Решение вступило в законную силу 17.09.2012



Дело № 12-293/12

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

17 сентября 2012 года судья Октябрьского районного суда г. Томска Кулинченко Ю.В.,

рассмотрев жалобу ОАО "Томсгазпром" в лице Менщиковой Н.В., по доверенности № 52 от 13.06.2012, на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Томска исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г.Томска от 12.07.2012 по делу об административном правонарушении ОАО "Томскгазпром" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

ОАО "Томскгазпром" не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой, доводы которой сводятся к тому, что количество здравпунктов два, они обеспечены медицинским имуществом и медикаментами в соответствии с лицензионным соглашением. ОАО осуществляет работы по ремонту оборудования и контролю его технического состояния на основании заключенного договора. Запас медикаментов восполняется ежемесячно с соответствии с заявкой медицинского отдела в УМП на основании договора поставки от 12.12.2011. Работники ОАО обеспечиваются медицинской помощью в соответствующих здравпунктах. Эвакуация работников осуществляется в соответствии с "Регламентом комплекса мер медицинского обеспечения направленных на предотвращение возникновения ситуаций, связанных с угрозой для здоровья и жизни работников на месторождениях ОАО «Томскгазпром» утвержденным приказом Генерального директора № 14 от 02.02.2009. Также представлена справка по приобретенному медицинскому имуществу и планируемому на приобретение в 2013 году для медицинских формирований. Запасами продовольствия (текущего довольствия), хранящегося на складах ООО, общество способно обеспечить работников питанием при черезвычайных ситуациях и ведении военных действий. Создавать резервные запасы пищевого сырья и продуктов питания, а также содержать отдельный штат для его обслуживания в ОАО нет необходимости. Объектовые системы оповещения проектируются, монтируются и эксплуатируются силами и средствами организации и в компетенции МЧС не входят. На месторождениях объектовые системы оповещения имеются о чем предоставлена справка и справка о приобретении всего необходимого имущества и средств связи для монтажа объектовой системы оповещения. Удаленность населенных пунктов от месторождений ОАО "Томскгазпром" большая, что обеспечивает безопасность населения в случае возникновения ЧС, а при ведении военных действий защита населения – это компетенция муниципальных органов. В п.3.4 по готовности систем связи, оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера не отмечается, что они должны иметь ЛСО, а состояние готовности систем связи, оповещения и информирования оцениваются как "соответствует предъявляемым требованиям". ОАО выполняются обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Просят постановления отменить, дело прекратить.

В судебном заседании представитель ОАО "Томскгазпром" Менщикова Н.В., действующая на основании доверенности № 52 от 13.06.2012, и Кочкин С.В., действующий на основании доверенности № 51 от 13.06.2012, жалобу поддержали, пояснив, что они опираются на Постановление Правительства РФ № 178 от 01.03.1993 "О создании локальной системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов". Одним из пунктов определено: «установить зоны локальных систем оповещения в районах размещения ядерных, радиационно-опасных объектов в радиусе 5 км. вокруг объектов. В районах размещения химически-опасных объектов в радиусе 2,5 км. вокруг объектов, а в районах размещения гидротехнических объектов на расстоянии до 6 км.» Объект ОАО «Томскгазпром» на Мыльджинском, Казанском, Северо-Васюганском, Северо-Останинском месторождении под определение потенциально опасного объекта, которые перечислены не подпадает. Расстояние от Мыльджинского газоконденсатного месторождения до ближайшего населенного пункта 25 км. От Северо-Васюганского до Среднего Васюгана 15 км. С Казанского месторождения до п. Кувино 35 км. До Северо-Останинского 47 км. Это не подпадает под условия, которые определены для потенциально опасных объектов. У ОАО "Томгазпром" есть запас продуктов питания и медикаментов на случай чрезвычайной ситуации. Этого запаса хватит на срок от 25 до 30 дней. Потом производится подвоз продуктов и медикаментов. Смысла создавать запасы нет.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит жалобу ОАО "Томскгазпром" не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

Из п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ следует, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно п.1 ст.20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, характеризующие состояние защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Объективная сторона части 1 комментируемой статьи состоит в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно в невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", они выражаются в необходимости проведения определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения.

В ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ установлены конкретные обязанности организаций, в том числе: проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и др.

Конкретизация нарушений, связанных с невыполнением соответствующих обязанностей, а также требований норм и правил, определяется также нормативными правовыми актами РФ (утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 (в ред. Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50) Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Постановления Правительства РФ "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 30.12.2003 № 794).

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Координационными органами единой системы являются в том, числе на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Пунктом 20 Постановления Правительства РФ "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 30.12.2003 № 794 указано, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются в том числе резервы финансовых и материальных ресурсов организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 N 335).

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Федеральному закону.

В соответствии с Приложением N 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ 10.11.1996 № 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.4 указанного Постановления Правительства РФ).

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций (п.5 указанного Постановления Правительства РФ).

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения (п.6 указанного Постановления Правительства РФ.

Исходя из смысла ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для установления вины ОАО "Томскгазпром" в совершении правонарушения мировому судье необходимо было исследовать вопрос о том, имелась ли у ОАО "Томскгазпром" возможность для соблюдения обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340, ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, Приказом МЧС России от 21 декабря 2005 г. N 993, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и были ли данным юридическим лицом приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Этот вопрос, входящий в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, был мировым судьей исследован, как и исследован в настоящем судебном заседании.

Из протокола об административном правонарушении от 06.06.2012 следует, что при проведении надзорных мероприятий 31.05.2012 в 09ч00 ОАО установлено: "Томскгазпром" совершило административное правонарушение – невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно: распоряжением ОАО "Томскгазпром" от 07.11.2011 № 69 "Об аварийном запасе" создан резерв материальных, ресурсов на случай ликвидации чрезвычайных ситуаций. В номенклатуру с объемами не включено продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты. Предоставлена справка о фактическом наличии материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в ОАО "Томскгазпром". В ОАО "Томскгазпром" отсутствует продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Не создана локальная система оповещения потенциально опасного объекта в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения – утвержденные 24.12.2002 МЧС России, не представлена в ГУ МЧС России по Томской области документация, а именно:

- техническое задание на создание локальной системы оповещения согласованное с органом управления по делам ГО и ЧС субъекта РФ или города (городского района) и службой оповещения и связи гражданской обороны;

- проект на создание локальной системы оповещения прошедшего экспертизу в организации государственной вневедомственной экспертизы в субъекте РФ и согласованный с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ или города (городского района) и подразделения Госэкспертизы МЧС России для подготовки сводного экспертного заключения;

- приказ руководителя потенциально опасного объекта о приеме локальной системы оповещения в эксплуатацию, акта приемки локальной системы оповещения в эксплуатацию.

Данные обстоятельства также подтверждены актом проверки МЧС от 31.05.2012 № 44; распоряжением (приказом) о проведении плановой документарной проверки юридического лица, ОАО "Томскгазпром" от 24.04.2012 № 44 с целью проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случаях и готовности плана проведения плановых проверок на 2012 (утвержденный прокуратурой Томской области); объяснениями Кочкина С.В. от 28.05.2012; распоряжением ОАО "Томскгазпром" № 69 от 07.11.2011 "Об аварийном запасе"; справкой о фактическом наличии материальных ресурсов для ликвидации СЧ в ОАО "Томскгазпром"; протоколом № 2 от 21.01.2011 Областной межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

Доводы ОАО "Томскгазпром" изложенные в жалобе, не нашли своего подтверждения и противоречат выше изложенным нормам закона.

Согласно п.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, с учетом всех исследуемых материалов дела, суд полагает выводы мирового судьи о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в действиях ОАО "Томскгазпром" и его виновности в инкриминируемом правонарушении обоснованными.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ при отсутствии обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность, в размере, соразмерном совершенному деянию.

Из изложенного следует, что при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, не установлено, оснований для их пересмотра по доводам жалобы не имеется, юридически значимые обстоятельства мировой судьей определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе и решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Томска исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г.Томска от 12.07.2012 по делу об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества "Томскгазпром"оставить без изменения, а жалобу последней - без удовлетворения.

Судья Ю.В. Кулинченко