ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Томск 13 мая 2011 года Судья Октябрьского районного суда г. Томска Бульдович О.Н., с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Томска Карташева Я.Ю., представителя Управления Роспотребнадзора по Томской области Гундериной Е.И., действующей на основании доверенности от 11 января 2011 года, представителя ЗАО «Карьероуправление» Серебрякова В.Г., действующего на основании доверенности от 22 марта 2011 года, рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Закрытого акционерного общества «Карьероуправление», расположенного по адресу: г.Томск, ул. Иркутский тракт, 27, У С Т А Н О В И Л : Постановлением прокурора Октябрьского района г. Томска от 11 марта 2011 года в отношении ЗАО «Карьероуправление» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в связи с тем, что в нарушение п.п. 2.1, 2.5, 3.1, 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", ст.20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучении населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ ЗАО «Карьероуправление» не имеет согласованного проекта санитарно-защитной зоны. Исполняющий обязанности главного государственного санитарного врача Томской области, исполняющий обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Томской области Маракулин О.П. дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, возбужденное 11 марта 2011 года прокурором Октябрьского района г. Томска в отношении ЗАО «Карьероуправление», 19 апреля 2011 года направил в Октябрьский районный суд для рассмотрения и назначения наказания в виде административного приостановления деятельности - производства кирпича и иных строительных материалов на промышленной площадке, расположенной по адресу г. Томск ул. Иркутский тракт № 27. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Карташев Я.Ю. пояснил, что ЗАО «Карьероуправление» при осуществлении своей деятельности нарушает закрепленные ст.42 Конституции РФ права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, что ставит под угрозу их жизнь и здоровье, просил приостановить деятельность общества. Представитель Управления Роспотребнадзора по Томской области Гундерина Е.И. пояснила, что проект санитарно-защитной зоны ЗАО «Карьероуправление» в Управление Роспотребнадзора не поступал, ЗАО дважды в 2004 и 2006 годах обращалось в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» с заявлением о проведении экспертизы проекта и дважды им было выдано экспертное заключение о том, что представленные проектные материалы по обоснованию сокращения санитарно-защитной зоны не соответствуют санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам. Бездействие ЗАО «Карьероуправление» ставит под угрозу жизнь и здоровье населения. В судебном заседании представитель ЗАО «Карьероуправление» Серебряков В.Г. пояснил, что основным видом деятельности общества является производство строительных материалов – кирпича керамического, что связанно с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В 2006 году был разработан проект организации санитарно-защитной зоны, однако до настоящего времени положительного санитарно-эпидемиологического заключения на него в Управлении Роспотребнадзора по Томской области не получено, с нарушением согласен, общество предпринимает все зависящие от него меры по устранению выявленного нарушения. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, судья приходит к выводу о том, что факт совершения ЗАО «Карьероуправление» правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, нашел свое подтверждение. Административное правонарушение, предусмотренное ст.6.3 КоАП РФ, заключается в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. На основании ст.11, ч.2 ст.24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила, обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг. Из ст.20 данного Федерального закона следует, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Согласно п.2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74, (далее – СанПиН) организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. При этом критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п.2.3 СанПин). В соответствии с п.7.1.4 СанПиН, предприятия по производству кирпича (красного, силикатного), строительных керамических и огнеупорных изделий, по производству искусственных заполнителей (керамзита и др.) относятся к III классу опасности с организацией 300-метровой санитарно-защитной зоны. В силу п.2.1 СанПиН размер санитарно-защитной зоны обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. При этом для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Согласно п.3.1 СанПин, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Пункт 5.1 СанПин устанавливает требование, согласно которому в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Судом установлено, что юридическому лицу ЗАО «Карьероуправление», зарегистрированному по адресу г. Томск ул. Иркутский тракт № 27, принадлежат на праве собственности все источники выбросов и нежилые строения на промышленной площадке, расположенной по адресу Иркутский тракт № 27 в г. Томске. Основным видом деятельности ЗАО «Карьероуправление» является производство керамического кирпича, что относится к III классу опасности, для чего необходима разработка проекта санитарно-защитной зоны, которая должна составлять 300 метров от вышеуказанных домов и территорий. Из информационного письма Управления Роспотребнадзора по Томской области № 985/05 от 02 марта 2011 года следует, что в границах нормативной санитарно-защитной зоны ЗАО «Карьероуправление» располагаются жилые массивы, детский сад, школа, количество проживающего населения в границах данной зоны по данным на 2005 год составляет 3 573 человека. Проект санитарно-защитной зоны от общества до настоящего времени не поступал, однако оно дважды обращалось в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» с заявлением на проведение экспертизы (в 2004 и 2006 годах). В соответствии с экспертными заключениями данного ФГУЗ № 77 от 29 декабря 2005 года, № 979-окг от 29 декабря 2006 года, представленные ЗАО «Карьероуправление» проект санитарно-защитной зоны и проектные материалы по обоснованию сокращения санитарно-защитной зоны не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Таким образом, ЗАО «Карьероуправление» при осуществлении своей деятельности по производству кирпича были нарушены требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Действительно, ЗАО «Карьероуправление» в нарушение вышеуказанных требований законодательства до настоящего времени не имеет положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект организации санитарно-защитной зоны, однако, после вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, 14 марта 2011 года ЗАО «Карьероуправление» заключило договор с ООО «Экопроект» согласно которому ООО «Экопроект» в срок до 13 июня 2011 года обязуется провести корректировку «Проекта организации расчётной санитарно-защитной зоны промплощадки ЗАО «Карьероуправление» и согласовать в ОГУЗ «ЦГиЭ» в Томской области и органах Роспотребнадзора в Томской области, указанный в договоре срок не истёк, кроме того, приостановление деятельности ЗАО «Карьероуправление» приведёт к существенным неблагоприятным экономическим, социальным и производственно техническим последствиям, а также ущемлению государственных интересов, в связи с чем, судья пролагает возможным назначить ЗАО «Карьероуправление» наказание в виде штрафа в пределах санкции статьи. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.7-29.10 КоАП РФ, судья П О С Т А Н О В И Л : Закрытое акционерное общество «Карьероуправление» привлечь к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей. Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья О.Н. Бульдович Копия верна Судья