РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 июля 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Бессоновой М.В., при секретаре Клименовой Т.А., с участием истцов Терешкиной Н.В., Владимирова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Терешкиной Н.В., Владимирова М.В. к Федеральному государственному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению 2-й отдел "ЦРУЖО" МО РФ, Центральному военному округу – Федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, установил: Терешкина Н.В., Владимиров М.В. обратились с иском в Октябрьский районный суд г. Томска к Федеральному государственному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению 2-й отдел "ЦРУЖО" МО РФ, Центральному военному округу – Федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, в котором просят признать за Владимировым М.В. право собственности на квартиру по адресу: ...; взыскать с Министерства обороны в свою пользу расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 400 рублей. В обоснование заявленных требований истцы указали, что между Терешкиной Н.В. и «Центральным региональным управлением жилищного обеспечения» МО РФ в лице начальника Н.Н., действующей от имени собственника жилого помещения РФ (свидетельство о государственной регистрации 70 АБ № 378037 от 28.09.2009 года), Указа Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082, Устава учреждения и доверенности от 11.05.2011 г.№ 207/245д от Министра обороны РФ подписан договор социального найма жилого помещения от 28.10.2011 г. № 3296 согласно которому, я и мой муж получили в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности. Квартира состоит из 2-х жилых комнат, общей площадью 59,1 кв.м., в том числе жилой 32,3 кв.метров. Желая приватизировать данное жилое помещение, она обратилась в Министерство обороны РФ и ФГУ «СТУИО» МО РФ письменно. Однако поданное заявление удовлетворено не было. В связи с тем, что в Министерстве обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность, признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства. В связи с тем, что она и её совершеннолетний сын ранее участвовали в приватизации, мы приняли совместное решение приватизировать занимаемую нами по договору социального найма квартиру, с передачей квартиры в собственность её мужу. Так как мой муж - Владимиров М.В. в приватизации не участвовал и другого жилья не имеет. Полагают, что требование, о бесплатной передаче жилого помещения в собственность, подлежит удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья гражданам. Так как ст. 2 ФЗ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах муниципального и государственного жилищного фонда по договору найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность. Вселившись в установленном законом порядке в полученную, согласно очередности, в соответствии с действующим законодательством РФ порядке квартиру, они до настоящего времени, не могут реализовать свое право на приобретение жилья в собственность предоставленное их семье по линии Министерства обороны на основании ФЗ «О статусе военнослужащих», ФЗ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации». В судебном заседании истцы Терешкина Н.В. и Владимиров М.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Ответчики Федеральное государственное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение 2-й отдел "ЦРУЖО" МО РФ, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах не явки в суд не сообщили, не просили об отложении рассмотрения дела. Представитель ответчика Центрального военного округа – Федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ – Черных З., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив возражения, в котором также просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В представленных возражениях указано, что они считают себя не надлежащими ответчиками, поскольку являются не юридическим лицом, а лишь территориальным структурным подразделением Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. Заслушав объяснения истцов, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего. Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с ч 2. ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. В ст.40 Конституции Российской Федерации с учётом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу пунктов 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 (далее – Закон) установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации. Согласно ст. 1 Закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. В соответствии со ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 6, 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В судебном заседании установлено, что истец Терешкина Н.В. уволена с военной службы с зачислением в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. При этом общая продолжительность службы Терешкиной Н.В. в ВС РФ в календарном исчислении по состоянию на 02.12.2011 года составляет 13 лет. Указанное подтверждается трудовой книжкой АТ-IV №1866338 от 06.04.1984 года, выданной на имя Терешкиной Н.В. Также судом установлено, что квартира по адресу: ..., общей площадью 59,1 кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 70 АБ №376977 от 28.09.2009 года. Согласно положениям пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 21.04.2011) военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Согласно договору социального найма жилого помещения №3296 от 28.10.2011 года Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ передало Терешкиной Н.В. и членам ее семьи (Владимирову М.В.) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 2-х комнат в квартире общей площадью 59,1 кв.м., по адресу: ..., что также подтверждается решением №3296 от 28.10.2011 года о заключении договора социального найма, актом приема-передачи жилого помещения №3 от 16.11.2011 года, актом соответствия технического состояния квартиры №3 от 16.11.2011 года, актом приема-передачи ключей от квартиры №3 от 16.11.2011 года, решением №3296 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях от 28.10.2011 года. Как следует из справки паспортного стола ООО ... от 25.05.2012 года в квартире по адресу: ..., зарегистрированы: Терешкина Н.В. (ответственный наниматель), Владимиров М.В. (муж), А.Ф. (...), о чем также свидетельствует финансовый лицевой счет №13180 от 28.05.2012 года. Терешкина Н.В., А.Ф. от участия в приватизации отказались, что подтверждается представленными в материалы дела нотариально заверенным согласием. В соответствии с пунктами 1, 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 21.04.2011) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Сведениями «Центра технической инвентаризации Кемеровской области» от 24.02.2012 года №423, №422, от 26.05.2012 года №1208, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 05.06.2011 года №01/997/2012-3722, от 04.06.2012 года №08/005/2012-734, подтверждается, что истцы Терешкиной Н.В., Владимирову М.В. на праве личной собственности жилье не принадлежит, истец Владимиров М.В. ранее участия в приватизации не принимал, право на приватизацию истцом Терешкиной Н.В. было использовано по договору приватизации от 01.07.1993 года №2723 по адресу: .... Таким образом, Владимиров М.В. имеет право безвозмездно получить в собственность занимаемое им жилое помещение – квартиру по адресу: .... Согласно ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Указанное жилое помещение не имеет статуса служебного и не находится в закрытом военном городке, истец Терешкина Н.В. имеет общую продолжительность военной службы 13 лет, однако поскольку свое право на приватизацию ею использовано, а квартира давалась на состав семьи, в которую входил её муж – Владимиров М.В., в связи с чем, препятствий для передачи ему в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения в судебном заседании не установлено, ответчики также не ссылались на таковые. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» разъяснил (п. 5), что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций). В силу подпункта «б» пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. В соответствии с пунктом 2.2. Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны от 18.11.2010 № 1550, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; ведет реестр жилых помещений Министерства обороны. До настоящего времени спорная квартира в муниципальную собственность не передана, что подтверждается изученными выше доказательствами. Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации является надлежащим ответчиком по данному иску, при этом Федеральное государственное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение 2-й отдел "ЦРУЖО" МО РФ, Центральный военный округ – Федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ являются ненадлежащими ответчиками по делу. На основании исследованной в судебном заседании совокупности доказательств, суд полагает подлежащим удовлетворению требование Владимирова М.В. о признании за ним в порядке приватизации права собственности на квартиру по адресу: Томская область г. Томск ул. Герасименко д.1/13 кв.180, общей площадью 59,1 кв.м. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, суд решил: Исковые требования Терешкиной Н.В., Владимирова М.В. к Федеральному государственному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению 2-й отдел "ЦРУЖО" МО РФ, Центральному военному округу – Федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить. Признать право собственности за Владимировым М.В. в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру № ..., расположенную по адресу: .... Решение является основанием для прекращения записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № 70-70-01/183/2009-701 о регистрации права собственности Российской Федерации на квартиру общей площадью 59,1 кв. м, расположенную по адресу: .... Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска. Председательствующий судья М.В. Бессонова
Дело № 2-1212/2012