РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 октября 2012 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Ганиной С.Н., секретаря Белоногова В.Ю., с участием представителя заявителя Каширина Р.А., представителя заинтересованного лица Брюханцевой Е.В., заинтересованных лиц Богаева С.Б., Евсеевой С.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об отказе государственной регистрации, установил: Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г.Томск обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение государственного регистратора Лебедевой М.В. об отказе государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок по адресу: г.Томск, ул.Лермонтова, 5; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее Управление Росреестра по Томской области) устранить в полном объеме препятствие к осуществлению муниципальным образованием «Город Томск» своих прав путем осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/2 долю в праве собственности на указанный земельный участок на основании представленных документов в течение семи дней со дня вынесения решения суда. В обоснование заявленных требований указано, что в Управление Росреестра по Томской области 13.02.2012 было подано заявление о государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок по адресу: г.Томск, ... На данном земельном участке расположен жилой дом, в котором находится помещение, принадлежащее муниципальному образованию «Города Томска». Для регистрации права собственности представителем заявителя были представлены все необходимые документы. По результатам рассмотрения заявления государственным регистратором Лебедевой М.В. принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права. Основаниями для принятия решения послужили сомнения в наличии оснований для государственной регистрации. Указанное решение препятствует государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - 1/2 долю в праве собственности на земельный участок по адресу: г.Томск, ... и последующему распоряжению данным имуществом. Земельный участок по адресу: г.Томск, ... предназначен для эксплуатации расположенного на нем жилого дома. Указанное использование земельного участка не является предпринимательской или иной экономической деятельностью муниципального образования «Город Томск» или департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска. Представитель заявителя Каширин Р.А., действующий на основании доверенности № 11 от 01.02.2012 заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица Брюханцева Е.В., действующая на основании доверенности № 43 от 28.08.2012 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержала позицию, изложенную в отзыве, согласно которому 13.02.2012 в Управление обратилась Л. от имени муниципального образования «Город Томск» с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве 1/2), по адресу: г. Томск, ... В качестве основания возникновения права собственности были указаны абз.2 п.З ст.3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» № 137-Ф3 от 25.10.2001, договор от 14.08.1935 № 934. В соответствии с записями ЕГРП жилой дом по адресу: г. Томск, ул. Лермонтова, 5 находится в общей долевой собственности Богаева С.Б. (1/8 доля), Евсеевой С.Д. (1/8 доля). На основании норм действующего законодательства Управление считает, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также Департаментом не представлены документы, необходимые для государственной регистрации. Заинтересованное лицо государственный регистратор Лебедева М.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, что суд в соответствии со ст. 257 ГПК РФ считает возможным. Заинтересованные лица Богаев С.Б., Евсеева С.Д. в судебном заседании требования поддержали, просили заявление удовлетворить, указав, что отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок препятствует реализации их прав как участников долевой собственности на спорный объект недвижимости. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В силу ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 8 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Частью 1 ст. 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ). В соответствии ч.1 ст. 131, ч. 1 ст. 164 ГК РФ, ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации), права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и указанным Федеральным законом. Согласно п. 1 ст. 9 Закона о регистрации, п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируется положениями главы 3 Закона о регистрации. Пунктом 1 статьи 13 названного Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации). Согласно п. 2 ст. 17, ст. 18 данного Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, соответствующие установленным законом требованиям. Из вышеприведенной ст. 13 Закона о регистрации усматривается, что в компетенцию Управления Росреестра по Томской области входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на регистрацию. Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Пунктом 1 ст. 28 Закона о регистрации предусмотрено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в п. 1 ст. 20 настоящего Федерального закона, в частности, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав. Судом установлено, что на основании договора от 14.08.1935 № 934 муниципальное образование «Город Томск» является правообладателем доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г.Томск, ..., кадастровый номер ... Согласно п.1 ст.16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. 13.02.2012 Л. от имени муниципального образования «Город Томск» обратилась в Управление Россреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве 1/2), по адресу: г. Томск, ... В качестве основания возникновения права собственности были указаны абз.2 п.З ст.3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» № 137-Ф3 от 25.10.2001, договор от 14.08.1935 № 934. Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 13.02.2012 дата окончания срока регистрации – 12.03.2012. В соответствии с сообщением от 16.04.2012 № 01/034/2012-789 государственным регистратором Лебедевой М.В. отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве 1/2) на земельный участок, расположенный по адресу: г. Томск, ... В качестве оснований принятия решения об отказе в государственной регистрации указано, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. Суд считает, что в данном случае оснований для отказа в государственной регистрации не имелось, исходя из следующего. В соответствии с п. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации). На основании абз. 1 п. 3 ст. 3.1 Закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. При этом следует учитывать, что процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения ст. 3.1 Закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не изменяют действия других положений данного Кодекса, в том числе статьи 36. Как следует из п. 1, 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом РФ, а также в силу положений ст. 19 данного Кодекса не исключена возможность приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность в том числе и для муниципального образования. Таким образом, принимая во внимание, что согласно представленным на государственную регистрацию сведениям о зарегистрированном праве собственности от 17.08.2011 № 8519401, выданным Томским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в долевой собственности у муниципального образования «Город Томск» и иных лиц находится здание (объект индивидуального строительства) по адресу: г. Томск, ... основания для отказа в государственной регистрации права муниципального образования на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на данный земельный участок отсутствовали. Следует отметить, что поскольку в соответствии с записями ЕГРП жилой дом по адресу: г. Томск, ... находится в общей долевой собственности физических лиц Богаева С.Б. (1/8 доля), Евсеевой С.Д. (1/8 доля), отказ в регистрации права муниципальной собственности на земельный участок по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом РФ. Кроме того, в сообщении не изложены конкретные основания для отказа в государственной регистрации, для того, чтобы заявитель мог представить дополнительные доказательства наличия у него оснований для государственной регистрации прав, представить необходимые для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них). Указание на то, что возникли сомнения, не позволяет, в случае наличия препятствий, устранить их. В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения государственного регистратора Лебедевой М.В. об отказе государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок по адресу: город Томск, ... Указанное является основанием для возложения на Управление Росреестра по Томской области устранить в полном объеме препятствие к осуществлению муниципальным образованием «Город Томск» своих прав путем осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок по адресу: г.Томск, ... на основании представленных документов в течение семи дней со дня вынесения решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: Заявление Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об отказе государственной регистрации удовлетворить. Признать незаконным решение государственного регистратора Лебедевой М.В. об отказе государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок по адресу: г.Томск, ... Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области устранить в полном объеме препятствие к осуществлению муниципальным образованием «Город Томск» своих прав путем осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок по адресу: г.Томск, ... на основании представленных документов в течение семи дней со дня вынесения решения суда. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска. Председательствующий судья: С.Н. Ганина
Дело № 2-1790/12