На момент публикации решение не вступило в законную силу



Дело № 2-1553/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Гречман А.Ю.,

при секретаре Кузнецовой И.В.,

с участием представителя истца Рудовой Т.А.,

представителя ответчика Галимовой Ю.С.

представителя третьего лица Бараулиной О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Горбик О.В. к Федеральному казенному учреждению «Лечебно-исправительное учреждение № 1» УФСИН России по Томской области об оспаривании приказа и взыскании компенсационной надбавки,

У С Т А Н О В И Л:

Горбик О.В. обратилась с суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебно-исправительное учреждение № 1» УФСИН России по Томской области (далее по тексту – ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области), в котором просит с учетом уточнений признать незаконным приказ № 153-лс от 20.06.2012 об отмене выплаты компенсационного характера за работу в противотуберкулезной организации в размере 45 % к должностному окладу; взыскать с ответчика в пользу Горбик О.В. невыплаченную заработную плату (надбавку) за июль 2012 года в сумме 1771,20 руб., за август 2012 года в сумме 2598, 43 руб., за сентябрь 2012 года в сумме 2597,85 руб.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что она с 29.04.2003 работает в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в должности медицинской сестры процедурного кабинета в штате 2-го туберкулезного легочного отделения туберкулезной больницы. Трудовой договор от 29.04.2003 является бессрочным. Ее работа сопряжена с непосредственным оказанием медицинской помощи, содержащимся в учреждении осужденным, больным открытой формой туберкулеза. На основании Приказа ФСИН России № 739 от 26.12.2007 «О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы» и в связи с тем, что она осуществляет непосредственную противотуберкулезную помощь, ответчик обязан выплачивать ей ежемесячную надбавку к должностному окладу в размере 45%. 20.04.2012 работодатель письменно уведомил ее о своем намерении изменить существенные условия труда в части оплаты труда, и что выплата компенсаторного характера в размере 45% к должностному окладу за работу в противотуберкулезной организации отменяется с 21.06.2012, что и было сделано оспариваемым приказом № 153-лс от 20.06.2012. В июле данная надбавка ей выплачена не была. Считает указанный приказ незаконным, поскольку по специфике своей работы она непосредственно оказывает противотуберкулезную помощь осужденным в условиях опасности инфицирования, ее рабочее место аттестовано по факторам производственной среды и трудового процесса с классом 4 – экстремальный, работодатель сам установил ей к выплате данную надбавку. На основании изложенных обстоятельств и в соответствии со ст. 72, 391-393 ТК РФ истец просит удовлетворить заявленные исковые требования.

В судебное заседание истец Горбик О.В. не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Горбик О.В.

Представитель истца Горбик О.В. - Рудова Т.А., действующая на основании доверенности от 21.05.2012 реестр. № 1-1829, в судебном заседании иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенном в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области – Галимова Ю.С., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 № 3, в судебном заседании иск не признала, представив отзыв, согласно которому, в соответствии с Уставом, ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области является лечебным исправительным учреждением, созданным для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы на период их лечения. Учреждение несет связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1.1. Устава). Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус лечебного исправительного учреждения (п. 1.6. Устава). В соответствии с пунктом 1.7. Устава, Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств. Структура и штатное расписание Учреждения утверждаются приказом УФСИН России по Томской области в соответствии с доведенными лимитами численности и бюджетными ассигнованиями, а также типовыми структурами и нормативами штатной численности, утвержденными в установленном порядке (п. 1.12 Устава). С 01.01.2008, в соответствии с приказом ФСИН России от 26.12.2007 № 739 «О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы» всем медицинским работникам, осуществляющим непосредственную противотуберкулезную помощь, и в наименовании должностей которых имелось словосочетание «медицинская сестра» была установлена ежемесячная надбавка к окладу по занимаемой штатной должности в размере 45%. 17.04.2012 в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области из УФСИН России по Томской области поступило указание № 72/ТО/36-2748 «Об оплате труда медицинского персонала» в котором разъяснялись положения приказа ФСИН России от 26.12.2007г. № 739. В данном письме указывалось на то, что в соответствии с письмом ФСИН России от 29.09.2011г. № 16/2-529 выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу по таким должностям как: фельдшер, медицинская сестра палатная (постовая) и медицинская сестра процедурной, не входящих в утвержденный приказом ФСИН России от 26.12.2007 №739 Перечень должностей медицинских работников противотуберкулезных организаций, по которым выплачивается надбавка к должностному окладу, тарифной ставке (окладу) является неправомерной. Данное решение основывается на том, что приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 № 801н утверждена Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения. В соответствии с п. 3 раздела III Приложения к указанному приказу средний медицинский персонал включает следующие должности: «медицинская сестра палатная (постовая)», «медицинская сестра процедурной» и т.д. Кроме того, приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» должности «медицинская сестра», «медицинская сестра палатная (постовая)» и «медицинская сестра процедурной» отнесены к разным квалификационным уровням. В соответствии с приказом ФСИН России от 26.12.2007 № 739 выплата ежемесячной надбавки медицинским работникам уголовно-исполнительной системы производится на основании утвержденного перечня должностей медицинских работников противотуберкулезных организаций уголовно-исполнительной системы. Данным перечнем должности «медицинская сестра палатная (постовая)» и «медицинская сестра процедурной» не поименованы. На основании указания УФСИН России по Томской области от 17.04.2012г №72/ТО/36-2748 и письма ФСИН России от 29.09.2011г. № 16/2-529, 20.04.2012г. медицинским сестрам палатным (постовым), медицинским сестрам процедурных туберкулезных легочных отделений туберкулезной больницы и медицинской сестре процедурной медицинской части Учреждения были выданы уведомления об изменении размера оплаты труда. Медицинские работники учреждения уведомлены об изменениях размера оплаты труда за два месяца до прекращения выплаты компенсационного характера в размере 45% к должностному окладу за работу в противотуберкулезных организациях и осуществляющих непосредственную противотуберкулезную помощь. 14.06.2012 г. Горбик О.В. сообщила в письменной форме о своем согласии заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, заключенного с ней ранее, касающегося изменения оплаты труда. 20.06.2012 г. в Учреждении издан приказ № 153-лс «Об отмене выплаты компенсационного характера медицинским работникам учреждения». Отмена произведена 25 медицинским работникам, с которыми также были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам. В настоящее время оплата труда гражданского персонала уголовно-исполнительной системы производится в соответствии с приказом ФСИН России от 13.11.2008 № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы». Пунктом 11 «Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы» (Приложение № 3 к приказу ФСИН России от 13.11.2008г. №624), гражданскому персоналу лечебно-профилактических учреждений, лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 25%. Также совместным приказом семи ведомств РФ от 30.05.2003 № 225/194/363/126/2330/777/292 «Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микробактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда» медицинским работникам лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, предусматривается доплата в размере 25% должностного оклада (тарифной ставки).

Представитель третьего лица УФСИН России по Томской области – Бараулина О.Г., действующая на основании доверенности от 20.08.2012 № 72/ТО/25/2-3, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому Горбик О.В. на основании трудового договора от 29.04.2003, в настоящее время работает в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в должности медицинской сестры процедурной в штате второго туберкулезного легочного отделения туберкулезной больницы. Выплата надбавки, предусмотренная приказом ФСИН России № 739 от 26.12.2007, к должностному окладу за работу в противотуберкулезных организациях в размере 45% по должности медицинская сестра процедурная не предусмотрено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституцией РФ в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст. 7). В силу статьи 37 Конституции РФ, статьи 23 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 и статьи 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966, являющихся в силу ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый имеет право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Одним из принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, а также сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений (ст. 2 ТК РФ). В соответствии со ст. 5 ТК РФ трудовые отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. В силу ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, не подлежат применению. Статья 135 ТК РФ гласит, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Локальные акты работодателя могут содержать, кроме размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), положения о надбавках компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, условиях их получения. По смыслу ст. 8 ТК РФ, ст. 14 Конвенции Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы», работнику должны быть представлены данные акты, чтобы он был проинформирован о критериях оценки его труда.

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Судом установлено, что Горбик О.В. на основании трудового договора от 29.04.2003, заключенного ею с УИН Минюста России по Томской области, была принята на работу в должности медицинской сестры в медицинскую часть ИК – 1, и по настоящее время работает в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в должности медицинской сестры процедурной в штате второго туберкулезного легочного отделения туберкулезной больницы. В соответствии с представленными приказами по личному составу ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, от 03.07.2006 № 93 л/с Горбик О.В. – медицинская сестра (процедурная) медицинской части переведена на должность медицинской сестры высшей категории процедурной медицинской части с должностным окладом в размере 2466,20 руб. по 11 разряду, с сохранением ранее установленных доплат и выплат, от 01.12.2008 № 257-лс Горбик О.В. переведена с должности медицинской сестры процедурной по 11 разряду ЕТС на постоянную должность медицинской сестры процедурной с должностным окладом 4500 руб.

В соответствии с подп. 17 п. 11 Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 директору Федеральной службы исполнения наказаний предоставлено полномочие устанавливать работникам уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации надбавки, вознаграждения и другие дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание ФСИН России.

Так, 26.12.2007 директором ФСИН России был вынесен приказ № 739 «О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы», которым с 01.01.2008 медицинским работникам, работающим в противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, приказано выплачивать ежемесячную надбавку к окладу по занимаемой штатной должности, тарифной ставке (окладу) в размере 45 %.

С 01.01.2008 в соответствии с приказом ФСИН России от 26.12.2007 № 739 «О мерах по социальной защите работников УИС» истцу выплачивалась надбавка к должностному окладу за работу в противотуберкулезных организациях в размере 45%.

В силу требований Приказа Минюста России от 01.12.2005 № 233 к медицинским противотуберкулезным организациям в уголовно-исполнительной системе относятся, в том числе лечебные исправительные учреждения для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом.

ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области является таковым учреждением, что никем из лиц, участвующих в деле не оспаривалось.

В приложении № 1 к Приказу № 739 от 26.12.2007 приведен перечень должностей медицинских работников противотуберкулезных организаций, по которым выплачивается надбавка к должностному окладу, тарифной ставке (окладу). Из числа гражданского персонала в перечне названа медицинская сестра.

Руководствуясь тем, что должность медицинской сестры процедурной не предусмотрена в приведенном перечне должностей, имеющих право на рассматриваемую компенсационную надбавку к должностному окладу, начальником ФКУ ЛИУ-1 был вынесен приказ № 153-лс от 20.06.2012, которым Горбик О.В. с 21.06.2012 была отменена выплата компенсационного характера, как медицинскому работникам учреждения за работу в противотуберкулезных организациях и осуществляющих непосредственно противотуберкулезную помощь в размере 45% к должностному окладу.

С такой позицией ответчика суд не может согласиться в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) включает в себя, в том числе компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных). Согласно ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда, в том числе доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, являются обязательными условиями трудового договора.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на выплату заработной платы своевременно и в полном размере.

Обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами также закреплена ст. 22 ТК РФ.

Статьей 57 ТК РФ трудовая функция определяется как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

При этом если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

Из Приложения № 1 к приказу № 732 от 26.11.2008 «Об утверждении Перечня изменений в штатных расписаниях подразделений УФСИН России по Томской области», выписки из штатного расписания ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, утвержденного Приказом данного учреждения № 824 от 24.10.2011, усматривается, что такой должности как медицинская сестра во втором туберкулезном легочном отделении туберкулезной больницы ФБУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области (в настоящее время ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области) не предусмотрено, но имеется должность медицинская сестра процедурной.

Согласно представленной суду должностной инструкции медицинской сестры процедурного кабинета медицинской части ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, утвержденной 16.06.2011, медицинская сестра процедурного кабинета обязана: выполнять все назначения, процедуры, внутримышечные, внутривенные инъекции, определять группу крови у туберкулёзных больных строго соблюдая правила асептики и антисептики, вести учет отпущенных процедур, ассистировать врачу при проведении лечебно-диагностических манипуляций туберкулёзным больным (переливание крови и ее компонентов), производить забор крови для биохимических, серологических (РВ, ВИЧ) исследований у туберкулёзных больных и строго заполнять соответствующую документацию, оказывать доврачебную помощь при травмах, отравлениях и острых инфекционных заболеваниях и других острых состояниях туберкулёзным больным, правильно производить забор мокроты у туберкулёзных больных, владеть навыками постановки пробы Манту, знать совместимость медицинских препаратов, проводить внутривенную трансфузию лекарственных средств капельным способом, при отсутствии централизованной стерилизационной, стерилизовать инструменты согласно инструкции.

Должностной инструкции медицинской сестры ФКУ ЛИУ-1 ответчиком не представлено.

Вместе с тем, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ № 541н от 23.07.2010 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» в должностные обязанности медицинской сестры, в том числе входит оказание доврачебной медицинской помощи, осуществление забора биологических материалов для лабораторных исследований, осуществление ухода за больными в медицинской организации и на дому, проведение подготовки пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача, осуществление мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима.

Сопоставляя вышеназванные должностные обязанности на предмет осуществления лицом, занимающим и ту и другую должности, непосредственной противотуберкулезной помощи больным осужденным, суд приходит к выводу о том, что состав названных должностных обязанностей медицинской сестры процедурной, также как и медицинской сестры согласно приложению к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 541н от 23.07.2010, в целом схожи.

Требования к квалификации данных должностей в силу названного Приказа № 541н одинаковы.

Исходя из изложенного, а также пояснений представителя ответчика и третьего лица в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что наименование должностей медицинской сестры и медицинской сестры процедурной характеризует не трудовую функцию, а место исполнение ими трудовых обязанностей. Медицинская сестра осуществляет уход за больными в том числе на дому, а процедурная – в процедурном кабинете медицинского учреждения; медицинская сестра ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях, а процедурная поводит непосредственно манипуляции по назначению врача в процедурном кабинете медицинского учреждения. Во всем остальном их трудовые функция, в том числе те, которые связаны с непосредственным оказанием противотуберкулезной помощи (уход за больными, подготовка пациентов к различного рода исследованиям и т.д.) аналогичны.

Кроме того следует отметить, что приказом ФСИН России № 154 от 17.03.2008 «Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений...» утверждена примерная структура лечебных исправительных учреждений, где в приложении к нему в состав среднего медицинского персонала лечебных исправительных учреждений входит как должность медицинской сестры больницы (всех наименований), вводимой соответственно врачебным должностям, так и должность медицинских сестер процедурных, устанавливаемых в каждом отделении.

Принципиальных отличий в выполняемой Горбик О.В. трудовой функции от функций, свойственных должности «медицинская сестра», представители ответчика и третьего лица не привели.

В настоящее время система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы урегулирована приказом ФСИН России № 624 от 13.11.2008 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы».

Как следует из профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России № 526 от 06.08.2007, медицинская сестра процедурной и медицинская сестра отнесены к одной квалификационной группе «Средний медицинский и фармацевтический персонал».

Исходя из содержания, действующего в настоящее время Приказа ФСИН России № 739 от 26.12.2007 «О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы», целью издания данного приказа является принятие мер по социальной поддержке медицинских работников уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи. При этом любая должность характеризуется не ее наименованием, а определенной для этой должности трудовой функцией.

Как видно из указанных выше должностных обязанностей медицинской сестры процедурной туберкулезного легочного отделения туберкулезной больницы ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области Горбик О.В., она непосредственно участвует в оказании противотуберкулезной помощи больным осужденным, что представителями ответчика и третьего лица не только не оспаривается, но и признается. Исполнение данных обязанностей Горбик О.В. непосредственно связано с контактом с больными осужденными, что создает условия опасности инфицирования туберкулезом истца.

Из карты аттестации рабочего места по условиям труда № 71 медицинской сестры процедурной в Медицинской санитарной части при ФБУ ЛИУ-1 УФСИН по Томской области от 11.01.2012 следует, что данное рабочее место аттестационной комиссией аттестовано по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса с классом 4 (экстремальный), по обеспеченности средствами индивидуальной защиты оно не соответствует требованиям обеспеченности указанными средствами. Кроме того, в строке 040, предусматривающей гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, указано на наличие у данной медицинской сестры повышенного размера оплаты труда, в том числе в размере 45 % в соответствии с приказом ФСИН России № 739 от 26.12.2007.

Факт того, что дополнительным соглашением от 21.06.2012 к трудовому договору от 29.04.2003 Горбик О.В. выразила свое согласие на изменение условий договора в части отмены рассматриваемой компенсационной выплаты правового значения не имеет, в связи со следующим.

В силу ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Согласно ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Из смысла приведенного положения закона следует, что стороны трудового договора могут изменять только те условия договора, которые определяются исключительно самими сторонами, тогда как спорная надбавка к окладу закреплена не волей сторон договора, а нормативно-правовым актом – Приказом № 739 от 26.12.2007, который по настоящее время не отменен. Заключенное между истцом и ответчиком соглашение находится в противоречии с действующим законодательством, устанавливающим надбавку к должностному окладу за работу в противотуберкулезных организациях в размере 45 %, ухудшает условия оплаты труда истца, что недопустимо в соответствии со ст. 135 ТК РФ.

Более того, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 9 ГК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Ссылка представителей ответчика и третьего лица на письма УФСИН России по Томской области № 72/ТО/36-2748 от 17.04.2012, ФСИН России № 16/2-529 от 29.09.2011, № 7-2-139 от 17.02.2012 о разъяснении по применению приказа ФСИН России № 739 от 26.12.2007 необоснованна, поскольку данные документы не являются нормативно-правовыми актами и более того не отменяют Приказ № 739 от 26.12.2007.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в связи с положениями ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требования и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств того, что выплата компенсационного характера Горбик О.В. является именно индивидуализированной доплатой, предусмотренной Приложением к Приказу ФСИН России № 739 от 26.12.2007, предназначенной лишь для категории лиц, работающих в рассматриваемом случае только в должности медицинской сестры, суду не представлено. Анализ вышеуказанного Приказа ФСИН России, включая его приложение, указывает на возможность установления работодателем ежемесячной надбавки к окладу по занимаемой штатной должности, тарифной ставке (окладу) в размере 45 % от должностного оклада медицинским работникам ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области при наличии непосредственного участия в оказании противотуберкулезной помощи, что имеет место в рассматриваемом случае.

Следовательно, с учетом вышеизложенного суд полагает, что приказ № 153-лс от 20.06.2012 начальника ФКУ «ЛИУ-1» УФСИН России по Томской области об отмене Горбик О.В. выплаты компенсационного характера за работу в противотуберкулезных организациях и осуществляющих непосредственную противотуберкулезную помощь в размере 45% к должностному окладу, является незаконным, а невыплаченная ранее надбавка подлежит взысканию с ответчика за заявленный истцом период.

Как следует из справки ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 12.10.2012, оклад по должности процедурной медсестры за июль 2012 составляет 3480, 68 руб., за август и сентябрь 2012 – 5105 руб.

В соответствии со справкой ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 12.10.2012 № 188 Горбик О.В. проработала в июле 2012 – 15 календарных дней, в августе 2012- 23 календарных дня, в сентябре 2012 - 20 календарных дней.

Согласно представленному представителем истца расчету невыплаченной надбавки компенсационного характера ее общий размер за июль 2012 г. составляет 1771,20 руб., за август 2012 руб. составляет 2598,43 руб., за сентябрь 2012 года составляет 2597,85 руб. Представители ответчика ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области и третьего лица УФСИН России по Томской области правильность расчета вышеуказанной суммы невыплаченной надбавки компенсационного характера для истца не оспаривали.

Проверив правильность представленного представителем истца расчета задолженности по невыплаченной надбавке в совокупности с представленными сведениями о должностном окладе истца Горбик О.В., суд находит его обоснованным, соответствующим условиям трудового договора истца и считает возможным с ним согласиться, таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу Горбик О.В. невыплаченная надбавка за июль 2012 г. в размере 1771,20 руб., за август 2012 в размере 2598, 43 руб., за сентябрь 2012 в размере 2597,85 руб.

В соответствии со ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Согласно с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, от уплаты которой истец освобожден.

Таким образом, с ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 1, 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, в доход местного бюджета, а именно: в бюджет муниципального образования «город Томск», подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец, исковые требования которого удовлетворены в полном объеме, в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден, по требованию неимущественного характера (об оспаривании приказа) в сумме 200 руб. и по требованию имущественного характера, подлежащего оценке (взыскании компенсационной надбавки) в сумме 400 руб., всего в размере 600 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Горбик О.В. к Федеральному казенному учреждению «Лечебно-исправительное учреждение № 1» УФСИН России по Томской области об оспаривании приказа и взыскании компенсационной надбавки удовлетворить.

Признать приказ № 153-лс от 20.06.2012 начальника с Федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 1» УФСИН России по Томской области об отмене Горбик О.В. выплаты компенсационного характера за работу в противотуберкулезных организациях и осуществляющих непосредственную противотуберкулезную помощь в размере 45% к должностному окладу, незаконным.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 1» УФСИН России по Томской области в пользу Горбик О.В. невыплаченную надбавку за июль 2012 года в сумме 1771,20 руб., за август 2012 в размере 2598, 43 руб., за сентябрь 2012 в размере 2597,85 руб.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 1» УФСИН России по Томской области в бюджет муниципального образования «г. Томск» государственную пошлину в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г. Томска.

Судья А.Ю. Гречман