воронко Н.М., действующая на основании доверенности от 05.07.2012, реестр. № 3785, требования истца поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что фактически с 19.01.2007 с согласия нанимателя И. истец проживает в квартире, расположенной по адресу г. Томск, .... Нанимателем указанной квартиры является мать истца И. с которым он совместно проживал одной семьей и вел общее совместное хозяйство.

Представитель ответчика администрации Октябрьского района г. Томска Кунтикова Ж.А., действующая по доверенности № 2 от 10.01.2012, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что требования Банчикова А.А. могут быть удовлетворены в случае подтверждения факта вселения Банчикова А.А. в качестве члена семьи нанимателя И. в квартиру по адресу: г. Томск, ... а также факта ведения совместного хозяйства и проживания с нанимателем.

Выслушав представителей сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Банчикова А.А. подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

В соответствием со ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.

Действующий с 01.03.2005 Жилищный кодекс РФ содержит аналогичные положения (ст. ст. 69, 70), ограничив право нанимателя вселять в занимаемое им по договору найма жилое помещение других граждан в качестве совместно проживающих членов семьи необходимостью получения согласия наймодателя данного жилого помещения. При этом до введения в действие 01.03.2005 Жилищного кодекса РФ такого согласия не требовалось.

Как следует из договора социального найма жилого помещения № 02 от 10.01.2007 И. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу г. Томск, ... состоящей из двух комнат, общей площадью 43,2 кв.м. В качестве лиц, постоянно проживающих совместно с нанимателем членов его семьи указан сын Банчиков В.А. Указанное жилое помещение было предоставлено И. на основании постановления Мэра г. Томска от 09.06.2005 № 325, решения Думы г. Томска № 1000 от 15.09.2005.

18.07.2009 И. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ОМ № 712834 от 07.06.2012.

В подтверждение факта родственных отношений истца Банчикова А.А. с нанимателем И. как сына и матери, истцом представлено свидетельство о рождении серии I-ОМ № 334328 от 10.06.1980.

Согласно письму администрации Октябрьского района г. Томска № 343 от 14.06.2012 общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации Октябрьского района г. Томска 13.06.2012 Банчикову А.А. было отказано в признании нанимателем квартиры по адресу: г. Томск, ... поскольку отсутствуют документы, подтверждающие факт совместного проживания с первоначальным нанимателем.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.

Таким образом, к кругу лиц, отнесенных к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, относятся: супруг, дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы. Для приобретения равного с нанимателем права на жилую площадь, необходимо вселение с согласия нанимателя для постоянного проживания с нанимателем в качестве члена семьи.

При доказанности фактов вселения в жилое помещение на постоянное жительство, проживания в нем и совместного ведения хозяйства имеются основания в случае спора о том, являлось ли конкретное лицо членом семьи нанимателя, считать его таковым.

К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи, независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

В судебном заседании установлено, что истец Банчиков А.А. постоянно проживает по адресу г. Томск, ... с 19.01.2007.

Факт исполнения надлежащим образом обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг за спорную квартиру подтвержден представленными справкой ООО «УК «ЖЭП-9» от 10.07.2012, согласно которой по адресу ... задолженности по оплате жилья по состоянию на 01.07.2012 не имеется, квитанциями за 2012 года.

Кроме того, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей С. К. показали, что с января 2007 года истец Банчиков А.А. проживал со своей матерью И. в квартире, по адресу г. Томск, ... Они проживали одной семьей, вели общее хозяйство, покупали продукты питания, несли расходы по оплате коммунальных платежей, текущему и капитальному ремонту. 18.07.2009 И. умерла, после ее смерти истец Банчиков А.А. остался проживать в указанной квартире, самостоятельно исполняет обязанности по оплате и содержанию жилого помещения.

В соответствии с ч.2 ст.82 ЖК РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

Оценивая указанные доказательства каждое в отдельности и в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Банчиков А.А. был вселен в спорное жилое помещение с согласия нанимателя И. в качестве члена семьи, проживал вместе с нанимателем постоянно с 19.01.2007 и по день смерти И. вел с ним общее хозяйство, доказательств заключения ими соглашения по поводу найма спорного жилого помещения не представлено.

Таким образом, исходя из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела, представленных доказательств и требований закона, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Банчикова А.А. о признании его нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо умершего нанимателя подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Банчикова А.А. к администрации Октябрьского района г. Томска о признании нанимателем по ранее заключенному договору социального найма жилого помещения удовлетворить.

Признать Банчикова А.А. нанимателем по ранее заключенному договору социального найма жилого помещения № 02 от 10.01.2007, расположенного по адресу: г. Томск, ... вместо И., умершей 18.07.2009.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

     

      

Председательствующий судья:                                                                 С.Н. Ганина