Дело № 12-232/12 Р Е Ш Е Н И Е г. Томск 31 августа 2012 года Судья Октябрьского районного суда г. Томска Михальчук С.Н., рассмотрев жалобу Картавых Ю.Л., родившегося ... на постановление о назначении административного наказания вынесенного главным инспектором Томского территориального отдела по надзору за опасными производственными объектами Западно-Сибирского Управления Ростехнадхора от 15 июня 2012 года, У С Т А Н О В И Л : Постановлением главного инспектора Томского территориального отдела по надзору за опасными производственными объектами Западно-Сибирского Управления Ростехнадхора от 15 июня 2012 года Картавых Ю.Л. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Картавых Ю.Л. подал на него жалобу, указав о том, что с данным постановлением он не согласен, так как считает, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения, повлекшие не верные выводы и оценку обстоятельств. В частности, при проведении плановой выездной проверки предприятия, на котором он (Картавых Ю.Л.) работает, в нарушении ч.3 ст. 27.1, ч. 2 и ч.6 ст. 27.8., п.1 ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ административным органом не составлялся протокол осмотра места происшествия. Протокол об административном правонарушении, акт проверки и предписание, составленные 09 июня 2012 года по месту нахождения административного органа, не позволяют рассматривать их в качестве протокола осмотра в порядке ст. 27.8 КоАП РФ в виду отсутствия сведений о составлении его в присутствии понятых и уполномоченных по доверенности представителей юридического лица. Полагает, что административным органом были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ. В результате чего, ему (Картавых Ю.Л.) были вменены действия, которые он не совершал и, соответственно, не может нести за них ответственность. При таких обстоятельствах считает, что административным органом не соблюдены требования закона при получении доказательств, в связи с чем, не представляется возможным их использование в качестве доказательств вмененного правонарушения, а потому, считает, оспариваемое постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей незаконным. В судебное заседание Картавых Ю.Л. не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о том, что его неявка в суд вызвана уважительными причинами, не сообщил, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил. В соответствии со ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствие с участием защитника Ереминой Е.А., действующей на основании письменного заявления Картавых Ю.Л. о допуске последней в качестве защитника, которая в судебном заседании доводы жалобы поддержала, приведя в обоснование те же доводы. Выслушав участника процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу, что постановление от 15 июня 2012 года отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям. В соответствии со ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд. Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Из п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ следует, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии с. ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушениетребованийпромышленной безопасности илиусловий лицензийна осуществление видов деятельности в области промышленной безопасностиопасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей илидисквалификациюна срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. В соответствии со ст. 2 этого же Закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, в частности к ним относятся объекты, на которых используется воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Из представленных материалов следует, что ... эксплуатирует опасный производственный объект – систему газопотребления предприятия, зарегистрированную 15.12.2009 в государственном реестре опасных производственных объектов № А62-05991-001. В состав системы газопотребления предприятия входят: газифицированная котельная ...», предназначенная для выработки пара, используемого в технологическом цикле по изготовлению железобетонных изделий и для отопления производственных корпусов, внутренние газопроводы и газовое оборудование котлов КЕ-25-14с ст. № 3, ст. № 4, оснащенных десятью инжекторными горелками БИГ—1-22 каждый, единичной тепловой мощностью 2,45 МВт; наружный газопровод общей протяжностью 1200м; здание ГРП. Предприятие эксплуатирует два опасных производственных объекта: - сеть газопотребления А 62-05991-001 (котельная с 3 паровыми котлами КЕ-25/14 рег. №№ 1900, 2058, 2038, 4 экономайзера ЭП1-646, рег. №№ 1211, 1304, 1334, 2039, паропровод рег. № 425). - площадка цеха А62-05991-002 (компрессорная с 6 сосудами В-3.2, В-4 Рег. №№ 3519, 3520, 3521, 3522, 3523, 3534). Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, другихфедеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в областипромышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требованияпромышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизыпромышленной безопасностизданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в областипромышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасностик хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность, осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в областипромышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. Согласно п. 1.2.9 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденных постановлением Госгортехназдора России от 18.03.2003 № 9 лица (далее Правила), ответственные за подготовку кадров, предварительно уведомляют территориальные органы Госгортехнадзора России о времени и месте проведения аттестации в целях обеспечения участия в работе аттестационной комиссии представителя территориальных органов Госгортехнадзора России. Такое уведомление целесообразно подавать не менее чем за 5 дней. Необходимость участия инспектора в комиссии при повторной проверке знаний (аттестации) устанавливает территориальный орган Госгортехнадзора России. Согласно п. 5.1.5 Правил организация-владелец обязана в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации) хранить проектную и исполнительскую документацию. Согласно п.п. 5.6.8 Правил при осмотре технического состояния ГРП с пропускной способностью регулятора свыше 50 м3/час должны выполняться в том числе внешний и внутренний осмотр здания ГРП, при необходимости - очистка помещения и оборудования ГРП от загрязнений. Согласно п. 5.6.10 Правил при ежегодном текущем ремонте ГРП с пропускной способностью регулятора свыше 50 м3/час должны выполняться работы, предусмотренные при техническом обслуживании, а также ремонт строительных конструкций. Согласно п. 5.8.2 Правил организация, эксплуатирующая установки электрохимической защиты, должна проводить их техническое обслуживание и ремонт, иметь схемы мест расположения защитных установок, опорных (контрольно-измерительных пунктов) и других точек измерения потенциалов газопровода, данные о коррозионной агрессивности грунтов и источниках блуждающих токов, а также проводить ежегодный анализ коррозионного состояния газопроводов и эффективности работы электрозащитных установок. Согласно п. 5.8.10 Правил исправность электроизолирующих соединений должна проверяться не реже 1 раза в 12 месяцев. Согласно п.п. 5.7.10 и 5.7.11 Правил проверка срабатывания устройств защиты, блокировок и сигнализации должна проводиться не реже 1 раза в мес., если другие сроки не предусмотрены заводом-изготовителем. Проверка сигнализаторов загазованности должна выполняться с помощью контрольных газовых смесей. Согласно п. 9.2 Правил обследование зданий и целостности строительных конструкций (трещин, обнажение арматуры, просадки фундамента, снижения несущих способностей перекрытий, разрушение кровли и других) должно производиться также перед реконструкцией технологического объекта или изменением функционального назначения здания или сооружения, а также после аварии (взрыв или пожар). Согласно п. 11.5 Правил деятельность аварийных бригад по локализации и ликвидации аварий определяется планом взаимодействия служб различных ведомств, который должен быть разработан с учетом местных условий. Планы взаимодействия служб различных ведомств должны быть согласованы с территориальными органами Госгортехнадзора России и утверждены в установленном порядке. Факт совершения Картавых Ю.Л. административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: - протоколом об административном правонарушении № ОПО-71/2012/дл от 09 июня 2012 года, согласно которого в период с 15 мая 2012 года по 09 июня 2012 года в соответствии с приказом Западно-Сибирского управления Ростехнадзора от 03.04.2012 № 50-пр проведена плановая выездная проверка соблюдения ... обязательных требований законодательства и иных актов Российской Федерации в сфере промышленной безопасности. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки № 21-133-64/21-121-35/22-144-12 от 09.06.2012. В ходе проведения указанного контрольного мероприятия выявлены нарушения обязательных норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожарного производственного объекта – системы газопотребления предприятия (рег. № А62-05991-001), а именно: 1. Не уведомляется территориальный орган Ростехнадзора о времени и месте проведения аттестации в целях обеспечения участия в работе аттестационной комиссии представителя территориального органа Ростехнадзора (при повторной проверке знаний у рабочих); 2. Не устранено разрушение кровли в примыкании к карнизу здания газораспределительного пункта (ГРП), что привело к намоканию плит перекрытия; 3. Не разработан план взаимодействия служб различных ведомств и не согласован с территориальным органом Ростехнадзора; 4. Не определен порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации; 5. Не исправно электроизолирующее фланцевое соединение (ИФС); 6. Не проводится ежегодный анализ коррозийного состояния газопровода и эффективность работы электрозащитных установок; 7. Не проводится проверка сигнализаторов загазованности контрольными газовыми смесями. С выявленными нарушениями при составлении протокола об административном правонарушении Картавых Ю.Л. был согласен, о чем собственноручно указал в соответствующей графе протокола; - приказом Западно-Сибирского управления Ростехнадзора от 03 апреля 2012 года № 50-пр о проведении в ... расположенном по адресу: ... ... плановой выездной комплексной проверки соблюдения ... обязательных требований законодательства и иных актов Российской Федерации в сфере промышленной безопасности; - актом проверки № 21-133-64/21-121-35/22-144-12 от 09 июня 2012 года, согласно которому в ходе проведения проверки ... выявлены в том числе следующие нарушения, а именно: 1. Не уведомляется территориальный орган Ростехнадзора о времени и месте проведения аттестации в целях обеспечения участия в работе аттестационной комиссии представителя территориального органа Ростехнадзора (при повторной проверке знаний у рабочих); 2. Не устранено разрушение кровли в примыкании к карнизу здания газораспределительного пункта (ГРП), что привело к намоканию плит перекрытия; 3. Не разработан план взаимодействия служб различных ведомств и не согласован с территориальным органом Ростехнадзора; 4. Не определен порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации; 5. Не исправно электроизолирующее фланцевое соединение (ИФС); 6. Не проводится ежегодный анализ коррозийного состояния газопровода и эффективность работы электрозащитных установок; 7. Не проводится проверка сигнализаторов загазованности контрольными газовыми смесями; - предписанием № 21-133-64/21-121-35/22-144-12 от 09 июня 2012 года по устранению нарушений обязательных норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожарного производственного объекта – системы газопотребления предприятия, в котором государственным инспектором перечислены нарушения, отраженные в протоколе об административном правонарушении; - копией должностной инструкцией главного энергетика ... Картавых Ю.Л., согласной которой в должностные обязанности последнего входит в том числе и соблюдение обязательных норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожарного производственного объекта – системы газопотребления предприятия. На основании изложенного, судья приходит к выводу, что вина Картавых Ю.Л. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, которым должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление была дана должная оценка в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Ставить под сомнение допустимость доказательств, на основании которых должностное лицо пришло к выводу о виновности Картавых Ю.Л. в совершении инкриминируемого правонарушения поводов не имеется, поскольку они получены с соблюдением требований КоАП РФ, обоснованно признаны должностным лицом достоверными относительно события административного правонарушения. Довод заявителя о том, что не был составлен протокол осмотра помещений в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ, не может послужить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку, как усматривается из материалов дела, в отношении ... на основании приказа Западно-Сибирского управления Ростехнадзора от 03 апреля 2012 года № 50-пр проводилась плановая выездная комплексная проверка, по результатам которой был составлен акт проверки с указанием выявленных нарушений, который был составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии представителей организации ... в том числе Картавых Ю.Л., привлекаемого к административной ответственности. КоАП РФ не устанавливает конкретный перечень документов и иных форм фиксации сведений, которые могут быть использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Единственное требование к доказательствам - это соответствие их признакам относимости и допустимости, которыми собранные по делу доказательства обладают. Таким образом, отсутствие в материалах дела протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещении, территорий и находящихся там вещей и документов не ставит под сомнение вывод о законности и обоснованности обжалуемого постановления. Мера наказания Картавых Ю.Л. назначена в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ. Таким образом, вынесенное по делу постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены и прекращения производства по делу не имеется. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л: Постановление по делу об административном правонарушении главного инспектора Томского территориального отдела по надзору за опасными производственными объектами Западно-Сибирского Управления Ростехнадхора от 15 июня 2012 года, о привлечении Картавых Ю.Л. к административной ответственности ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г. Томска в течение 10 суток со дня получения копии решения. Судья подпись С.Н. Михальчук Копия верна: судья С.Н. Михальчук