возложение обязанности по созданию рабочих мест для приема инвалидов



Мотивированное решение в  окончательной форме изготовлено 12.07.2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2010 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Карпинской А.А., при секретаре Смирновой Н.В., с  участием помощника прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга Зыряновой Е.С., с  участием представителя третьего лица ГУ «Екатеринбургский центр занятости»  по Ленинскому району г.Екатеринбурга Морозовой Н.С., ответчика ОАО «СКБ-банк» в лице представителя Анциферовой Е.Д., рассмотрев в  открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга в  интересах неопределенного круга лиц с   ограниченными возможностями (инвалидов) к Открытому акционерному обществу «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и  бизнесу» ОАО «СКБ-банк» о возложении обязанностей по созданию рабочих мест для инвалидов,

     УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга указал, что по обращению ГУ «Екатеринбургский центр занятости» по Ленинскому району г. Екатеринбурга проведена проверка по факту неисполнения Открытым акционерным обществом  «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и  бизнесу» (ОАО «СКБ-банк»)   требований федерального и локального законодательства о   занятости инвалидов. Проверкой установлено, что численность работников ОАО  «СКБ-банк»  составляет более 100 человек, в  точности 2 680 человек отсюда квота для приема на работу инвалидов составляет - 80 человек – 3%  от среднесписочной численности работников, установленная Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 года №246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области. В  нарушение требований Федерального закона  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  работодатель не создал и не выделили рабочие места для трудоустройства инвалидов в  счет установленной квоты. В  этой связи прокурор Ленинского района г.Екатеринбурга обратился в   суд с  иском к ОАО «СКБ-банк»  с требованием об обязывании ответчика в  месячный срок после вступления решения суда в  законную силу создать рабочие места для инвалидов в  счет установленной квоты для приема на работу инвалидов в  количестве не менее 3%  от среднесписочной численности штата организации и  направить информацию о  создании указанных рабочих мест в  Государственное учреждение «Екатеринбургский центр занятости».

В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Екатеринбурга Зырянова Е.С. настаивала на требованиях по доводам, изложенным в  иске.

Третье лицо ГУ «Екатеринбургский центр занятости»  по Ленинскому району г. Екатеринбурга Морозова Н.С. поддержала требования прокурора, указала, что предприятие ОАО «СКБ-банк»  начало представлять информацию о выполнении квоты для трудоустройства инвалидов с ноября 2007 года. Начиная с  апреля 2010 года ОАО «СКБ-банк»  были предоставлены вакансии для трудоустройства инвалидов в  счет установленной квоты. Учитывая специфику заявленных вакансий, Ленинским районным отделом занятости населения не было направлено ни одного инвалида для трудоустройства в ОАО «СКБ-Банк». Предприятие не выполняет установленную законодательством квоту для приема на работу граждан из числа инвалидов, не созданы и не выделены рабочие места в  счет квотируемых мест для инвалидов.

Ответчик ОАО «СКБ-Банк»  в лице его представителя Анциферовой Е.Д. исковые требования прокуратуры не признала, в  обоснование возражений указал, что в  соответствии с  Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации обязаны устанавливать квоты и ежемесячно направлять в  службу занятости информацию об установленных квотах. Банк ежемесячно направляет в  Ленинское районное отделение занятости населения информацию об установленных квотах, а  также информацию об имеющихся вакансиях и  требованиях, предъявляемых к  соискателям для приема на эти вакансии. В  настоящее время среднесписочная численность работников подразделений Банка, расположенных в  г. Екатеринбурге составляет -  1 526 человек, соответственно установленная квота составляет 46 человек. На последнюю отчетную дату (01.06.2010 года) в службу занятости были направлены сведения об установленной квоте  (46), работает в счет квоты 9 человек, не выполнена квота - 37 человек и   наличие вакансии в  счет квоты 7  человек. Поэтому полагает, что Банк свои обязанности по установлению квот, а  также обязанности по направлению информации в  службу занятости исполнены в  полном объеме. Согласно ст.24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  работодатель в соответствии с  установленной квотой для приема на работу инвалидов обязан:  создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, то есть такие рабочие места, которые требуют проведения дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и  вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с  учетом индивидуальных возможностей инвалидов;  создать инвалидам условия труда в  соответствии с  индивидуальной программой реабилитации инвалидов;  предоставить в  установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. До того как работодателю заключить с инвалидом трудовой договор, необходимо провести аттестацию рабочих мест для инвалидов. Рабочее место должно быть адаптированным для инвалидов в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации. В  настоящее время отдельный порядок аттестации рабочих мест для инвалидов, которым предприятие могли бы руководствоваться при создании таких рабочих мест, действующим законодательством не предусмотрен. Аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой комплексную оценку всех факторов производственной среды и трудового процесса, сопутствующих социально-экономических факторов, которые влияют на здоровье и работоспособность работников в  процессе трудовой деятельности. Работодатель не должен самостоятельно разыскивать безработных инвалидов и принимать их на работу, обязанность по трудоустройству, поиск вакантных мест, подбор нужных вакансий лежит на службе занятости. На сегодняшний день вакантных места в ОАО «СКБ-банк» только 7, со стороны службы занятости населения не предпринимались необходимые меры по направлению инвалидов в Банк для трудоустройства, поэтому даже при наличии установленной квоты и вакантных мест у Банка не было возможности создавать рабочие места, то есть создать все необходимые условия труда в  соответствии с  индивидуальной программой реабилитации для каждого инвалида в   отдельности.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к  выводу, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга подлежат удовлетворению полностью по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации   (далее по тексту - ГПК РФ)  прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Ленинского района города Екатеринбурга обратился в  защиту прав неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов).

Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в  Российской Федерации»  в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

            Согласно ст. 13 ч.1 Федерального закона от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»  государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ). Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

              В соответствии со ст. 20 Федерального закона  №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе в  виде установления в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. 

            Согласно ст.21 указанного Федерального закона, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъектов Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в  процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2 и не более 4 процентов).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ст. 21 Федерального закона  №181-ФЗ от 24.11.1995 года).

            Пунктом 1 ст.24 Федерального закона установлено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:  1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

            При этом, под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест, создание дополнительных рабочих мест для приема на работу лиц, нуждающихся в  особой социальной защите (инвалидов) в организациях независимо от ее организационно-правовой формы и форм собственности. Квота  -  это минимальное количество рабочих мест для инвалидов, которая рассчитывается исходя из среднесписочной численности работников организации.

            В силу п.п. 2, 3  Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 года №246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов»  работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников и течение трех рабочих дней в  письменном виде информирует органы службы занятости населения по месту расположения организации.

            Пунктами 1, 2 указанного Постановления Правительства Свердловской области, организациям, расположенным на территории Свердловской области, с  численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в  размере 3% от среднесписочной численности работников.

            Организациям, в  которых по результатам аттестации всех рабочих мест условиям труда более 50%  признан условно аттестованными, условия труда – противопоказанными для трудоустройства инвалидов установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2% среднесписочной численности работников.

            В ходе судебного разбирательства установлено, что на 02.06.2010 года численность работников ОАО «СКБ-банк»  составляет – 1 526 человек, отсюда квотируемых рабочих мест – 46 (3%), работают в счет квоты в организации 9  человек, не выполнена квота  - 37, однако работодатель передает сведения о свободных местах (вакантных должностях вообще в ОАО «СКБ-Банк») – 7 л.д.113). Таким образом, организацией вопреки требованиям закона, квотируемы рабочие места установлены формально (на бумаге в  отчетах), рабочие места для трудоустройства инвалидов не созданы и не выделены. Такое положение в  организации объясняется тем, что ОАО «СКБ-банк»    при установлении квоты для приема на работу инвалидов неверно толкует требования Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона  «О занятости населения в Российской Федерации», которыми установлено, что рабочие места для инвалидов в  счет установленной квоты должны быть уже созданы и выделены, квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные установленной в  счет квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с  работодателем в  соответствии с  трудовым законодательством Российской Федерации.

    Ссылка ответчика ОАО «СКБ-банк»  на то, что они не могут создать рабочие места под инвалидов, создать все необходимые условия труда, поскольку рабочее место должно быть адаптированным для инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации, неосновательна, поскольку специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в  счет установленной квоты должны быть уже созданы и  выделены, принимая на работу инвалида, работодатель должен при необходимости создать для него дополнительные меры по организации труда с  его индивидуальной программой реабилитации.  

На основании вышеизложенного, суд пришел к  выводу, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, заявленные к   ответчику ОАО «СКБ-банк», подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга в  интересах неопределенного круга лиц с   ограниченными возможностями (инвалидов) к Открытому акционерному обществу «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и  бизнесу»  ОАО «СКБ-банк»   о возложении обязанностей по созданию рабочих мест – удовлетворить полностью.

Обязать Открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и  бизнесу»  ОАО «СКБ-банк»   в месячный срок после вступления решения суда в  законную силу создать рабочие места для инвалидов в  счет установленной квоты для приема на работу инвалидов в  количестве не менее 3%  от среднесписочной численности штата организации и  направить информацию о  создании указанных рабочих мест в  Государственное учреждение «Екатеринбургский центр занятости».

Решение может быть обжаловано в  Свердловский областной суд в  течение 10 дней со дня мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Екатеринбурга.

 

Председательствующий:                                                     Карпинская А.А.