Мотивированное решение изготовлено 12.07.2010 года. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 июля 2010 года Октябрьский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Карпинской А.А., при секретаре Смирновой Н.В., с участием истца Макеева В.А., ответчика ГУ-УПФ РФ в Октябрьскому районе г.Екатеринбурга Коневой Н.П., действующей на основании доверенности Номер обезличен от 10.12.2009 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макеева В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Екатеринбурга Свердловской области о включении периодов работ в специальный стаж работы по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, УСТАНОВИЛ: В обоснование иска Макеев В.А. указал, что Дата обезличена года он обратился с заявлением к ответчику Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Екатеринбурга Свердловской области (далее по тексту ГУ-УПФ РФ в Октябрьском районе г.Екатеринбурга) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям ст. 27 п.1 п.п.15 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с 20-летней работой в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и более 25- летнего страхового стажа в гражданской авиации. Решением Номер обезличен от Дата обезличена года начальника ГУ-УПФ РФ в Октябрьском районе г.Екатеринбурга Забалуевой О.П. бесспорно было включено в специальный стаж - 19 лет 24 дня, в страховой стаж в гражданской авиации 24 года 06 месяцев 07 дней. Не включен период его работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности инженера по технической эксплуатации авиационных двигателей в «Казанском моторостроительном производственном объединении» (далее по тексту - ОАО «КМПО») по мотиву того, что организация не относится к предприятия гражданской авиации. Истец полагает, что пенсионный орган необоснованно не принял к зачету данный период, поскольку в указанный период он был принят на работу с Дата обезличена года по Дата обезличена года в ОАО «КМПО» и сразу же был прикомандирован в г.Екатеринбург на работу в Авиакомпании «Уральские авиалинии» (авиационно-техническую базу Первого Свердловского объединенного отряда г.Свердловска), где был полный рабочий день занят непосредственно в аэродромных условиях (не в специально оборудованных помещениях) на работах по оперативному и периодическому техническому обслуживанию авиационных двигателей на воздушных судах «Ту-154» и «Ил-86» гражданской авиации. Также ответчиком не были взяты в расчет специального стажа периоды его работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности инженера по обслуживанию авиатехники по самолетам и двигателям в АОЗТ «Авиакомпания «Уральские международные авиалинии»; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в той же авакомпании в должности старшего инженера; с Дата обезличена по Дата обезличена года в той же компании в должности заместителя директора по эксплуатационной техники – главный инженер инженерно-технической службы в АОЗТ «Авиакомпания «Уральские международные авиалинии», поскольку данный период не подтвержден документальными сведениями постоянной и непосредственной занятости оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Истец полагает, что в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих должностей «инженер» и «старший инженер», «главный инженер» (инженерно-технической службы) не является самостоятельными друг от друга, так как требования к должностям «старшего инженера» «главного инженера» определяются на основе требований к должности «инженер». Должности «старший инженер», «главный инженер» являются производным от должности «инженер». Следовательно, к должностям «старший инженер», «главный инженер» можно применить понятие «инженеры всех наименований». В судебном заседании истец Макеев В.А. наставал на исковых требованиях по доводам, изложенным в иске. Ответчик ГУ-УПФ РФ в Октябрьском районе г.Екатеринбурга в лице представителя Коневой Н.П. исковые требования не признала, указала, что специальный стаж истца составляет 19 лет 24 дня, страховой стаж составил 24 года 06 месяцев 07 дней. Не был принят к зачету период работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности инженера по технической эксплуатации авиационных двигателей в ОАО «Казанском мотостроительном производственном объединении», поскольку Перечень работников, которые приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с указанным подпунктом, определен «Списком должностей инженерно-технического состава авиации», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.04.1991 года №459. Право на досрочную трудовую пенсию имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных, контрольно-испытательных подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР, вольнонаемный состав, научно-исследовательский и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Согласно предоставленным документам ОАО «КМПО» не относится к гражданской авиации. Макеевым В.А. не предоставлено документального подтверждения постоянной занятости на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Период работа с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности инженера по обслуживанию авиатехники по самолетам и двигателям в АОЗТ «Авиакомпании «Уральские Международные авиалинии», не был взят в расчет специального стажа, поскольку Макеевым В.А. не предоставлено документального подтверждения постоянной занятости на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Период работы с Дата обезличена года Дата обезличена года в должности старшего инженера в АОЗТ «Авиакомпания «Уральские Международные авиалинии», поскольку п.п. «и» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года №537 установлено, что при назначении пенсии рассматриваемой категории применяется «Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный постановлением Совета Минтруда России от 21.08.1998 года №37 должности старших специалистов являются производными. Наличие в должности дополнения «старший» предполагает либо осуществление работником наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществление руководства подчиненными ему работниками, либо если на работника возлагается руководство самостоятельным участком работы. Должности «старший» и «инженер» являются согласно названному классификатору самостоятельным. Соответственно «старший инженер» не подпадает под определение «инженеры всех наименований» Кроме того, не предоставлены документальные подтверждения постоянной занятости на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Период работы с Дата обезличена по Дата обезличена года в должности заместителя директора по эксплуатации авиационной техники-главного инженера иженерно-технической службы в АОЗТ «Авиакомпания «Уральские Международные авиалинии», поскольку перечень работников, которые приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определен Списком должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года №459, названным списком должность «заместитель директора по эксплуатации авиационной техники – главный инженер инженерно-технической службы» не предусмотрена. Макеевым В.А. не представлено доказательств постоянной занятости на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. При рассмотрении предоставленных документов для решения вопросов о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Макееву В.А. по нормам Федерального закона №173-ФЗ пенсионный орган руководствовался действующим законодательством. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования Макеева В.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2002 года №173-ФЗ (далее Закон) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с ч. 1 ст. 19 данного Закона трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно ст.27 п.1 п.п.15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсиях по старости назначается лицам, проработавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданкой авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Таким образом, из содержания ст. 27 п.1 п.п. 15 Закона следует, что досрочная трудовая пенсиях по старости по указанным основаниям может быть назначена при соблюдении одновременно двух условий: 1) не менее 20-летней работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданкой авиации; 2) не менее 25-летнего страхового стажа в гражданской авиации. «Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 года №459 (Закон РФ от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу с 01.01.2002 года в связи с принятием вышеуказанного Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ), перечислены «инженеры всех наименований». Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Пунктом 8 «Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 года №459 в выслугу лет работникам инженерно-технического состава и работникам службы управления воздушным движением засчитывается работа в летном составе авиации, исчисленная в порядке, установленном пунктом 1 для соответствующих видов работы, согласно которому один год работы засчитывается за один год выслуги. Спорным периодом работы истца является его трудовая деятельность с Дата обезличена года по Дата обезличена года, которая в календарном исчислении составляет 07 лет 05 месяцев 02 дня. В ходе судебного разбирательства установлено, что в указанный период истец был трудоустроен и осуществлял трудовую деятельность в ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» в должности инженера по технической эксплуатации авиационных двигателей. Юридически значимым обстоятельством для дела и подлежащим доказыванию со стороны истца является его постоянная занятость в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданкой авиации в аэродромных условиях. Из уточняющей справки Номер обезличен от 01.12.2009 года ОАО «КМПО» л.д.18) следует, что предприятие не относится к гражданской авиации, согласно Устава ОАО «КМПО», утвержденного приказом авиационной промышленности от 17.10.1977 года №254, предприятие находилось в непосредственном подчинении Министерства авиационной промышленности, с 1999 года в подчинении Российского Авиационно-Космического Агентства, согласно приказа генерального директора Российского Авиационно-Космического Агентства №330 от 11.11.1999 года. Работники ЭРО-1 в качестве прикомандированных специалистов в аэропортах выполняют работы по обслуживанию авиационных двигателей производства ОАО «КМПО», установленных на воздушных судах гражданской авиации «Ту-154», «Ил-86». Из справки Номер обезличен.22-1946 от 16.05.2007 года «Уральские авиалинии», подписанной директором по эксплуатации авиационной техники В.П. Ашихминым, подтверждаются сведения данные ОАО «КМПО», Макеев В.А. работал в Авиационно-технической базе Первого Свердловского объединенного отряда г.Свердловска с Дата обезличена по Дата обезличена года в качестве прикомандированного специалиста ОАО «КМПО» и был занят полный рабочий день непосредственно в аэродромных условиях (не в специально оборудованных помещениях) на работах по оперативному и периодическому техническому обслуживанию авиационных двигателей на воздушных судах «Ту-154», «Ил-86» гражданской авиации. По смыслу ст. 27 Закона во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение досрочной трудовой пенсии законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Характер работы Проанализировав указанные уточняющие справки, суд пришел к выводу, что спорный период работы истца (с Дата обезличена по Дата обезличена года) неосновательно был исключен из специального стажа Макеева В.А., поскольку в указанный период он был непосредственно занят полный рабочий день на работах по инженерно-техническому обслуживанию авиационных двигателей на воздушных судах гражданской авиации («Ту-154», «Ил-86»), работа им осуществлялась в аэродромных условиях (не в специально оборудованном помещение) и для истца не имеет юридического значения, что ОАО «КМПО», где он фактически был устроен на работу, не относилось к предприятию гражданской авиации, так как в спорный период характер его работы был связан с той спецификой труда, которая законодателем дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Указанный спорный период работы истца (с Дата обезличена года по Дата обезличена года (07 лет 05 месяце 02 дня) также были исключен из страхового стажа, по мотиву того, что предприятие ОАО «КМПО», где истец был трудоустроен, не является предприятием гражданской авиации. Юридически значимым обстоятельством для включения в страховой стаж является деятельность истца в гражданской авиации. Согласно ст. 10 ч.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российский Федерации» в страховой стаж включаются период работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона (застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. ОАО «КМПО», являясь непосредственным страхователем (работодателем) застрахованного лица Макеева В.А., произвел своевременную выплату страховых взносов в полном объеме для нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования, что подтверждается уточняющей справкой Номер обезличен от 01.12.2009 года л.д.18) и не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства. Деятельность истца в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года (07 лет 05 месяце 02 дня) осуществлялась в ОАО «АК «Уральские Авиалинии», за который были произведены страховые выплаты ОАО «КМПО», работа его была непосредственно в гражданской авиации, так как ОАО «АК «Уральские Авиалинии» относится к авиационным предприятиям гражданской авиации, что подтверждается справкой Номер обезличен.21 – 286 от 07.07.2010 года. Таким образом, ответчиком безосновательно не взят в расчет страхового стажа период работы в гражданской авиации. Спорным периодом работы истца являются также периоды работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года (01 месяц 09 дней) – в должности инженера по обслуживанию авиационной техники по самолетам в АОЗТ Авиакомпания «Уральские Международные Авиалинии»; с Дата обезличена года по Дата обезличена года (05 месяцев) в должности старшего инженера в АОЗТ Авиакомпании «Уральские Международные Авиалинии». Согласно сведениям трудовой книжки Макеева В.А. (графы №8-9) л.д.10-11) он работал в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года – в должности инженера по обслуживанию авиационной техники по самолетам в АОЗТ Авиакомпания «Уральские Международные Авиалинии»; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности старшего инженера в АОЗТ Авиакомпании «Уральские Международные Авиалинии». Из уточняющей справки АОЗТ «Уральские Международные Авиалинии» (АК «Уралинтеравиа») Номер обезличен от Дата обезличена года следует, что по характеру выполняемой работы Макеев В.А. был непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Предприятие относилось к авиационным предприятиям гражданской авиации, что подтверждается уточняющими справками Номер обезличен.21.-221 от 26.04.2010 года, Номер обезличен.21-76 от 01.06.2006 года «Управление государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». У суда не имеется оснований не доверять данным сведениям, данными компетентными органами, ответчиком вопреки требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные сведения не опорочены. Подпунктом «и» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года №537 установлено, что при назначении пенсии рассматриваемой категории применяется «Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный постановлением Совета Минтруда России от 21.08.1998 года №37 должности старших специалистов являются производными. Наличие в должности дополнения «старший» предполагает либо осуществление работником наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществление руководства подчиненными ему работниками, либо если на работника возлагается руководство самостоятельным участком работы. В указанные спорные периоды истец был непосредственно занят на работах по техническому обслуживанию судов гражданской авиации, в связи с чем, ответчиком неосновательно был исключен указанный период из специального и страхового стажа. В период с Дата обезличена года по Дата обезличена года истец работал в должности заместителя директора по эксплуатации авиационной техники – главного инженера инженерно-технической службы в АОЗТ Авиакомпании «Уральские Международные Авиалинии», указанный период, по мнению суда, обоснованно не был взят в расчет специального стажа, поскольку в указанный период истец работал в должности, которая не поименована «Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 года №459. Решением Номер обезличен от 25.05.2010 года ГУ-УПФ РФ в Октябрьском районе г.Екатеринбурга в специальный стаж истца бесспорно было принято к зачету - 19 лет 00 месяцев 24 дня + 07 лет 05 месяце 02 дня (с Дата обезличена года по Дата обезличена года) + 01 месяц 09 дней (с Дата обезличена года по Дата обезличена года) + 05 месяцев (Дата обезличена года по Дата обезличена года), итого стаж на соответствующих видах работ составляет в календарном исчислении - 27 лет 00 месяцев 05 дней. Страховой стаж пенсионным органом принят к зачету 24 года 06 месяцев 07 дней + 07 лет 05 месяцев 02 дня = 31 год 11 месяцев 09 лет. Таким образом, истцом выработан требуемый Законом 20-летний специальный стаж работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданкой авиации и 25-летний страхового стажа в гражданской авиации, в связи с чем, в силу ст. 19 ч.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ему может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости по основаниям ст. 27 п.1 п.п. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты его обращения с заявлением к ответчику ГУ-УПФ РФ в Октябрьском районе г.Екатеринбурга. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Макеевым В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Екатеринбурга Свердловской области о включении периодов работ в специальный стаж работы по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости – удовлетворить частично. Включить в специальный стаж и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы истца Макеевым В. А. период его работы: с Дата обезличена года по Дата обезличена года (07 лет 05 месяце 02 дня) в должности инженера по технической эксплуатации авиационных двигателей в ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (прикомандирован с Дата обезличена года по Дата обезличена года в Авиационно-техническую базу Первого Свердловского объединенного отряда г.Свердловска «Уральские авиалинии»). Включить в специальный стаж на соответствующих видах работ период работ истца Макеевым В. А.: с Дата обезличена года по Дата обезличена года (01 месяц 09 дней) – в должности инженера по обслуживанию авиационной техники по самолетам в АОЗТ Авиакомпания «Уральские Международные Авиалинии»; с Дата обезличена года по Дата обезличена года (05 месяцев) в должности старшего инженера в АОЗТ Авиакомпании «Уральские Международные Авиалинии». Признать за Макеевым В. А. право на досрочную трудовую пенсию по старости по основаниям ст. 27 п.1 п.п. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением им 20-летней работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеющего страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Екатеринбурга Свердловской области назначить Макееву В. А. пенсию по указанным основаниям с Дата обезличена года. В удовлетворении иска в части включения периода работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности заместителя директора по эксплуатации авиационной техники – главного инженера инженерно-технической службы в АОЗТ Авиакомпании «Уральские Международные Авиалинии» в специальный стаж - отказать. Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Екатеринбурга Свердловской области в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Екатеринбурга. Председательствующий: Карпинская А.А.