взыскание заработной платы, восстановление на работе



ОБЕЗЛИЧЕННОЕ

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2010 года.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М   Р О С С И Й С К О Й   Ф Е Д Е Р А Ц И И

«08» июля 2010 года г. Екатеринбург

            Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области, в составе председательствующего судьи Грин Е.В., при секретаре Алябьевой М.Ю., с участием прокурора Алимбочки И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маренкова Валерия Александровича к Главному управлению МЧС России по Свердловской области о восстановлении на работе и взыскании суммы,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Нижнесалдинского городского суда Свердловской области от 23 декабря 2009 года с ГУ 208 ПЧ ГУ МЧС России по Свердловской области в пользу Маренкова В.А. взыскана заработная плата за сверхурочные работы за период с 01.01.2006 по 31.12.2008 в размере 20803,58 руб., проценты за нарушение срока выплаты заработной платы в размере 5946,90 руб., индексация сумм задержанной заработной платы, в связи с  их обесцениванием вследствие инфляционных процессов – 5313,27 руб., компенсация морального вреда в размере 3000 рублей, всего взысканию подлежала сумма 35063,75 руб. 

Решением того же суда от 11 февраля 2009 года с ГУ 208 ПЧ ГУ МЧС России по Свердловской области в пользу Маренкова В.А. взыскано единовременное вознаграждение по итогам года в размере 2492,80 руб., премия к «Дню спасателя» в размере 350 руб., компенсация морального вреда в размере 500 руб., всего 3342,80 руб.

14 мая 2009 года Свердловским областным судом принято решение по делу № 33-4489/2009 об удовлетворении требований Маренкова В.А. о восстановлении его на работе в ГУ 208 ПЧ ГУ МЧС России по Свердловской области в должности водителя, взыскании с ГУ 208 ПЧ ГУ МЧС России по Свердловской области в пользу Маренкова В.А. заработной платы за время вынужденного прогула в размере 13584,92 руб., компенсации морального вреда в размере 3000 рублей, всего 16584,92 руб.

Поскольку решения судов не исполнены по настоящее время, ГУ 208 ПЧ ГУ МЧС России по Свердловской области ликвидировано 15 июня 2009 года, должником является государственный орган, учредителем которого является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а находился должник в подчинении Управления МЧС России по Свердловской области, который входит в структуру МЧС России, Маренков В.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее по тексту - Главное управление МЧС России по Свердловской области) о субсидиарном взыскании суммы 54 991 рублей 47 копеек. Также истец просил восстановить его на работе в ГУ 208 ПЧ ГУ МЧС России по Свердловской области в должности водителя.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом привлечено к участию в деле в качестве третьего лица Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту – МЧС России).

В судебном заседании истец и его представитель ХХХ поддержали иск по указанным в нём основаниям.

Представитель третьего лица МЧС России в судебное заседание не явился, был извещён надлежащим образом, поэтому суд рассмотрел дело по существу в его отсутствие.

Ответчик Главное управление МЧС России по Свердловской области в лице его представителя ХХХ исковые требования Маренкова В.А. не признала полностью. В обоснование представитель указала, что истец работал в ГУ «208 пожарная часть Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Свердловской области». В соответствии с Положением о ГУ 208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России учредителем пожарной части является МЧС России, именно его приказом от 28.08.2008 года №507 было принято решение о ликвидации подразделений государственной противопожарной службы МЧС России, в том числе, и ГУ 208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области. Во исполнение указанного приказа ГУ МЧС России по Свердловской области, был издан приказ от 24.10.2008 года № 585 о ликвидации 208 ПЧ ГПС, которым также был утвержден состав ликвидационной комиссии. 208 ПЧ ликвидирована 15.06.2009 года. Полагает, что Главное управление МЧС России по Свердловской области не является надлежащим ответчиком, ГУ МЧС России по Свердловской области не является работодателем для истца. 208 ПЧ являлась государственным учреждением и самостоятельным юридическим лицом, в соответствии со ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей, в порядке правопреемства, к другим лицам. Истец в  соответствии с гражданским законодательством РФ должен был предъявить требования о выплате причитающихся ему денежных средств, прежде всего к председателю ликвидационной комиссии.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.61 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано:  по решению его учредителей (участников)  либо органов юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в  том числе, в  связи с  истечением срока, на которое создано юридическое лицо, с  достижением цели, ради которой оно создано, или с  признанием судом недействительной регистрации юридического лица в  связи с  допущенными, при его создании, нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о  ликвидации юридического лица, назначаются по согласованию с  органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию  (ликвидатора) и устанавливают в  соответствие с  настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации. С  момента назначения ликвидационной комиссии к  ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия, от имени ликвидационного юридического лица, выступает в суде. Ликвидационная комиссия принимает меры к  выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также, письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (ст.63 ч.1, ч.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 В соответствии с п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Государственное учреждение «208 пожарная часть Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Свердловской области»  (далее по тексту – ПЧ), согласно пункту 1.2 Положения, утвержденного 30.12.2005 года начальником Главного управления МЧС России по Свердловской области ХХХ, учредителем ПЧ является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствия стихийных бедствий. Согласно пункту 1.3 Положения ПЧ находится в  функциональном подчинение Главного управления МЧС России по Свердловской области, которое входит в  структуру МЧС России.

Приказом  № 507 от 28.08.2008 года министра МЧС России Шойгу С.К. в  соответствии с  Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года № 868, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 года № 385 «О федеральной противопожарной службе»  в целях реализации решения Совета Безопасности Российской Федерации от 13.09.2005 года, приложением № 4 к  приказу ликвидировано подразделение Государственной противопожарной службы МЧС России в  Уральском региональном центре Свердловской области – ГУ «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области».

Приказом  № 585 от 24.10.2008 года начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области ХХХ, во исполнение постановления Правительства Свердловской области от 22.09.2008 года № 996-ПП «Об утверждении государственного бюджетного пожарно-технического учреждения Свердловской области  «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 5», приказа Главного управления МЧС России по Свердловской области от 20.10.2008 года            № 575 «Об организационно-штатных вопросах», на основании доверенности МЧС России от 10.09.2008 года № 59-113, ликвидировано ГУ «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области», утвержден состав ликвидационной комиссии -  председателем начальник ПЧ ХХХ, членами комиссии:  бухгалтер ХХХ, заведующая складом ПЧ ХХХ.

Приказом № 122 от 25.12.2008 года начальника ГУ «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России» ХХХ по Свердловской области», на основании приказа № 575 ГУ МЧС России по Свердловской области от 20.10.2008 года «Об организационно-штатных вопросах», приказа № 585 от 24.10.2008 года «О ликвидации государственного учреждения  «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области»  прекращены действия трудового договора с  работниками, в  том числе, с  истцом, в  порядке перевода в Государственное пожарно-техническое учреждение Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 20», на основании ст.77 п.1 Трудового кодекса Российской Федерации л.д.37).

Ликвидационная комиссия, в  силу ст.63 ч.1 ГК РФ, должна была принять меры к  выявлению кредиторов; о том, что существует кредитор по судебному акту ликвидационная комиссия не могла не знать, поскольку из решений Нижнесалдинского городского суда по искам ХХХ следует, что начальник 208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области ХХХ был лично уведомлен о судебном разбирательстве. Несмотря на это, в промежуточном и  в окончательном ликвидационном балансе в  графе «расчеты по обязательствам»  стоят прочерки, поэтому у  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Свердловской области отсутствовали основания, предусмотренные ст. 23 Закона РФ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для отказа в государственной регистрации по ликвидации юридического лица, в  связи с  чем, было вынесено решение от 15.06.2009 года о ликвидации ПЧ, выдано свидетельство серии 66 №006428771 от 15.06.2009 года о внесение в ЕГРЮЛ сведения о  ликвидации ГУ «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области». Между тем, представленные в материалы дела документы, свидетельствуют о  несоблюдении Главным управлением МЧС России по Свердловской области порядка ликвидации юридического лица, установленного ст.ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Проанализировав приказы МЧС России, Главного управления МЧС России по Свердловской области, суд приходит к  выводу, что надлежащим ответчиком по делу является   - Главное управление МЧС России по Свердловской области, так как ликвидированное ГУ «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области» находилось согласно п.п.1.2, 1.3 Положения о ГУ «208 ПЧ МЧС России по Свердловской области» в функциональном подчинении Главного управления МЧС России по Свердловской области, которое входит в  структуру МЧС России;  промежуточный и ликвидационный баланс согласовывались непосредственно с   ГУ МЧС по Свердловской области л.д. 58-61, 62-65). Кроме того, согласно приказу №507 от 28.08.2008 года министра МЧС России Шойгу С.К. «О подразделениях федеральной противопожарной службы»  ответственными лицами при организационных мероприятиях по ликвидации и  реорганизации подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России назначены начальники главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

 Требования судебных актов от 23 декабря 2008 года, 11 февраля 2009 года, 14 мая 2009 года на общую сумму 54991,47 руб., где должником является государственное учреждение, фактически осталось не исполненным, исполнительные производства окончены в  связи с  ликвидацией должника после вынесенного судом решения. Эта сумма является долгом должника – государственного учреждения, невозможность для истца в  течение значительного периода времени исполнить судебное решение представляет собой вмешательство в его право на беспрепятственное пользование своим имуществом, закрепленное в   пункте 1 ст.1 Приложения №1 от 20.03.1952 к Конвенции о  защите прав человека и основных свобод, подписанным в  Риме 04.11.1950 года.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что на Главное управление МЧС России по Свердловской области должна быть возложена субсидиарная  (дополнительная) ответственность по обязательствам ликвидированного ГУ «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области», находящегося в его функциональном подчинении, в указанном размере задолженности – 54991,47 руб.

Доводы представителя ГУ МЧС России по Свердловской области о том, что обязанность по выплате долга должна быть возложена на ГУ Гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области несостоятельны, поскольку на сегодняшний день со слов самого же представителя ответчика сложился иной порядок финансирования и ГУ Гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области на сегодняшний день отношения к  финансированию не имеет.

            Признавая обоснованность заявленных имущественных требований, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о восстановлении на работе в ликвидированном ГУ «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области» по указанным истцом основаниям – в порядке возложения на ответчика субсидиарной ответственности. В данном случае имеет место неисполнение вступившего в законную силу решения суда о восстановлении на работе вследствие ликвидации организации - работодателя, и для защиты нарушенного права истцу следует обратиться в суд с иском об изменении формулировки и даты увольнения и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в соответствии с разъяснением в п.60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Поскольку решение состоялось в пользу истца, с  проигравшей стороны, в  силу ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом частичного удовлетворения требований суд, взыскивает судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 4 000 рублей, которые подтверждаются соответствующей квитанцией, и  отвечают как требованиям разумности, так и объему проделанной работы представителем от составления искового заявления до участия в судебных заседаниях.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

            Иск удовлетворить частично.

            Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в пользу Маренкова Валерия Александровича 54 991 рубль 47 копеек, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 4000 рублей, всего 58991 руб. 47 коп.

            Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области государственную пошлину в доход государства в размере 1849 рублей 74 копейки.

            Требование Маренкова Валерия Александровича о восстановлении на работе в ГУ 208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области в должности водителя – оставить без удовлетворения.

            Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                                                                               Е. В. Грин