о взыскании зарплаты



Мотивированное решение изготовлено 12.07.2010 года

 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2010 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в  составе председательствующего судьи Карпинской А.А., при секретаре Смирновой Н.В., с участием представителя истца Тютина Д.В.   -  Степановой А.Е., представителя ответчика Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Кожевниковой К.Н., представителя ответчика ГУ МЧС России по Свердловской области Рублевой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тютина Д. В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании суммы,

УСТАНОВИЛ:

Решением Нижнесалдинского городского суда Свердловской области от 27.04.2009 года установлено, что Тютин Д.В. находился в  трудовых отношениях с  ГУ 208 ПЧ ГУ МЧС России по Свердловской области, за сверхурочные работы в  пользу работника с ГУ 208 ПЧ ГУ МЧС России по Свердловской области взыскана заработная плата в сумме 29 603 рубля 74 копейки, проценты за нарушение срока выплаты заработной платы в  размере 9 444 рубля 64 копейки, индексация сумм задержанной заработной платы, в  связи с  их обесцениванием вследствие инфляционных процессов – 9 582 рубля 36 копеек. Нижнесалдинским городским судом Свердловской области Тютин Д.В. выдан исполнительный лист № 2-27\09 от 22.05.2009 года на взыскание указанных сумм. 02.06.2009 года судебный пристав-исполнитель Нижнесалдинского районного отдела правления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области исполнительное производство, возбужденное в  тот же день (02.06.2009 года), окончил на основании ст.ст.6,14, 47 ч.1 пп.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в  связи с  ликвидацией должника-взыскателя, исполнительный лист, согласно постановлению, направлен в  ликвидационную комиссию, но выдан на руки взыскателю.

Поскольку решение суда не исполнено по настоящее время, а  должником является государственный орган, учредителем которого является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий, а   находилось ГУ 208 ПЧ ГУ МЧС России по Свердловской области в  подчинении Управления МЧС России по Свердловской области, который входит в  структуру МЧС России, истец обратился в  суд с  иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области  (далее по тексту - Главное управление МСЧ России по Свердловской области)  о субсидиарном взыскании суммы   -  48 630 рублей 74 копейки.

В ходе судебного разбирательства судом, по ходатайству истца, был привлечен соответчик Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту – МЧС России).

В судебном заседании представитель истца Степанова А.Е. настаивали на требованиях иска, по изложенным в  иске основаниям.

Ответчик МЧС России в  лице его представителя Кожевниковой К.Н., исковые требования Тютина Д.В. не признала, в  обоснование возражения указала, что ликвидированное юридическое лицо -  ГУ 208 ПЧ ГУ МЧС России по Свердловской области являлось самостоятельным юридическим лицом, содержалось за счет областного бюджета, МЧС России никакого отношения к финансовой части не имело, распорядителями денежных средств на тот момент являлось Государственное учреждение Гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области. Финансирование производилось за счёт областного бюджета Правительством Свердловской области и Минфином Свердловской области. Также указала, что истец вовремя не заявился, как кредитор, в  реестр кредиторов не включался, в  связи с  чем, в  удовлетворение его исковых требований должно быть отказано.

Ответчик Главное управление МЧС России по Свердловской области в лице его представителя Рублевой Е.Д., исковые требования Тютина Д.В. не признала полностью, в  обоснование возражений указал, что истец работал в ГУ «208 пожарная часть Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Свердловской области». В  соответствии с  Положением ГУ 208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России учредителем пожарной части является МЧС России, именно его приказом от 28.08.2008 года №507 было принято решение о ликвидации подразделений государственной противопожарной службы МЧС России, в  том числе, и  ГУ 208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области. Во исполнение указанного приказа ГУ МЧС России по Свердловской области, был издан приказ от 24.10.2008 года № 585 о ликвидации 208 ПЧ ГПС, которым также был утвержден состав ликвидационной комиссии. 208 ПЧ ликвидирована 15.06.2009 года. Полагают, что Главное управление МЧС России по Свердловской области не являются надлежащим ответчиком, ГУ МЧС России по Свердловской области не является работодателем для истца. 208 ПЧ является государственным учреждением и самостоятельным юридическим лицом, в  соответствии со ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей, в  порядке правопреемства, к  другим лицам. Истец в  соответствие с  гражданским законодательством РФ должен был предъявить требования о выплате причитающихся ему денежных средств, прежде всего к  председателю ликвидационной комиссии.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, пришел к  выводу, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.61 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано:  по решению его учредителей (участников)  либо органов юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в  том числе, в  связи с  истечением срока, на которое создано юридическое лицо, с  достижением цели, ради которой оно создано, или с  признанием судом недействительной регистрации юридического лица в  связи с  допущенными, при его создании, нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о  ликвидации юридического лица, назначаются по согласованию с  органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию  (ликвидатора) и устанавливают в  соответствие с  настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации. С  момента назначения ликвидационной комиссии к  ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия, от имени ликвидационного юридического лица, выступает в суде. Ликвидационная комиссия принимает меры к  выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также, письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (ст.63 ч.1, ч.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 В соответствии с п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Государственное учреждение «208 пожарная часть Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Свердловской области»  (далее по тексту – ПЧ), согласно пункту 1.2 Положения, утвержденного 30.12.2005 года начальником Главного управления МЧС России по Свердловской области Лохтюком В.Ф., учредителем ПЧ является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствия стихийных бедствий. Согласно пункту 1.3 Положения ПЧ находится в  функциональном подчинение Главного управления МЧС России по Свердловской области, которое входит в  структуру МЧС России.

Приказом  № 507 от 28.08.2008 года министра МЧС России Шойгу С.К. в  соответствии с  Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года № 868, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 года № 385 «О федеральной противопожарной службе»  в целях реализации решения Совета Безопасности Российской Федерации от 13.09.2005 года, приложением № 4 к  приказу ликвидировано подразделение Государственной противопожарной службы МЧС России в  Уральском региональном центре Свердловской области – ГУ «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области».

Приказом  № 585 от 24.10.2008 года начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области Степанчуком В.А., во исполнение постановления Правительства Свердловской области от 22.09.2008 года № 996-ПП «Об утверждении государственного бюджетного пожарно-технического учреждения Свердловской области  «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 5», приказа Главного управления МЧС России по Свердловской области от 20.10.2008 года            № 575 «Об организационно-штатных вопросах», на основании доверенности МЧС России от 10.09.2008 года № 59-113, ликвидировано ГУ «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области», утвержден состав ликвидационной комиссии -  председателем начальник ПЧ Хуснуллин А.Н., членами комиссии:  бухгалтер Зорихина Л.М., заведующая складом ПЧ Мифтахова А.А.

Приказом № 122 от 25.12.2008 года начальника ГУ «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России» Хуснуллина А.Н. по Свердловской области», на основании приказа № 575 ГУ МЧС России по Свердловской области от 20.10.2008 года «Об организационно-штатных вопросах», приказа № 585 от 24.10.2008 года «О ликвидации государственного учреждения  «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области»  прекращены действия трудового договора с  работниками, в  том числе, с  истцом, в  порядке перевода в Государственное пожарно-техническое учреждение Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 20», на основании ст.77 п.5 Трудового кодекса Российской Федерации  л.д.62-63).

 Согласно ст. 20 ч.12 Трудового кодекса Российской Федерации по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ликвидационная комиссия, в  силу ст.63 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации должна была принять меры к  выявлению кредиторов, о  том, что существует кредитор по судебному акту ликвидационная комиссия не могла не знать, поскольку из решения Нижнесалдинского городского суда от 27.04.2009 года следует, что начальник 208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области Хуснуллин А.Н. был лично уведомлен о судебном разбирательстве. Несмотря на это, в промежуточном и  в окончательном ликвидационном балансе в  графе «расчеты по обязательствам»  стоят прочерки, поэтому у  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Свердловской области отсутствовали основания, предусмотренные ст. 23 Закона РФ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для отказа в государственной регистрации по ликвидации юридического лица, в  связи с  чем, было вынесено решение от 15.06.2009 года о ликвидации ПЧ, выдано свидетельство серии 66 №006428771 от 15.06.2009 года о внесение в ЕГРЮЛ сведения о  ликвидации ГУ «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области». Между тем, представленные в материалы дела документы, свидетельствуют о  несоблюдении Главным управлением МЧС России по Свердловской области порядка ликвидации юридического лица, установленного ст.ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Проанализировав приказы МЧС России, Главного управления МЧС России по Свердловской области, суд приходит к  выводу, что надлежащим ответчиком по делу является   - Главное управление МЧС России по Свердловской области, так как ликвидированное ГУ «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области» находилась согласно п.п.1.2, 1.3 Положения о ГУ «208 ПЧ МЧС России по Свердловской области» в функциональном подчинении Главного управления МЧС России по Свердловской области, которое входит в  структуру МЧС России;  промежуточный и ликвидационный баланс согласовывались непосредственно с   ГУ МЧС по Свердловской области л.д. 43-44). Кроме того, согласно приказа №507 от 28.08.2008 года министра МЧС России Шойгу С.К. «О подразделениях федеральной противопожарной службы»  ответственными лицами при организационных мероприятиях по ликвидации и  реорганизации подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России назначены начальники главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

 Требования судебного акта от 22.04.2009 года, на основании которого выдан исполнительный лист № 2-27\09 по взысканию с ГУ «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области» суммы –                   48 630 рублей 74 копейки, где должником является государственное учреждение, фактически осталось не исполненным, исполнительное производство окончено в  связи с  ликвидацией должника и не имеет юридического значения, что эта сумма является заработной платой, после вынесенного судом решения – эта сумма является долгом должника – государственного учреждения, невозможность для истца в  течение значительного периода времени исполнить судебное решение представляет собой вмешательство в  его право на беспрепятственное пользование своим имуществом, закрепленное в   пункте 1 ст.1 Приложения №1 от 20.03.1952 к Конвенции о  защите прав человека и основных свобод, подписанным в  Риме 04.11.1950 года.

На основании вышеизложенного, суд пришел к  выводу, что на Главное управление МЧС России по Свердловской области должна быть возложена субсидиарная  (дополнительная)  ответственность по обязательствам ликвидированного ГУ «208 ПЧ ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области», находящегося в его функциональном подчинении.

Доводы представителя МЧС России и ГУ МЧС России по Свердловской области о том, что обязанность по выплате долга должна быть возложена на ГУ Гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области несостоятельны, поскольку на сегодняшний день со слов самих же представителей ответчиков сложился иной порядок финансирования и ГУ Гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области на сегодняшний день отношения к  финансированию не имеет. К  тому же ГУ МЧС России по Свердловской области не лишено возможности в  дальнейшем урегулировать свои финансовые взаимоотношения и  имеющиеся разногласия как с Правительством Свердловской области, так и со своим федеральным Министром.

Поскольку решение состоялось в   пользу истца, с  проигравшей стороны, в  силу ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд взыскивает судебные расходы по оплате услуг представителя в  размере 4 500 рублей, которая подтверждается соответствующей квитанцией, и  отвечает как разумности, так и  объему проделанной работы представителем от составления искового заявления, до неоднократного участия во всех судебных заседаниях.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в силу ст. 333.36 п. 1 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, государственную пошлину в размере 1 793 рубля 92 копейки суд определяет к взысканию с ответчика ГУ МЧС России по Свердловской области.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

 Иск Тютина Д. В.   -  удовлетворить частично.

Взыскать с  Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в  пользу Тютина Д. В.   –  48 630 рублей 74 копейки, судебные расходы по оплате услуг представителя в  размере 4 500 рублей, всего 53 130 рублей 74 копейки.

Взыскать с  Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области госпошлину в  доход государства в  размере 1 793 рубля 92 копейки.

В удовлетворение иска к  ответчику Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий   - отказать.

Решение может быть обжаловано в  Свердловский областной суд в  течение 10 дней со дня мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий:                                                   Карпинская А.А.