Судья Ганина С.Н. Дело № 12-11/2012 Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении 17 января 2012 года г. Томск Судья Октябрьского районного суда г. Томска Кулинченко Ю.В., рассмотрев жалобу Департамента городского хозяйства Администрации г. Томска на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Томска по делу об административном правонарушении от 08.12.2011 года, установил: Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Томска по делу об административном правонарушении от 08.12.2011, Департамент городского хозяйства Администрации г. Томска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, Департамент городского хозяйства Администрации г. Томска обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указал, что имеющихся в материалах дела доказательств не достаточно для установления наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Кроме того, предписание от 08.11.2011 было вынесено в целях устранения нарушений пунктов 4.1.1, 5.4, 6.2, 7.1, 7.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения». Вместе с тем, из содержания пунктов 4.1.1, 5.4, 6.2 указанного ГОСТ Р 52605-2006 не ясно, какое именно нарушение допустил Департамент, и какое нарушение требует устранить инспектор ГИБДД УМВД России по г. Томску. Работы по установке и содержанию дорожных знаков в соответствии с требованиями пунктов 7.1, 7.2 ГОСТ Р 52605-2006 в г. Томске осуществляет СМЭУ УВД по Томской области. Учитывая, что СМЭУ УВД по Томской области находится в прямом подчинении и является структурным подразделением УМВД по Томской области, выполнение предписания Департаментом городского хозяйства Администрации г. Томска не представляется возможным, так как Департамент не является лицом, уполномоченным на установку и содержание дорожных знаков в г. Томске. Суд при рассмотрении дела на изложенные обстоятельства внимания не обратил. Департамент городского хозяйства Администрации г. Томска, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в письменном заявлении доводы жалобы поддержал, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Судья, на основании ст. 25.1 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Департамента. Изучив материалы дела, судья находит постановление мирового судью не подлежащим отмене, исходя из следующего. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Из протокола об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, от 23.11.2011, серии 70 АА № 70-0938/507, следует, что Департамент городского хозяйства Администрации г. Томска, допустив нарушение пунктов 4.1.1, 5.4, 6.2, 7.1, 7.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», не выполнил предписание Отдела ГИБДД по г. Томску, выданное 08.11.2011 № 6363/2. То есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Исходя из содержания нормы ст. 19.5 КоАП РФ, административная ответственность по указанной статье наступает в том случае, если в установленный срок не было исполнено законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Мировой судья при рассмотрении настоящего административного дела, устанавливая указанные в протоколе об административном правонарушении от 23.11.2011 обстоятельства невыполнения Департаментом предписания надзорного органа, должен был выяснить законность предписания органа ГИБДД. Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливаются правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации (ст. 1). Кроме того, отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации …». Согласно ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, такие технические нормы установлены положениями ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 № 295-ст. Как следует из пункта 3.1 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности …», искусственная неровность представляет собой специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги. Пунктом 4.1.1 названного ГОСТ Р 52605-2006 предусмотрено устройство искусственной неровности на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее. Согласно 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, искусственную неровность устраивают на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий. Искусственную неровность устраивают: перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах; перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное дорожным знаком 3.24 «Ограничение максимальной скорости» или 5.3.1 «Зона с ограничением максимальной скорости»; перед въездом на территорию, обозначенную знаком 5.21 «Жилая зона»; перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено»; от 10 до 15 м до начала участков дорог, являющихся участками концентрации дорожно-транспортных происшествий; от 10 до 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов, станций метрополитена; с чередованием через 50 м друг от друга в зоне действия дорожного знака 1.23 «Дети». Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны одержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, когда пользование ими угрожает безопасности движения. В соответствии с пунктом 5.4 ГОСТ Р 52605-2006, при обнаружении какого-либо дефекта искусственной неровности срок его устранения не должен превышать трех суток. На основании пунктов 7.1, 7.2 ГОСТ Р 52605-2006, участки дорог, на которых устроены искусственные неровности, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256. Перед искусственной неровностью на ближней границе ее или разметки устанавливают дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность» и 5.20 «Искусственная неровность». В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Осуществление специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения возложено на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД РФ (п. 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711). Исследованными материалами дела, а именно атом от 07.11.2011, фототаблицей к нему, подтверждается, что 07.11.2011 государственным инспектором ДИиОДД Отдела ГИББД было проведено обследование участка ул. Партизанской, 15-21 в г. Томске. В ходе обследования выявлено, что имеющиеся на данном участке искусственные неровности проезжей части в количестве 2 штук не соответствуют требованиям пунктов 4.1.1, 5.4, 6.2, 7.1, 7.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения». Согласно предписанию Отдела ГИБДД по г. Томску № 6363/2, поступившему в Департамент городского хозяйства Администрации г. Томска 08.11.2011, что видно из штампа Департамента на данном предписании, в целях устранения вышеназванных нарушений, выявленных 07.11.2011 контрольной проверкой, и обеспечения безопасности движения, Департаменту предписано в срок до 18.11.2011 привести в соответствие искусственные неровности в количестве 2 штук на проезжей части в г. Томске на ул. Партизанской в районе домов № 15, № 21. На основании п. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации …», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Нормой пункта 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа также отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу положений Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации г. Томска, утвержденного Думы г. Томска от 23.06.2009 № 1253, Департамент является отраслевым органом администрации города Томска, осуществляющим управленческие функции в сфере благоустройства, коммунального хозяйства, транспорта и иных вопросов городского хозяйства на территории муниципального образования «Город Томск», а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением. В соответствии с компетенцией осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Томск», а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части ремонта и содержания автомобильных дорог) (пункты 1.1, 3.4). Согласно сообщению Департамента городского хозяйства Администрации г. Томска от 09.11.2011 № 01-01-01-14/5012, учитывая ограниченность финансирования и объемов выполнения работ по текущему ремонту проезжей части улично-дорожной сети муниципального образования «Город Томск», а также особенности технологии выполнения работ по укладке асфальтобетона, устранение дефектов проезжей части по адресу: ул. Партизанская, 15, а также восстановление искусственных неровностей по адресам: ул. Партизанская, 15 и 21 в текущем году не представляется возможным. Замечания приняты к сведению работы по устранению будут включены в титул работ на 2012 год и при определении источника финансирования будут выполнены. Как следует из акта инспектора ДИиОДД Отдела ГИБДД УМВД России по г. Томску от 22.11.2011, на момент обследования 22.11.2011 искусственные неровности в количестве 2 штук на ул. Партизанской, 15-21 в соответствие с указанными требованиями не приведены. Доказательств устранения приведенных нарушений в установленный предписанием срок Департамент не представил. Доводы жалобы о том, что из содержания пунктов 4.1.1, 5.4, 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 не ясно существо допущенного Департаментом нарушения, судья находит необоснованными, в связи с чем, не принимает их во внимание, поскольку такие требования являются нормативными, подробно содержаться в соответствующем ГОСТе, выполнение которого в указанной части возложено на орган местно самоуправления. Анализируя указанное, исследованные доказательства, судья приходит к выводу о том, что установленные мировым судьей обстоятельства невыполнения Департаментом городского хозяйства Администрации г. Томска в установленный срок предписания Отдела ГИБДД УМВД по г. Томску № 6363/2 от 08.11.2011 в части устранения нарушений требований 4.1.1, 5.4, 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», законно и подтверждаются совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании. В то же время, проверяя законность указанного предписания № 6363/2 от 08.11.2011 в части содержащихся в нем требований устранить нарушения пунктов 7.1, 7.2 ГОСТ Р 52605-2006, судья апелляционной инстанции приходит к следующему. Одним из элементов механизма обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренного Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», наряду с обеспечением соответствия состояния дорог, являются технические средства организации дорожного движения. Согласно п. 3 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров…», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 № 120-ст и введенного в действие 01.01.2006, дорожный знак является техническим средством организации дорожного движения. В частности, согласно Положению о Государственной автомобильной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года на органы государственной автомобильной инспекции безопасности дорожного движения возложена в частности обязанность по осуществлению государственного контроля за соблюдением действующих правил содержания автомобильным дорог, дорожных сооружений, правил, нормативов, стандартов по установке и эксплуатации технических средств регулирования дорожного движения. При этом из Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ, утвержденному Приказом МВД РФ от 08 июня 1999 года, сотрудники обязаны проводить комплексные, контрольные проверки дорог, осуществлять повседневный надзор за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения. Специальным же органом по установке и техническому обслуживанию технических средств организации дорожного движения (в том числе, по установке дорожных знаков), является специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение регионального УВД. Таким образом, поскольку содержащиеся в направленном Отделом ГИБДД в адрес Департамента предписании от 08.11.2011 требования устранить нарушения пунктов 7.1, 7.2 ГОСТ Р 52605-2006 нельзя признать законным, указание на невыполнение Департаментом городского хозяйства Администрации г. Томска предписания № 6363/2 от 08.11.2011 в части устранения нарушений этих пунктов ГОСТ Р 52605-2006, подлежит исключению из текста постановления мирового судьи от 08.12.2011. Вместе с тем, принимая во внимание изложенные в предписании № 6363/2 от 08.11.2011 требования об устранении нарушений пунктов 4.1.1, 5.4, 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации …, которые Департаментом в установленный срок не были выполнены, его вина в невыполнении данных требований нашла в ходе рассмотрения жалобы свое доказательственное подтверждение, судья приходит к выводу о том, что в действиях Департамента городского хозяйства Администрации г. Томска содержится состав административного правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а потому он законно и обоснованно привлечен к административной ответственности. Наказание Департаменту назначено в минимальных пределах санкции указанной статьи, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, и в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1., 4.2., 4.3. КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья решил: Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Томска по делу об административном правонарушении от 08.12.2011 года в отношении Департамента городского хозяйства Администрации г. Томска оставить без изменения, жалобу Департамента городского хозяйства Администрации г. Томска - без удовлетворения. Судья Ю.В. Кулинченко