Дело № 12-292/2012 Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении 21 сентября 2012 года судья Октябрьского районного суда г. Томска Гречман А.Ю., рассмотрев жалобу ОАО "Томсгазпром" в лице Менщиковой Н.В., действующей на основании доверенности от 13.06.2012 № 52, на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Томска, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Томска по делу об административном правонарушении от 12.07.2012 УСТАНОВИЛ: Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Томска исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г.Томска от 12.07.2012 по делу об административном правонарушении ОАО "Томскгазпром" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей. ОАО "Томскгазпром" не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой, доводы которой сводятся к тому, что количество здравпунктов два, они обеспечены медицинским имуществом и медикаментами в соответствии с лицензионным соглашением. ОАО "Медтехника" осуществляет работы по ремонту оборудования и контролю его технического состояния на основании заключенного договора. Запас медикаментов восполняется ежемесячно в соответствии с заявкой медицинского отдела в УМП "Томскфармация" на основании договора поставки от 12.12.2011. Работники ОАО обеспечиваются медицинской помощью в соответствующих здравпунктах. Эвакуация работников осуществляется в соответствии с "Регламентом комплекса мер медицинского обеспечения направленных на предотвращение возникновения ситуаций, связанных с угрозой для здоровья и жизни работников на месторождениях ОАО «Томскгазпром» утвержденным приказом Генерального директора № 14 от 02.02.2009. Также представлена справка по приобретенному медицинскому имуществу и планируемому на приобретение в 2013 году для медицинских формирований. Запасами продовольствия (текущего довольствия), хранящегося на складах ООО "Сервис-групп", общество способно обеспечить работников питанием при чрезвычайных ситуациях и ведении военных действий. Создавать резервные запасы пищевого сырья и продуктов питания, а также содержать отдельный штат для его обслуживания в ОАО нет необходимости. Объектовые системы оповещения проектируются, монтируются и эксплуатируются силами и средствами организации и в компетенции МЧС не входят. На месторождениях объектовые системы оповещения имеются, о чем предоставлена справка и справка о приобретении всего необходимого имущества и средств, связи для монтажа объектовой системы оповещения. Удаленность населенных пунктов от месторождений ОАО "Томскгазпром" большая, что обеспечивает безопасность населения в случае возникновения ЧС, а при ведении военных действий защита населения – это компетенция муниципальных органов. В п.3.4 по готовности систем связи, оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера не отмечается, что они должны иметь ЛСО, а состояние готовности систем связи, оповещения и информирования оцениваются как "соответствует предъявляемым требованиям". ОАО выполняются обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Просят постановления отменить, дело прекратить. В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ОАО "Томскгазпром" Менщикова Н.В., действующая на основании доверенности № 52 от 13.06.2012, жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней. В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ОАО "Томскгазпром" Кочкин С.В., действующий на основании доверенности № 51 от 13.06.2012, жалобу поддержал, представил письменные объяснения, согласно которым одним из нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области гражданской обороны нам было указано, что в ОАО «Томскгазпром» не созданы локальные системы оповещения (далее - ЛСО). ЛСО создаются в районе размещения потенциально опасного объекта. Согласно постановления Правительства РФ от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» в п. 1 сказано, что к потенциально опасным: объектам, (далее — ПОО) относятся ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения. Объекты ОАО «Томскгазпром» под данное определение не подпадают. В Постановлении также установлены зоны действия ЛСО. Кроме этого в распоряжении Правительства РФ от 25 октября 2003 г. № 1544-р говориться, что в организациях в ведении которых находятся ПОО, завершить до 2010 года работы по созданию ЛСО населения в порядке предусмотренном постановлением Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании ЛСО в районах размещения потенциально опасных объектов», в котором конкретно указаны ПОО. На месторождениях ОАО «Томскгазпром» объектовые системы оповещения имеются, в подтверждение этого представляю справку о наличии специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей на производственных объектах ОАО «Томскгазпром» и справку о приобретении всего необходимого имущества и средств связи для монтажа объектовой системы оповещения. Зоны действия ЛСО исходя из постановления № 178 следующие: в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км. вокруг объектов (включая посёлок объекта); в районах размещения химически опасных объектов — в радиусе до 2,5 км. вокруг объектов; в районах, размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов. Эти расстояния их объект не попадает т.к. удалённость СВГКМ от п. Средний Васюган - 16 км. Также на сегодняшний день Северо-Васюганское ГКМ как таковым месторождением не является (не ведётся подготовка и переработка углеводородного сырья, нет емкостей с запасами этого сырья и метанола и т.д.), оно является участком Мыльджинского ГКМ, там производиться только добыча углеводородного сырья и отправка его в трубу на переработку на завод Мыльджинского ГКМ. До конца года будет решён вопрос о снятии категории ПОО с Северо-Васюганского ГКМ. Согласно паспорта безопасности Северо-Васюганского ГКМ при наиболее опасном сценарии развития ЧС зона действия поражающих факторов составит 653 тыс. м2., что никак не окажет воздействие на местное население п. Средний Васюган. В марте месяце 2012 года комиссией ОАО «Газпром» проводилась комплексная проверка и оценка деятельность органов управления, сил и средств корпоративной системы гражданской защиты в ОАО «Востокгазпром» и ОАО «Томскгазпром». В п. 3.4. по готовности систем связи, оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера не отмечается, что они должны иметь ЛСО и состояние готовности систем связи, оповещения и информирования оценивается как «соответствует предъявляемым требованиям». Следующим нарушением в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области гражданской обороны нам было указано, что в ОАО «Томскгазпром» не созданы запасы медицинских средств. Со всеми работниками ОАО «Томскгазпром» заключён договор добровольного медицинского страхования граждан № 0812LM0005 от 26 декабря 2011 г. с СОГАЗом, в которых расписаны медицинские учреждения г. Томска и Томской области, где может оказываться медицинская помощь работникам (стационарная, амбулаторная, стоматологическая) с указанием определённой суммы, которой работник может пользоваться через СОГАЗ. Также у каждого работника имеется полис ОМС. Наибольшие работающие смены (НРС) на месторождениях ОАО «Томскгазпром»: Мыльджинское ГКМ. - 180 чел.; Казанское НГКМ - 122 чел.; Северо-Останинское НМ - 40 чел.; Северо-Васюганское ГКМ - 28 чел. Исходя из принципов необходимой достаточности, нет необходимости создавать в ОАО «Томскгазпром» ещё какие-либо запасы медикаментов и медицинского имущества. По созданию резерва продовольствия пояснил следующее, что резерв продовольствия в ОАО «Томскгазпром» не создавался в связи с тем, что продовольственным обеспечением работников Общества на месторождениях занимается ООО «Сервис-групп» согласно договора № 701/12 от 1 апреля 2012 г. После проведения проверки отделом государственного надзора в области ГО и ЧС, которая закончилась 31 мая 2012 года, 13 июня 2012 года в их адрес с ОАО «Газпром» пришли «Методические рекомендации по определению номенклатуры и объёмов, создаваемых в целях ГО и ЧС запасов......», ранее ОАО «Газпром» такие методические рекомендации в наш адрес не присылал. При проведении комплексных проверок ОАО «Газпром» вопросы, связанные с созданием ЛСО на объектах, созданию запасов по ГО и ЧС никогда не поднимались. Действительно номенклатура с объемом в целях гражданской обороны запасов продовольственных, медицинских и иных средств, исходя из потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб в ОАО «Томскгазпром» отсутствует, но считают, что сами запасы имеются. Также руководитель организации ОАО «Томскгазпром» не прошел курс обучения по гражданской обороне, но это стоит в плане на 2013 год. Выслушав защитников ОАО «Томскгазпром», изучив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, судья приходит к выводу о том, что жалоба ОАО «Томскгазпром» не подлежит удовлетворению, постановление по делу об административном правонарушении подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего. Из п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ следует, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Объектом правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил эксплуатации либо использования и содержания систем и объектов гражданской обороны. Субъект правонарушения - должностное лицо или юридическое лицо. С субъективной стороны совершение данного правонарушения должностным лицом или юридическим лицом возможно как умышленно, так и по неосторожности. Мировой судья верно оценил имеющиеся в деле доказательства и руководствуюсь Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 (ред. от 23.12.2011) "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 06.05.2012) "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 (ред. от 22.10.2008) "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Приказом МЧС РФ от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований", Приказом МЧС РФ от 13.11.2006 N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований", вынес законное и обоснованное решение. Предмет доказывания по делу об административном правонарушении, был мировым судьей исследован, как и исследован в настоящем судебном заседании. Из протокола об административном правонарушении от 05.06.2012 следует, что при проведении надзорных мероприятий 31.05.2012 в 09 часов 00 минут ОАО установлено: "Томскгазпром" совершило административное правонарушение – невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно: распоряжением ОАО "Томскгазпром" от 07.11.2011 № 69 "Об аварийном запасе" утвержден Перечень аварийного запаса на 2012 год. Не определена номенклатура с объемом в целях гражданской бороны запасов продовольственных, медицинских и иных средств исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований служб. Предоставлена справка о наличии в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных и иных средств ОАО «Томскгазпром». В ОАО "Томскгазпром" отсутствует продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В ОАО «Томскгазпром» не содержится в целях гражданской обороны запасы продовольственных, медицинских и иных средств. Не все должностные лица организации прошли установленный курс обучения в учебно-методическом центре по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Томской области, а именно: руководитель организации ОАО «Томскгазпром». В ОАО «Томскгазпром» не создана локальная система оповещения потенциально опасного объекта в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения – утвержденные 24.12.2002 МЧС России, не представлена в ГУ МЧС России по Томской области документация, а именно: техническое задание на создание локальной системы оповещения согласованное с органом управления по делам ГО и ЧС субъекта РФ или города (городского района) и службой оповещения и связи гражданской обороны; проект на создание локальной системы оповещения прошедшего экспертизу в организации государственной вневедомственной экспертизы в субъекте РФ и согласованный с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ или города (городского района) и подразделения Госэкспертизы МЧС России для подготовки сводного экспертного заключения; приказ руководителя потенциально опасного объекта о приеме локальной системы оповещения в эксплуатацию, акта приемки локальной системы оповещения в эксплуатацию. Данные обстоятельства также подтверждены актом проверки МЧС от 31.05.2012 № 45; распоряжением (приказом) о проведении плановой документарной проверки юридического лица, ОАО "Томскгазпром" от 24.04.2012 № 45 с целью проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случаях и готовности плана проведения плановых проверок на 2012 (утвержденный прокуратурой Томской области); объяснениями Кочкина С.В. от 28.05.2012; распоряжением ОАО "Томскгазпром" № 69 от 07.11.2011 "Об аварийном запасе"; справкой о фактическом наличии материальных ресурсов для ликвидации СЧ в ОАО "Томскгазпром"; протоколом № 2 от 21.01.2011 Областной межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности. Доводы ОАО "Томскгазпром" изложенные в жалобе, не нашли своего подтверждения и противоречат выше изложенным нормам закона. Согласно п.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Таким образом, с учетом всех исследованных материалов дела, суд полагает выводы мирового судьи о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ в действиях ОАО "Томскгазпром" и его виновности в инкриминируемом правонарушении обоснованными. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ при отсутствии обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность, в размере, соразмерном совершенному деянию. Из изложенного следует, что при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, не установлено, оснований для их пересмотра по доводам жалобы не имеется, юридически значимые обстоятельства мировой судьей определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе и решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Томска исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Томска от 12.07.2012 по делу об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества "Томскгазпром"оставить без изменения, а жалобу последней - без удовлетворения. Судья Гречман А.Ю.