Дело № 2-1282/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 августа 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска Томской области в составе: председательствующего судьи Гречман А.Ю., при секретаре Щур П.В. с участием представителя истца помощника прокурора Кучеренко Н.И., представителей ответчика ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» Титова А.Б., Здорова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Томского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Авиапредприятие «Газпром авиа» о запрете эксплуатации, передачи, продажи деталей воздушного судна, У С Т А Н О В И Л: Томский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Авиапредприятие «Газпром Авиа», в котором с учетом уточнений просит запретить ответчику эксплуатировать колесо К2116, заводской № 190648, колесо К2116, заводской № 332852, в том числе передавать, продавать их другим авиапредприятиям эксплуатантам воздушных судов для использования при последующей эксплуатации на воздушных суднах. В обоснование заявленных требований указал, что Томской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов, в ходе которой выявлены авиа агрегаты происхождение которых установить не представилось возможным, и которые используются на эксплуатируемых воздушных судах. ООО Авиапредприятие "Газпром авиа" имеет сертификат эксплуатанта № АР-08-11-34, со сроком действия до 01.11.2014, использует в своей деятельности воздушное судно Ми-8Т с регистрационным знаком RA-24446 сертификат летной годности № 2082112352, срок действия до 26.09.2013). Установлено, что на воздушном судне Ми-8Т бортовой № RA224446 установлены следующие авиа агрегаты, на которых оформлены дубликаты паспортов: огнетушитель ВП-7400-200, заводской № 84068 (дата оформления дубликата 08.09.2009); огнетушитель ВП-7400-200, заводской № Г900550 (дата оформления дубликата 08.09.2009); огнетушитель ВП-7400-200, заводской № Г900724 (дата оформления дубликата 08.09.2009); колесо К2116, заводской № 190648 (дата оформления дубликата 21.11.2005), колесо К2116, заводской № 332852 (дата оформления дубликата 17.01.2006). В дубликатах паспортов на огнетушителя ВП-7400-200, заводской № 190648 изготовлен ОАО «Балашихинский литейно-механический завод». Согласно справки, предоставленной ОАО «Балашихинский литейно-механический завод», указанное колесо К2116, заводской № 190648, колесо К2116, № 332852, не изготавливались. В дубликатах паспортов огнетушителя ВП-7400-200, заводской № 84068, огнетушителя ВП-7400-200, заводской № Г900550 огнетушителя ВП-7400-200, заводской № Г900724, завод-изготовитель не указан. Согласно сведений, имеющихся в ООО Авиапредприятие "Газпром авиа", огнетушитель ВП-7400-200, заводской № 84068, огнетушитель ВП-7400-200, заводской № Г900550 огнетушитель ВП-7400-200, заводской № Г900724, ФГУП "Котласский электромеханический завод". В ходе проверки установлено, что огнетушители ВП-7400-200 ОАО "Котласский электромеханический завод" либо ФГУП "Котласский электромеханический завод" не изготавливаются, о чем свидетельствует справка указанного предприятия. Таким образом, воздушное судно Ми-8Т бортовой № RA24446, на котором установлен огнетушитель ВП-7400-200, заводской № 84068, огнетушитель ВП-7400-200, заводской № Г900550, огнетушитель ВП-7400-200, заводской № Г900724, колесо К2116, заводской № 190648, колесо К2116, заводской № 332852, является неисправным и не должно допускаться к выполнению полетов. Вопреки вышеуказанным требованиям ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» проверку на аутентичность указанных авиа агрегатов до настоящего времени не провело, мер по их отстранению не приняло, незаконно допустив неисправное воздушное судно Ми-8Т бортовой № RA24446 к выполнению полетов. Обеспечить безопасную эксплуатацию воздушного судна, перевозку пассажиров при таких обстоятельствах невозможно. Эксплуатация воздушного судна Ми-8Т бортовой № RA24446 создает потенциальную опасность воздушному движению, угрозу жизни и здоровью пассажиров, экипажа воздушного судна, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а, следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц. Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно пп. 1 и 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Указанные нормы корреспондируют предусмотренному ст. 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающее угрозу его нарушения. Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Представитель истца помощник Томского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Кучеренко Н.И., в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, заявлении об уточнении исковых требований. Представители ответчика ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» Титов А.Б., действующий №69/12 от 17.04.2012 года, Здоров А.А. возражали против удовлетворения исковых требований истца, пояснили, что в настоящее время все неисправности устранены, колеса находятся на складе, на вертолете не эксплуатируются. Заслушав явившихся участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии со ст. 36 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Порядок выдачи сертификата летной годности устанавливается федеральными авиационными правилами. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство РФ состоит из Воздушного кодекса РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В силу требований п. 1 Федеральных авиационных правил "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 № 132 (далее Правила), экземпляр гражданского воздушного судна допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности. В соответствии с п. 13 Правил уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган принимает решение о выдаче заявителю сертификата летной годности экземпляра воздушного судна после проведения оценки соответствия летной годности экземпляра воздушного судна установленным требованиям. В силу требований п. 2 Общих технических требований к летной годности экземпляра воздушного судна (приложение № 1 к Правилам), экземпляр воздушного судна и его документация должны соответствовать следующим требованиям: пономерная документация содержит все необходимые записи; каждый компонент воздушного судна с ограниченным ресурсом и (или) сроком службы имеет остаток ресурса и (или) срока службы; на экземпляре воздушного судна и всех его компонентах в соответствии с эксплуатационной документацией выполнен полный комплекс технического обслуживания и ремонта в организациях по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, сертифицированных в установленном воздушным законодательством РФ порядке, и устранены все неисправности и их последствия; на экземпляре воздушного судна и всех его компонентах выполнены все работы (разовые осмотры, проверки и доработки), предусмотренные нормативными актами уполномоченного органа в области гражданской авиации; для полета в заявленных условиях навигации экземпляр воздушного судна укомплектован соответствующим оборудованием и обеспечен соответствующей эксплуатационной документацией; на экземпляре воздушного судна и каждом его компоненте отсутствуют изменения конструкции, которые не предусмотрены действующей эксплуатационной документацией и (или) нормативными актами уполномоченного органа в области гражданской авиации, и не согласованы с разработчиком воздушного судна; экземпляр воздушного судна и каждый его компонент полностью укомплектованы согласно перечню в пономерной документации. Согласно раздела № 1 «Методики оценки аутентичности» № 24.10-966ГА (2-я редакция) (далее Методика), утвержденной 24.12.2004 заместителем Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации Минтранса России, под пономерной документацией понимаются формуляры, паспорта, этикетки (а также дубликат на них) или иная документация на компоненты воздушных судов, предназначенная для учета наработки и технического состояния компонента воздушного судна, его приема-передачи, действительная только для данного компонента воздушного судна, зарегистрированного на изготовителе под определенным номером. Согласно раздела № 1 Методики под неутвержденным компонентом воздушного судна понимается компонент воздушного судна с неутвержденной сопроводительной и пономерной документацией. Под неутвержденной пономерной документацией понимается пономерная документация на компонент воздушного судна, оформленная с отклонениями от требований действующих нормативно-технических документов. Названные нормы закона свидетельствуют о том, что паспорт (его дубликат) на авиа агрегат является официальным документом, не соответствие которого влечет отсутствие необходимых сведений о техническом состоянии авиа агрегата, а следовательно воздушного судна. В соответствии с п. 4.2.21 Методики, дубликат формуляра (паспорта, этикетки) на компонент воздушного судна признается действительным, в том числе при оформлении акта "Об оформлении дубликата" установленного образца с указанием авиационной организации, его оформившей, изготовителя компонента воздушного судна и др. Судом установлено, что ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» имеет сертификат эксплуатанта № АР-08-11-34, со сроком действия до 01.11.2014 года и использует в своей деятельности воздушное судно Ми-8Т с регистрационным знаком RA-24446, о чем свидетельствует сертификат летной годности № 2082112352, срок действия до 26.09.2013 года, Устав ООО Авиапредприятие «Газпром авиа», утвержденный решением участника ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» от 29.01.2010 года №12 и Положение №35а от 20.04.2010 года о Томском филиале ООО Авиапредприятие «Газпром авиа». Как следует из искового заявления и пояснений представителя истца, Томской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов, в ходе которой выявлены авиа агрегаты, происхождение которых установить не представилось возможным, и которые используются на эксплуатируемых воздушных судах. В ходе проверки было установлено, что на воздушном судне Ми-8Т бортовой № RA24446 установлены следующие авиа агрегаты, на которых оформлены дубликаты паспортов: огнетушитель ВП-7400-200, заводской № 84068 (дата оформления дубликата 08.09.2009); огнетушитель ВП-7400-200, заводской № Г900550 (дата оформления дубликата 08.09.2009); огнетушитель ВП-7400-200, заводской № Г900724 (дата оформления дубликата 08.09.2009); колесо К2116, заводской № 190648 (дата оформления дубликата 21.11.2005), колесо К2116, заводской № 332852 (дата оформления дубликата 17.01.2006), что подтверждается представленными в дело дубликатами паспортов. Согласно справки, предоставленной ОАО "Балашихинский литейно-механический завод" от 16.02.2012 № 62-20, колесо нетормозное К2116 на указанном предприятии не изготавливалось. Согласно ст. 35 Воздушного кодекса Российской Федерации, требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее - требования к летной годности и охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов. В силу п. 1.1.1. Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России, утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.11.1995 № ДВ-130 (далее - НТЭРАТ ГА), указанное НТЭРАТ ГА является официальным документом государственного органа управления воздушным транспортом (ГОУВТ), определяющим нормативные основы деятельности в области технической эксплуатации (ТЭ), технического обслуживания и ремонта (ТОиР) авиационной техники (AT), используемой в гражданских структурах транспорта, состоящих под юрисдикцией государства, полномочным органом которого НТЭРАТ ГА вводится в действие. НТЭРАТ ГА входит в комплекс организационно-распорядительной документации, устанавливающей организационные, нормативные, технические и иные правила эксплуатации авиационной техники, ее техническому обслуживанию и ремонту, именуемый эксплуатационной (ремонтной) документацией (ЭД) или (ЭРД). В соответствии с п. 1.1.3. НТЭРАТ ГА техническая эксплуатация авиационной техники представляет собой состояния и процессы: функционирования авиационной техники; подготовки воздушных судов к полетам; контроля и восстановления свойств авиационной техники. Согласно п.п. 2.2.1. - 2.2.2 НТЭРАТ ГА-93 к полетам допускают только исправные воздушные судна, имеющие достаточный для выполнения конкретного полета остаток ресурса и срока службы, отвечающие техническим условиям, прошедшие установленную соответствующими документами (ЭРД) проверку и подготовку. На основании ч. 5 ст. 37 Воздушного кодекса РФ соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания гражданского воздушного судна, предусмотренных эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна и обеспечивающих поддержание его летной годности, возлагается на эксплуатанта воздушного судна. В соответствии с п. 4.3.1 Методики, проверке подлежат компоненты воздушного судна с ограниченным ресурсом, с дубликатами формуляров (паспортов, этикеток), а также на компоненты воздушных судов, полученные из сомнительных источников. Согласно п. 4.1.6 Методики, при выявлении неутвержденного компонента воздушного судна авиационная организация принимает меры по отстранению его от эксплуатации. Как установлено в судебном заседании, в настоящее время колесо нетормозное К2116, заводской № 190648, колесо нетормозное К2116, заводской № 332852, находившиеся на вертолете Ми-8Т бортовой № RA24446 заменены на аутентичные колеса. Также, из представленных документов: актов на списание от 18.04.2012 года, от 18.04.2012 года, следует, колесо нетормозное К2116, заводской № 190648, колесо нетормозное К2116, заводской № 332852 по причине не подтверждения аутентичности с завода-изготовителя подлежат списанию. Таким образом, суд приходит к выводу, что, не смотря на представленные ответчиком доказательства о списании колес, удовлетворению подлежат требования истца о запрете ответчику эксплуатировать колесо К2116, заводской № 190648, колесо К2116, заводской № 332852, в том числе передавать, продавать их другим авиапредприятиям эксплуатантам воздушных судов для использования при последующей эксплуатации на воздушных суднах. Согласно п.п. 1 и 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Указанные нормы корреспондируют предусмотренному ст. 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающее угрозу его нарушения. Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Оценивая представленные доказательства, с учетом вышеуказанных норм права, суд считает, в данном случае законность и обоснованность требований истца нашла свое подтверждение в судебном заседании, а значит исковые требования Томского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» о запрете эксплуатации, передачи, продажи указанных деталей воздушного судна другим авиапредприятиям эксплуатантам воздушных судов, подлежат удовлетворению. В соответствие с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой истец освобожден. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Томского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Авиапредприятие «Газпром авиа» удовлетворить. Запретить Обществу с ограниченной ответственностью Авиапредприятие «Газпром авиа» эксплуатировать колесо нетормозное К2116, заводской № 190648, колесо К2116, заводской № 332852, в том числе передавать, продавать их другим авиапредприятиям эксплуатантам воздушных судов для использования при последующей эксплуатации на воздушных суднах. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Авиапредприятие «Газпром авиа» государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска. Судья А.Ю. Гречман