На момент публикации решение не вступило в законную силу



Дело № 2-1489/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Кулинченко Ю.В.,

при секретаре Толстокулаковой Е.М.,

с участием представителя прокурора Бусыгиной М.С.,

представителей истца Коренкова В.Ю., Мочаловой Н.Г.,

представителей ответчика Пипкина В.В., Каянина А.Н,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Томского района Томской области к ООО «Альянс Авто» об обязании произвести работы,

установил:

Прокурор Томского района Томской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов РФ в лице ФКУ «Федеральное Управление Автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства, Кемеровского филиала ФКУ «Федеральное дорожное агентство государственное учреждение «Сибуправтордор» и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ООО «Альянс Авто», в котором с учетом последующего уточнения заявленных требований просил обязать ответчика в срок до 01.10.2013 произвести необходимые работы по приведению примыкания подъезда от пункта автозаправочной станции ООО «Альянс-Авто», расположенной в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал» км 96+70 (справа) в соответствии с федеральным законодательством и проектной документацией, а именно: произвести устройство переходно-скоростных полос и их освещение, оборудовать островки безопасности, установить знаки организации дорожного движения, произвести твердое усовершенствованное покрытие площадки отстоя транспорта, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в доход местного бюджета.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Томского района Томской области проведена проверка исполнения федерального законодательства о безопасности дорожного движения хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в полосе отвода федеральных дорог общего пользования на территории Томского района Томской области. Проверкой установлено, что в придорожной полосе земельного участка федеральной автомобильной дороги М 53 «Байкал» в окрестностях с. Калтай Томского района Томской области (подъезд к г. Томску, км 96+570 (справа) на землях, не входящих в состав Калтайского сельского поселения, расположен объект дорожного сервиса «АЗС», состоящий из земельного участка с нежилым строением, колонками, емкостями для ГСМ, иного оборудования и подъездными путями. Объект дорожного сервиса (АЗС) принадлежит на праве собственности ООО «Альянс-Авто». На основании договора аренды № Кал-2012-01 от 09.12.2011 автозаправочная станция с земельным участком по адресу: Томская область, Томский район, с. Калтай, ул. Ленина, 123, ООО «Альянс Авто» переданы в аренду ООО «Магистраль» для использования арендатором по своему прямому назначению (прием, временное хранение и реализация ГСМ, реализация сопутствующих товаров и услуг, реализация фасованных нефтепродуктов и смазочных материалов). В настоящее время ООО «Магистраль» осуществляет деятельность на АЗС по хранению и реализации ГСМ на территории Томского района. Выезд с АЗС примыкает к федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал» в окрестностях с. Калтай Томского района Томской области (подъезд к г. Томску, км 96+570 (справа). 20.04.2010 и 19.05.2011 Федеральным дорожным агентством Государственное учреждение «Сибуправтодор» Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь», находящееся в ведении Росавтодора совместно с представителями управления ГИБДД ГУВД по Томской области и управления ГАДН по Томской области проведена инвентаризация объектов дорожного сервиса, расположенных в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М 53 «Байкал» в окрестностях с. Калтай Томского района Томской области (подъезд к г. Томску, км 96+570 (справа). Согласно Актам № 58 от 20.04.2010 и № 55 ДС от 19.05.2011 обследования объекта дорожного сервиса «АЗС» выявлено, что автозаправочная станция эксплуатируется с нарушением предъявляемым к ней требованиям: при отсутствии согласования с владельцем дороги на размещение объекта; отсутствии проектной документации на присоединение объекта сервиса к федеральной дороге (согласованной с владельцем дороги и УГИБДД); отсутствии переходно-скоростных полос и их освещения, а также дорожных знаков и других элементов обустройства дороги. По результатам обследования дороги М-53 «Байкал» в адрес собственника и арендатора филиалом ФКУ «Сибуправтодор» были направлены предписания о выполнении технических условий для обеспечения безопасности дорожного движения, которые до настоящего времени не исполнены. Таким образом, указанные нарушения могут привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, возникновению угрозы жизни и здоровья людей, приводят к разрушению кромки полотна дорожного покрытия и укрепленной обочины дороги, и, как следствие, к ущербу государственной собственности. Установленные в действиях ООО «Альянс-Авто» нарушения напрямую затрагивают публичные права и свободы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения вышеуказанную автодорогу.

В судебном заседании представитель прокурора Томского района Томской области – помощник прокурора Бусыгина М.С., представители истца ФКУ «Федеральное Управление Автомобильных дорого «Сибирь» Федерального дорожного агентства - Коренков В.Ю., действующий на основании доверенности от 27.07.2011, выданной сроком по 31.12.2012, Мочалова Н.Г., действующая на основании доверенности от 27.07.2011, выданной сроком по 31.12.2012, исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив, что федеральная автомобильная дорога не проходит в границах населенного пункта, вдоль федеральных дорог земель населенных пунктов нет. В придорожной полосе расположена АЗС ООО «Альянс Авто», которая имеет нарушения влияющие на безопасность дорожного движения. Дорога не проходит в границах населенных пунктов, так как сама граница с. Калтай расположена далеко от дороги, расстояние более 500 м. В настоящее время реконструкция автодороги не закончена. После ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, которым является участок автомобильной дороги М-53 «Байкал», ему будет присвоена вторая категория. АЗС входит в придорожную полосу. От границ полосы отвода до границы территории АЗС расстояние 20 метров.

Представители ответчика ООО «Альянс Авто» - Пипкин В. В., Каянин А.Н., действующие на основании доверенностей от 07.09.2012, выданных сроком на один год, исковые требования не признали, пояснили, что АЗС была построена более 10 лет назад. Вводилась она в эксплуатацию в соответствие с теми нормативными документами, которые были представлены на то время. АЗС соответствует всем правилам для автозаправочных станций. Нет доказательств установления придорожной полосы в порядке, установленном законом. Дорога М-53 находиться в границах населенного пункта с. Калтай. Категория дороги на данный момент вторая.

Представитель третьего лица ООО «Магистраль» в судебное заседание не явился. Суд на основании положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии названного третьего лица.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленное исковое требование подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 2 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.95 «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об автомобильных дорогах) объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Пунктом 2 Приказа Минтранса РФ № 4 от 13.01.2010 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» предусмотрено, что в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильных дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития, который предусматривает, что в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением: объектов дорожного сервиса.

В соответствии с чч. 6 и 11 ст. 22 Закона об автомобильных дорогах объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги федерального значения, площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги федерального значения. При примыкании к автомобильной дороге федерального значения подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога М-53 «Байкал» в соответствии с Законом об автомобильных дорогах относится к федеральным дорогам.

Согласно свидетельству о государственной регистрации серии 70 АБ № 092382 от 28.04.2007 Федеральному государственному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь», постановления муниципалитета Томского района № 366-з от 02.04.2004, выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 14.09.2012 Федеральному дорожному агентству принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок для обслуживания и эксплуатации автомобильной дороги площадью 102,76 га по адресу: Томский район, Автодорога, Новосибирск-Иркутск, Байкал. Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии 70-АА № 212844 от 15.08.2003 и вышеназванной выписки от 14.09.2012, данный земельный участок является собственностью РФ.

Из свидетельства о государственной регистрации права серии 70-АВ № 134270 от 25.03.2011 видно, что ООО «Альянс-Авто» является правообладателем автозаправочной станции (АЗС), расположенной по адресу: Томская область, Томский район, с. Калтай, ул. Ленина, № 123.

Кроме того, ответчик является собственником расположенного по тому же адресу земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации АЗС общей площадью 1208 кв.м., что усматривается из свидетельства о государственной регистрации права серии 70-АВ № 095471 от 09.03.2011, кадастрового паспорта земельного участка от 10.02.2011.

Из представленных суду схемы АЗС ООО «Альянс-Авто», плана автомобильной дороги М-53 «Байкал» видно, что выезд с данной станции примыкает к федеральной автомобильной дороги М 53 «Байкал» в окрестностях с. Калтай Томского района Томской области (подъезд к г. Томску, км 96+570 (справа), что также подтверждается адресной справкой на объект недвижимости от 24.01.2011.

Как следует из обращения директора Кемеровского филиала ФКУ «Сибуправтодор» в адрес прокурору Томского района от 28.02.2012, в апреле 2010 г. и в мае 2011 г. названным филиалом совместно с представителями управления ГИБДД ГУВД по Томской области и управления ГАДН по Томской области проведена инвентаризация объектов дорожного сервиса, расположенных в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал», подъезд к г. Томску на территории Томского района.

В результате инвентаризации выявлено, что расположенная в придорожной полосе федеральной дороги М-53 «Байкал», подъезд к г. Томску, кс 96+570 (справа) автозаправочная станция ООО «Альянс Авто» эксплуатируется со следующими нарушениями: отсутствует согласования с владельцем дороги; отсутствует проектная документация на присоединение объекта сервиса к федеральной дороге (согласованной с владельцем дороги и УГИБДД); отсутствуют переходно-скоростные полосы и их освещение, а также отсутствуют дорожные знаки и другие элементы обустройства дороги.

Согласно предписаниям Кемеровского филиала ФКУ «Сибуправтодор» № 14 от 21.01.2011, № 376 от 28.07.2011 в адрес владельца и арендатора объекта сервиса (АЗС) на автомобильной дороги М-53 «Байкал», подъезд к г. Томску, кс 96+570 (справа), неоднократно направлялись предписания о выполнении технических условий для обеспечение безопасности дорожного движения.

Однако до настоящего времени данные предписания не выполнены, что представителями ответчика не оспаривается и следует из акта № 6 ДС обследования объекта дорожного сервиса от 19.04.2012.

Указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, возникновению угрозы жизни и здоровья людей, кроме того приводят к разрушению кромки полотна дорожного покрытия и укрепленной обочины дороги, как следствие, к ущербу государственной собственности.

Тем самым нарушается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Представителями ответчика в обоснование невыполнения требований названного федерального учреждения указывается на то, что АЗС соответствует всем правилам для автозаправочных станций, как указано истцом.

С данными выводами ответчика суд не может согласиться, исходя из следующего.

Статья 26 Закона об автомобильных дорогах для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития устанавливается конкретная ширина каждой придорожной полосы. Так, для автомобильных дорог первой и второй категорий данная ширина установлена в размере семидесяти пяти метров.

В соответствии с п. 16 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Из представленного суду положительного заключения государственной экспертизы № 295-09/ОГЭ-1621/02 в отношении объекта капитального строительства (участок автомобильной дороги М-53 «Байкал», подъезд к городу Томск км 82 – км 98) видно, что названная автомобильная дорога относится ко второй категории дороги. В связи с чем ширина ее каждой придорожной полосы составляет 75 метров.

Согласно плану данной автомобильной дороги, изготовленному в связи с ее реконструкцией ООО «Институт «Индор-Проект», АЗС ООО «Альянс-Авто» расположена в пределах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал». В связи с изложенным доводы ответчика об обратном являются несостоятельными.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в данном случае вышеназванные технические требования, предъявляемые к объектам дорожного сервиса для обеспечение безопасности дорожного движения, должны быть выполнены владельцем АЗС - ООО «Альянс-Авто».

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, в силу п. 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 374 от 23.07.2004, является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства находится в ведении Росавтодора (п. 29 раздела II Приложения к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 №1731-р).

Соответственно, выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к федеральной автомобильной дороге осуществляется Федеральным дорожным агентством или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями, в том числе ФГУ «Сибуправтодор».

Постановлением Правительства № 1420 от 01.12.1998 утверждены Правила установления и использования придорожных полос Федеральных автомобильных дорог общего пользования (далее - Правила), согласно п. 1 которого предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования (далее именуются - органы управления федеральными автомобильными дорогами), а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п. 10 Правил размещения в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:

а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;

б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

На основании п. 11 Правил размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к федеральной автомобильной дороге и съездов с нее, располагая, как правило, эти объекты комплексно в границах земель, отведенных для этих целей.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.

Порядок и нормативы обустройства каждого из элементов примыкания регламентированы в различных ГОСТах и СНиПах, в частности, согласно ГОСТ Р 527662007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами по СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» (пункт 5.5.8), на участках дорог в зонах размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток должно предусматриваться стационарное электрическое освещение (пункт 4.6.1.1), в ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения» предусмотрена необходимость разработки схемы установки дорожных знаков, сигнальных столбиков, нанесения горизонтальной дорожной разметки и барьерного ограждения и другие.

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации № 727 от 27.06.1998 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» предусмотрено, что все расходы по обустройству, ремонту и содержанию подъездов, съездов, примыканий, площадок для стоянки автомобилей и других объектов, находящихся в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования, несут собственники и владельцы этих объектов.

С учетом изложенного, исходя из установленных судом обстоятельств дела и вышеприведенных требований закона, суд приходит к выводу о том, что выявленные со стороны ООО «Альянс Авто» факты нарушений технических условий, предъявляемых к объекту дорожного сервиса – АЗС, напрямую затрагивают публичные права и свободы неопределенного круга лиц, потенциально использующие для передвижения автодорогу, дальнейшее допущение нарушений данных требований со стороны ответчика что может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, возникновению угрозы жизни и здоровья людей.

Необоснованны доводы представителей ответчика о том, что рассматриваемый объект дорожного сервиса находится на территории населенного пункта с. Калтай (ул. Ленина, 123) в связи с чем на основании ч.1 ст. 26 Закона об автомобильных дорогах придорожные полосы отсутствуют и поэтому предъявляемые ответчику требования к ним не относятся.

Действительно в силу требований ст. 26 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ придорожные полосы устанавливаются для автомобильных дорог, за исключением тех, которые расположены в границах населенных пунктов.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Из приведенных положений следует, что следует, что границы населенного пункта и границы соответствующего муниципального образования понимаются различно. Границы населенного пункта определяются прежде всего его застройкой, тогда как границы муниципального образования могут включать в себя земли различных категорий (сельхозугодия, земли промышленности и т.д.). В данном же случае, как видно из схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории и ответа из Комитета по земельным ресурсам от 27.09.2012, участок федеральной автодороги, в том числе и примыкающая к ней АЗС, находится в границах муниципального образования «Калтайское сельское поселение», но при этом не проходит через территорию застройки населенного пункта.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, населенный пункт это застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 - 5.26.

Таких знаков перед рассматриваемой автозаправочной станцией нет, что никем из лиц, участвующих в деле не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора Томского района Томской области законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика ООО «Альянс-Авто» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере 4000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Томского района Томской области удовлетворить полностью.

Обязать ООО «Альянс-Авто» в срок до 01.10.2013 произвести необходимые работы по приведению примыкания подъезда от пункта автозаправочной станции ООО «Альянс-Авто», расположенной в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал» км 96+70 (справа) в соответствии с федеральным законодательством и проектной документацией, а именно: произвести устройство переходно-скоростных полос и их освещение, оборудовать островки безопасности, установить знаки организации дорожного движения, произвести твердое усовершенствованное покрытие площадки отстоя транспорта.

Взыскать с ООО «Альянс-Авто» судебные расходы по оплате государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, в пользу муниципального образования «город Томск» в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий-судья: Ю.В. Кулинченко