Дело № 5-110/11
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
2 июня 2011 года судья Октябрьского районного суда г. Томска Остольская Л.Б., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Областного государственного учреждения здравоохранения Томская областная клиническая больница (ОГУЗ ТОКБ),
установил:
В ходе проведения плановой проверки соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности в ОГУЗ ТОКБ было выявлено, что учреждением допущено грубое нарушение лицензионных требований и условий, а именно п.п. «г» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства ТФ от 22.01.2007 №30 – отсутствие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ. Таким образом, ОГУЗ ТОКБ совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ОГУЗ ТОКБ ... вину в совершенном правонарушении признала, пояснила, что принимаются меры для устранения нарушения. Просила прекратить производство по делу за малозначительностью.
Представители Управления Росздравнадзора по Томской области ... в судебном заседании пояснил, что в действиях ОГУЗ ТОКБ усматривается совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, это является грубым нарушением порядка лицензирования медицинской деятельности, поэтому малозначительность в данном случае не применима, так как ОГУЗ ТОКБ является крупным медицинским учреждением, тяжких последствий не наступило, не целесообразно применение наказания в виде приостановления деятельности, достаточно административного штрафа.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, судья считает, что вина ОГУЗ ТОКБ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.
На основании ч.1 ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно п.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального Закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии, в форме электронного документа, такой документ выдается лицензирующим органом в форме электронного документа.
Таким образом, при осуществлении лицензируемого вида деятельности выполнение конкретных условий и требований обязательно.
Согласно п.п.96 п.1 ст.17 Федерального Закона от 08.08.2001 №128-ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.
В данном перечне, в числе прочего, указаны работы и услуги по радиологии, общественному здоровью и организации здравоохранения.
Постановлением Правительством РФ от 22.01.2007 №30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности.
На основании п.п. «г» и «д» п.5 указанного Положения наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг); повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет.
Согласно п.6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" п.5 настоящего Положения.
В соответствии с абз.1 ст.56 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 №5487-1 право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.
Из абз.2 ст.56 Основ сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Форма, срок действия, условия и порядок выдачи сертификата специалиста, а также документа о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 №210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и послевузовским образованием в сфере здравоохранения РФ» утверждена номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации согласно приложению.
В номенклатуре в числе прочего указаны специальности, требующие дополнительной подготовки - радиология, организация здравоохранения и общественного здоровья.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 №415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» утверждены Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения согласно приложению.
По специальности «радиология»: уровень профессионального образования - высшее профессиональное образование по одной из специальностей: "060101 Лечебное дело", "060103 Педиатрия", "0601013 Медицинская биофизика", "060114 Медицинская кибернетика" дополнительное повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.
По специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье"; уровень профессионального образования - высшее профессиональное образование по одной из специальностей: "060101 Лечебное дело", "060103 Педиатрия", "060104 Медико-профилактическое дело", "060105 Стоматология"; дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.
Так, согласно акту проверки №114 от 24.05.2011 штатным расписанием ОГУЗ ТОКБ на 2011 год, штатным расписанием ОГУЗ ТОКБ на 2011 год в учреждении предусмотрено 3 ставки врача-методиста в отделении «Центр здоровья», 3 ставки врача-методиста в отделе по организационно-методической работе, 2 ставки врача-методиста в консультативно-диагностической поликлинике.
В соответствии с приказом №214-л от 02.08.2010 и трудовым договором от 30.07.2010 ... ... работает в ОГУЗ ТОКБ на должности врача-методиста консультативно-диагностической поликлиники. При этом не имеет сертификата специалиста, соответствующего требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) по занимаемой должности - «общественное здоровье и организация здравоохранения» имеет врачебную специальность по диплому «лечебное дело», сертификат по специальности «терапия». Подготовка данного специалиста не соответствует занимаемой должности и характеру выполняемых работ (услуг). Выход на работу и осуществление должностных обязанностей врача-методиста ..., в том числе в период проведения проверки, подтверждается табелями учета использования рабочего времени и подсчета заработка отделения архив ОГУЗ ТОКБ за март и апрель 2011, списками историй болезней умерших больных в ОКБ за 2010 и январь 2011 с сопроводительным письмом, подписанными исполнителем ....
В соответствии с приказом № 289-л от 01.12.2009 и трудовым договором от 01.12.2009 №808 ... работает в ОГУЗ ТОКБ на должности врача-методиста отделения «Центр здоровья». При этом не имеет сертификата специалиста, соответствующего требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) по занимаемой должности - «общественное здоровье и организация здравоохранения» имеет сертификат по специальности «терапия». Подготовка данного специалиста не соответствует занимаемой должности и характеру выполняемых работ (услуг). Выход на работу и осуществление должностных обязанностей врача-методиста ... в том числе в период проведения проверки, подтверждается табелями учета использования рабочего времени и расчета заработной платы отделения «Центр здоровья» ОГУЗ Томская областная клиническая больница за март и апрель 2011, приказом (распоряжением) о направлении работников в командировку №60 от 13.05.2011, отчетом о проделанной работе специалистов отделения «Центр здоровья» ОГУЗ «Томская областная клиническая больница» 16.05.2011 в муниципальном образовании «Первомайский район» Томской области.
В соответствии с приказом от 03.11.2009 №262-л и трудовым договором от 03.11.2009 №753 ... работает в учреждении на должности врача-методиста организационно-методического отдела. При этом не имеет сертификата специалиста, соответствующего требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) по занимаемой должности - «общественное здоровье и организация здравоохранения» имеет врачебную специальность по диплому «лечебное дело». Подготовка данного специалиста не соответствует занимаемой должности. Выход на работу и осуществление должностных обязанностей врача-методиста ... подтверждается табелями учета использования рабочего времени и расчета заработной платы организационно-методического отдела ОГУЗ ТОКБ за март и апрель 2011.
Также сертификаты специалистов отсутствуют у врачей-методистов ... Выходы на работу подтверждаются табелями учета использования рабочего времени и расчета заработной платы организационно-методического отдела ОГУЗ ТОКБ за март и апрель 2011, отдела медстатистики за апрель 2011, отдела клинико-экспертной работы за апрель 2011.
Сертификаты всех вышеуказанных специалистов по специальности «общественное здоровье и организация здравоохранения» не представлены.
Штатным расписанием ОГУЗ ТОКБ (финансирование ОМС) на 2011 год в учреждении предусмотрено 4 ставки врача-радиолога.
В соответствии с приказом от 29.12.1986 №441 и трудовым договором от 24.03.2010 №472 ... работает в ОГУЗ ТОКБ на должности врача-радиолога лаборатории радионуклидных и ультразвуковых методов исследования. При этом не имеет сертификата специалиста, соответствующего требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) по занимаемой должности - «радиология», имеет врачебную специальность по диплому «лечебное дело». Подготовка данного специалиста не соответствует занимаемой должности. Выход на работу и осуществление должностных обязанностей врача-радиолога ..., в том числе в период проведения проверки, подтверждается табелями учета использования рабочего времени и расчета заработной платы лаборатории радионуклидных и ультразвуковых методов исследования ОГУЗ ТОКБ за март и апрель 2011, медицинским заключением по результатам радионуклидного исследования №393 от 19.05.2011, подписанным врачом ... листами медицинской карты стационарного больного ... с записью от 19.05.2011, произведенной врачом ...
В соответствии с приказом от 20.01.2003 №31-к и трудовым договором от 24.03.2010 №484 ... работает в ОГУЗ ТОКБ на должности врача-радиолога лаборатории радионуклидных и ультразвуковых методов исследования. При этом не имеет сертификата специалиста, соответствующего требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) по занимаемой должности - «радиология», имеет врачебную специальность по диплому «лечебное дело». Подготовка данного специалиста не соответствует занимаемой должности. Выход на работу врача-радиолога ... подтверждается табелями учета использования рабочего времени и расчета заработной платы лаборатории радионуклидных и ультразвуковых методов исследования ОГУЗ ТОКБ за март и апрель 2011, листами журнала «Сцинтиграфия» с отметками о фамилиях врачей, проводивших исследование ...
Сертификаты вышеуказанных специалистов по специальности «радиология» не представлены.
В судебном заседании нашел подтверждение факт указанного в акте проверки нарушения.
Согласно п.2.1 Устава ОГУЗ ТОКБ целями деятельности Учреждения, в числе прочего, являются оказание медицинской помощи населению г.Томска и Томской области в амбулаторных и стационарных условиях, участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации медицинских работников Томской области.
Приказом №538-ок от 16.07.2010 ... принят на работу в ОГУЗ ТОКБ в качестве главного врача с 16.07.2010.
В соответствии с лицензией №ФС-70-01-000727 от 07.06.2010 на осуществление медицинской деятельности ОГУЗ ТОКБ имеет право выполнять, в числе прочего, работы и услуги по направлению радиология, общественное здоровье и организация здравоохранения (приложение №1).
Так, в протоколе №3-М/11 об административном правонарушении в графе «объяснения законного представителя юридического лица» ... – главным врачом ОГУЗ ТОКБ указано, что с выявленными нарушениями согласен. В отделе кадров в связи с данными нарушениями сменен руководитель. Запланировано обучение специалистов в 2011.
Из акта проверки №114 от 24.05.2011 следует, что в числе прочего, выявлены нарушения п.п. «г» и «д» п.5 Положение о лицензировании медицинской деятельности. Согласно п.4.1.4 данного акта проверены образовательные документы 215-ти специалистов, работающих на постоянной основе, а также по совместительству на должностях, согласно осуществляемым видам работ (услуг) по медицинской деятельности, нарушений не выявлено – все специалисты имеют базовое высшее или среднее медицинское образование. В то же время в штате учреждения имеются специалисты, допущенные к выполнению работ (услуг), не имеющие сертификата специалиста: врачи-методисты ... Также указанные специалисты не прошли повышение квалификации за последние 5 лет.
Факт осуществления деятельности с нарушением условий специального разрешения (лицензии) в отношении осуществления медицинской деятельности при отсутствии контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) подтвержден следующими документами.
В отношении врача-методиста ...
1) приказ №214-л §8 от 02.08.2010, согласно которому она переведена на должность врача-методиста на 1 ставку с окладом 4220 рублей; 2) трудовой договор №1376 от 30.07.2010, согласно п.2.1 которого имеет право на повышение квалификации; 3) диплом Ф №120764 от 06.12.1965, согласно которому присвоена квалификация врача по специальности «лечебное дело»; 4) свидетельство о повышении квалификации №8943 о том, что она повышала свою квалификацию с 16.01.2006 по 15.04.2006; 5) сертификат от 31.12.1996 о том, что сдала квалификационный экзамен, сертификат действителен 5 лет.
В отношении врача-методиста ...
1) трудовой договор №808 от 01.12.2009, согласно п.2.1 которого имеет право на повышение квалификации; 2) диплом БВС 0142720 от 25.06.1999, согласно которому присвоена квалификация врача; 3) свидетельство о повышении квалификации №12754 о том, что она повышала свою квалификацию с 15.10.2007 по 21.12.2007; 4) сертификат А №1211147 от 01.08.2000 о том, что сдала квалификационный экзамен, присвоена специальность «терапия», сертификат подтвержден и действителен до 21.12.2012; 5) приказ (распоряжением) о направлении работников в командировку №60 от 13.05.2011; 6) отчет о проделанной работе специалистов отделения «Центр здоровья» ОГУЗ «Томская областная клиническая больница» 16.05.2011 года в муниципальном образовании «Первомайский район» Томской области.
В отношении врача-методиста ...
1) приказ №262-л §1 от 03.11.2009, согласно которому она принята на должность врача-методиста; 2) трудовой договор №753 от 03.11.2009, согласно п.2.1 которого имеет право на повышение квалификации; 3) диплом А-I №620125 от 01.07.1975, согласно которому присвоена квалификация врача по специальности «лечебное дело»; 4) удостоверение о краткосрочном о повышении квалификации №4-Т о том, что она прошла краткосрочное обучение с 29.09.1997 по 10.09.1997.
В отношении врача-радиолога ...
1) приказ №441 §5 от 29.12.1986, согласно которому она переведена на должность врача-радиолога лаборатории радионуклидных методов исследования; 2) трудовой договор №472 от 24.03.2010, согласно п.2.1 которого имеет право на повышение квалификации; 3) диплом ЖВ №714693 от 23.06.1980, согласно которому присвоена квалификация врача по специальности «лечебное дело»; 4) удостоверение №228 от 30.06.1981, согласно которому присвоена квалификация врача терапевта; 5) свидетельство о прохождении повышения квалификации от 27.12.1986, 6) свидетельство о прохождении повышения квалификации от 1992.
В отношении врача-радиолога ...
1) приказ №31-к §12 от 20.01.2003, согласно которому он переведен на должность врача-радиолога радиологического отделения; 2) трудовой договор №484 от 24.03.2010, согласно п.2.1 которого имеет право на повышение квалификации; 3) диплом МВ №569664 от 22.06.1985, согласно которому присвоена квалификация врача по специальности «лечебное дело»; 4) удостоверение №18 от 30.06.1986, согласно которому присвоена квалификация врача терапевта; 5) удостоверение №328, согласно которому Седых М.В. допускается к работе в качестве специалиста врача-радиолога; 6) справка от 09.04.1998 №02-08/129 о первичной специализации на рабочем месте.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения п.п. «г» и «д» п.5 Положение о лицензировании медицинской деятельности.
Учитывая изложенное, обоснованность привлечения ОГУЗ ТОКБ к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Статьей 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, нарушение требования о наличии в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг), является грубым.
В качестве административных наказаний за указанное правонарушение в области лицензирования по действующему КоАП РФ предусмотрены два вида: административный штраф и административное приостановление деятельности. Последний вид наказания, согласно ч.1 ст.3.12 КоАП РФ, подразумевает временное прекращение деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, судья признает признание представителем ОГУЗ ТОКБ вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья не усматривает.
Учитывая, что нарушение п.п. «г» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности является грубым, согласно ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, суд приходит к выводу о целесообразности назначения наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Областное государственное учреждение здравоохранения Томская областная клиническая больница признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копи постановления через Октябрьский районный суд г. Томска.
Судья:Л.Б. Остольская
Административный штраф оплатить по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: УФК по Томской области (Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Томской области)
ИНН: 7017107844 КПП: 701701001
БИК: 046902001
Расчетный счет: 40101810900000010007
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г. Томск
Наименование платежа: Штраф, взыскиваемый по решению судебных органов за административное правонарушение
Код бюджетной классификации: 060 1 16 90040 04 1000 140
Значение ОКАТО: 69401000000