Дело № 5-2/2011
Постановление
по делу об административном правонарушении
19 января 2011 года судья Октябрьского районного суда г. Томска Быкова Ю.С., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Учреждения Российской академии медицинских наук Научно - исследовательского института акушерства, гинекологии и перинатологии Сибирского отделения РАМН, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Сергея Лазо, 5,
УСТАНОВИЛ:
Из протокола об административном правонарушении от 14.01.2011 года следует, что 13.01.2011 г. с целью проверки выполнения предписания Управления Росздравнадзора по Томской области № 40 от 10.09.2010 г. об устранении нарушений на основании приказа Управления Росздравнадзора по Томской области от 28.12.2010 г. № П70-526/10 проведена внеплановая выездная проверка НИИАГП СО РАМН по адресам мест осуществления деятельности: г. Томск, ул. С.Лазо, д. 5, стр. 1, стр. 2. В ходе проверки было выявлено, что НИИАГП СО РАМН не устранило грубое нарушение соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, а именно нарушает требования п.п. а п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 г. В соответствии с договором безвозмездного пользования имуществом от 02 февраля 2004 года НИИАГП СО РАМН были предоставлены помещения общей площадью 386,4 кв.м, расположенные в МЛПМУ «Родильный дом № 4», согласно приложению, на 1 этаже строения 1 и на 2 этаже строения № 2. Однако, НИИАГП СО РАМН помимо данных помещений незаконно использует иные помещения МЛПМУ «Родильный дом № 4» для осуществления медицинской деятельности. Так, НИИАГП СО РАМН незаконно использует помещения для осуществления медицинской деятельности по адресу г. Томск, ул. С. Лазо, 5 строение 1, 4 этаж; г. Томск, ул. С. Лазо, 5 строение 2, - 3, 4 этаж. В строении 1 на 4 этаже находится пост № 1 гинекологического отделения НИИАГП СО РАМН, процедурный кабинет, палаты № 2, 3, 14, 26. В строении 2 на 3 этаже находятся послеродовые палаты № 10 и № 14 НИИАГП СО РАМН. В строении 2 на 4 этаже находятся 2 палаты (без номеров) отделения патологии беременности НИИАГП СО РАМН. Документов о принадлежности данных помещений НИИАГП СО РАМН на праве собственности либо на ином законном основании не представлено. Кроме того, НИИАГП СО РАМН осуществляет оказание стационарной акушерско- гинекологической помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, медицинской помощи новорожденным, а также женщинам с заболеваниями репродуктивной системы, не имея, согласно Оборотной ведомости движения основных средств за 31.12.2010 года, всего необходимого оборудования для оказания акушерско- гинекологической помощи, предусмотренного Приложением №7 приказа Минздравсоцразвития России от 02 октября 2009 года №808н «Об утверждении Порядка оказания акушерско - гинекологической помощи». Оказание медицинской помощи осуществляется на оборудовании МЛПМУ «Родильный дом №4», в том числе, клинические лабораторные исследования производятся в лаборатории МЛПМУ «Родильный дом №4», физиотерапевтические процедуры осуществляются в кабинете ФТО МЛПМУ «Родильный дом №4», родильное отделение (помещения и оборудование), принадлежащее МЛПМУ «Родильный дом №4», расположенное на 4 этаже строения 2, также используется совместно НИИАГП СО РАМН и МЛПМУ «Родильный дом №4». Таким образом, Учреждение Российской академии медицинских наук НИИАГП Сибирского отделения РАМН совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со ст. 5.1. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 к полномочиям Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия: лицензирование следующих видов деятельности: медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи).
Приложением № 7 Приказа Минздравсоцразвития России от 02 октября 2009 года № 808н «Об утверждении Порядка оказания акушерско - гинекологической помощи» утвержден перечень оборудования, необходимого для оказания акушерско- гинекологической помощи.
Подпунктом «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30, предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям.
В силу п. 6 указанного Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Представитель Управления Росздравнадзора по Томской области – Скобельский А.В., действующий по доверенности от 11.01.2011 г. № 1, в судебном заседании пояснил, что нарушение лицензионных требований и условий является длящимся, административное правонарушение совершено повторно после привлечения НИИАГП СО РАМН к административной ответственности.
В судебном заседании представитель НИИАГП СО РАМН Алтухов А.Ю., действующий по доверенности от 11.01.2001 г. № 3, не оспаривал, что НИИАГП СО РАМН использует помещения для осуществления медицинской деятельности по адресу г. Томск, ул. С. Лазо, 5 строение 1, 4 этаж; г. Томск, ул. С. Лазо, 5 строение 2, - 3, 4 этаж и оборудование МЛПМУ «Родильный дом № 4». НИИАГП СО РАМН обращался в Администрацию Томской области с просьбой о выделении дополнительных площадей для осуществления уставной деятельности, но в связи с необходимостью проведения дополнительного мониторинга решение данного вопроса было отложено. В декабре 2010 года руководство МЛПМУ «Родильный дом № 4» обратилось в Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска с просьбой согласовать проект договора безвозмездного пользования имуществом, находящимся в оперативном управлении МЛПМУ «Роддом № 4» и передаваемого НИИАГП СО РАМН, а также договора о совместной работе МЛПМУ «Роддом № 4» и НИИАГП СО РАМН. В данный момент эти договоры находятся на согласовании. Согласно представленным письменным пояснениям, просит прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании ст. 24.5 КоАП РФ, т.к. использование иных помещений на основании договора о совместной работе от 29.01.2009 г. нельзя рассматривать как отсутствие помещений. Указанный договор является действующим. Сторонами договора помещения и оборудование используется по целевому назначению. Возможность привлечения специалистов иных медицинских организаций на основании договоров не запрещается действующим законодательством.
В соответствии с Уставом НИИАГП СО РАМН, утвержденным Постановлением Президиума СО РАМН от 16.12.2008 г. № 96, Институт осуществляет следующие основные виды деятельности: осуществление медицинской деятельности... в соответствии с лицензией на право осуществления медицинской деятельности (п. 2.2.2).
НИИАГП СО РАМН осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензий № ФС-99-01-005999 от 17 февраля 2009 года сроком действия до 11 мая 2011 года, № ФС-70-01-000659 от 03 июля 2009 года сроком действия до 03 июля 2014 года.
02.02.2004 г. между Департаментом недвижимости администрации г. Томска («Департамент») на стороне «Ссудодателя», МЛПМУ «Родильный дом № 4» («Балансодержатель») и ГУ НИИАГП СО РАМН («Ссудополучатель») был заключен договор безвозмездного пользования имуществом, согласно п. п. 1.1., 8 которого, предметом настоящего договора является предоставление Ссудодателем во временное безвозмездное владение и пользование следующее имущество: нежилые помещения общей площадью 400 кв.м., расположенные по адресу: г. Томск, ул. С. Лазо, 5. Настоящий договор заключен на неопределенный срок. Характеристика строения: нежилые помещения на первом и втором этажах, расположенные в здании родильного дома № 4 (Приложение № 1 к договору от 02.02.2004 г.).
Факт принятия ГУ НИИАГП СО РАМН во временное безвозмездное пользование нежилых помещений, общей площадью 400 кв.м., расположенных по адресу: г. Томск, ул. С. Лазо, 5, подтверждается актом приема-передачи от 02.02.2004 г.
Согласно соглашению об изменении договора безвозмездного пользования нежилым помещением от 02.02.2004 г. от 01.12.2008 г. с 10.11.2004 г. п.1.1. договора изложен в следующей редакции: Предметом настоящего договора является предоставление Ссудодателем во временное безвозмездное пользование следующего имущества: нежилые помещения общей площадью 386,4 кв.м. по адресу: г. Томск, ул. Сергея Лазо, 5 стр. 1. (номера помещений на поэтажном плане: на первом этаже – 5, 6, 7, 8, 9, 13, 27, 28, 29, 35-42), г. Томск, ул. Сергея Лазо, 5 стр. 2 (номера помещений на поэтажном плане: на втором этаже – 15, 17, 18, 20, 48, 54, 72, 74, 79, 80).
Из копии договора между институтом и учреждением здравоохранения о совместной работе, заключенного между МЛПМУ «Родильный дом № 4» («Учреждение») и НИИАГП СО РАМН («Институт») от 29.01.2009 г. следует, что оказание совместной медицинской помощи осуществляется в помещениях МЛПМУ «Роддом № 4» по адресу: г. Томск, ул. Сергея Лазо, д. 5, строение 1, строение 2, строение 3, общей площадью 1807,43 кв.м. (согласно Приложению № 1), совместно используемых и находящихся в технически исправном рабочем состоянии, укомплектованных медицинским оборудованием, в соответствии с требованиями табельного оснащения; совместно используемые площади нежилых помещений входят в состав объектов недвижимости, находящихся на праве оперативного управления у МЛПМУ «Роддом № 4». Совместному использованию в лечебно-диагностической и научной деятельности подлежит медицинское оборудование, находящееся на балансе МЛПМУ «Роддом № 4». Совместному использованию подлежат медицинская техника, оборудование и аппаратура, указанные в перечне, приложенном к данному договору (Приложение №2) (п.п. 1.1., 1.2., 1.3.).
В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Из обращения МЛПМУ «Роддом № 4» в департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска от 29.12.2010 г. следует, что п. 13 Устава МЛПМУ «Роддом № 4» предусматривает, что Учреждение владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями деятельности, заданиями собственника в пределах, установленных действующим законодательством. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет выделенных средств без согласия собственника.
Договор между институтом и учреждением здравоохранения о совместной работе от 29.01.2009 г. заключен без согласия собственника недвижимого имущества и оборудования, являющегося предметом этого договора.
17.12.2010 г. и 29.12.2010 г. МЛПМУ «Роддом № 4» обратился к начальнику Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска с просьбой согласовать договор безвозмездного пользования имуществом, находящимся в оперативном управлении МЛПМУ «Роддом № 4» и передаваемого НИИАГП СО РАМН (общая площадь предполагаемых к передаче помещений составляет 8,2 кв.м.), а также договор о совместной работе между МЛПМУ «Роддом № 4» и НИИАГП СО РАМН.
Ответ на запрос суда о результате рассмотрения указанных обращений не был получен. При этом представителем НИИАГП СО РАМН не были представлены документы, подтверждающие факт согласования представленных проектов договоров.
Факт использования НИИАГП СО РАМН помещений строения № 1 на 4 этаже, строения 2 на 3 этаже, на 4 этаже по адресу: г. Томск, ул. Сергея Лазо, д. 5, и оборудования МЛПМУ «Роддом № 4» подтверждается:
- Списком помещений Учреждения, используемых для совместной работы с Институтом (Приложение № 1 к договору от 29.01.2009 г.), согласно которому в строении № 1 по адресу: г. Томск, ул. Сергея Лазо, д. 5, находится Гинекологическое отделение, в котором на 4 этаже расположен процедурный кабинет; в строении № 2 по адресу: г. Томск, ул. Сергея Лазо, д. 5, находится Акушерское физиологическое отделение с отделением новорожденных, в котором на 3 этаже расположены послеродовые палаты; а на 4 этаже – родильный зал № 1 – смежный с процедурным кабинетом;
- Списком медицинского оборудования, используемого для совместной работы с институтом (Приложение № 2 к договору от 29.01.2009 г.);
- фотографиями процедурного кабинета Клиники НИИАГП СО РАМН, строение 1, этаж 4-й ;
- журналом врачебных назначений НИИАГП СО РАМН от 11.01.2011 г.;
- фотографиями послеродовых палат № № 10, 14 НИИАГП СО РАМН в строении 2, на 3-м этаже;
- фотографией палаты отделения патологии беременности НИИАГП СО РАМН, в строении 2, на 4-м этаже;
- оборотной ведомостью движения основных средств за период с 01.12.2010 г. по 31.12.2010 г.;
- фотографией клинической лаборатории МЛПМУ «Родильный дом № 4»;
- журналом регистрации анализов и их результатов НИИАГП СО РАМН;
- Фотографией физиотерапевтического отделения МЛМПУ «Родильный дом № 4»;
- журналом учета физиотерапевтических процедур НИИАГП СО РАМН.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, судья с учетом вышеприведенных норм права приходит к выводу о том, что НИИАГП СО РАМН осуществляет медицинскую деятельность по адресу: г. Томск, ул. С.Лазо, 5, строение 1 – 4 этаж, строение 2 – 3 и 4 этаж, и использует оборудование МЛПМУ «Роддом № 4», с грубым нарушением лицензионных требований, поскольку указанные помещения и оборудование на праве собственности либо на ином законном основании НИИАГП СО РАМН не принадлежат.
Статья 4.1 КоАП РФ предусматривает, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении НИИАГП СО РАМН наказания судьей учитываются характер совершенного административного правонарушения, сведения об административных правонарушениях, согласно которым НИИАГП СО РАМН подвергался административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения, по которому не истек предусмотренный ст. 4.3 КоАП РФ признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Также судьей принимается во внимание, что данные нарушения не создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей и то, что НИИАГП СО РАМН принимаются меры для устранения указанных нарушений.
В связи с чем судья считает необходимым назначить НИИАГП СО РАМН административное наказание в виде штрафа в размере сто двадцать пять тысяч рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Учреждение Российской академии медицинских наук Научно - исследовательского института акушерства, гинекологии и перинатологии Сибирского отделения РАМН виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере сто двадцать пять тысяч рублей.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Октябрьский районный суд г. Томска со дня получения копии постановления.
Судья: Ю.С. Быкова
Административный штраф оплатить по следующим реквизитам:
УФК по Томской области (Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Томской области)
Налоговый орган: ИНН 7017107844 КПП 701701001
БИК: 046902001
Расчетный счет: 40101810900000010007
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г. Томск
Наименование платежа: штраф, взыскиваемый по решению судебных органов за административное правонарушение
Код бюджетной классификации: 06011690040041000140
КОД ОКАТО: 69401000000.