о признании приказа недействительным



Мотивированное решение изготовлено 20.07.2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2010 года Октябрьский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в  составе председательствующего судьи Карпинской А.А., при секретаре Смирновой Н.В., с  участием истца Коркуновой Н.Г., представителя ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области Рублевой Е.Д., действующей на основании доверенности №7577-10 от 29.12.2009 года, действующей также от третьего лица 6  отряда Федеральной противопожарной службы по Свердловской области Главного управления МЧС России по Свердловской области на основании доверенности №749-1-04 от 09.07.2010 года, рассмотрев в  открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коркуновой Н. Г. к  Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайной ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области о признании приказа незаконным, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска Коркунова Н.Г. указала, что 01.01.2009 года между ней и  Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий в  лице начальника 6 отряда Федеральной противопожарной службы по Свердловской области Главного управления МЧС России по Свердловской области был заключен бессрочный контракт о службе в Федеральной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий. По условиям данного контракта она была назначена на должность старшины 57 пожарной части 6  отряда Федеральной противопожарной службы по Свердловской области. Данная должность была предусмотрена штатным расписанием 57 пожарной части ФПС 1-го разряда по охране города Краснотурьинска в группе обслуживания, штатное расписание утверждено приказом  №575 от 20.10.2008 года ГУ МЧС России по Свердловской области. Отношения между ней (истицей)  и руководителем 6  отряда ФПС по Свердловской области не сложились, в  связи с   чем, начальником 6  отряда был подан рапорт на имя начальника ГУ МЧС России по Свердловской области, на основании которого приказом №67 от 04.02.2010 года ГУ МЧС России по Свердловской области «Об организационно штатных вопросах»   ее должность «старшины»  сокращена и введена должность  «пожарного». Кроме того, при данном сокращении не были исключены функции, возложенные на старшину, они были перераспределены на других работников.

В преамбуле приказа (основания мероприятий по сокращению штатов)  указан приказ МЧС России от 30.2.2005 года №1027 «О дополнительных мероприятиях по формированию ФПС» и Приказ МЧС России от 30.12.2009 года №748 «Об установлении численности сотрудников и  работников ФПС». Между тем Приказ МЧС от 30.12.2005 года №1027 не предусматривает проведения мероприятий по сокращению штатов, напротив данным приказом предусмотрены типовые штатные расписания для различных подразделений МЧС России, штатные норматив содержания личного состава подразделений, в   частности приложением №3 к  данному приказу предусмотрено штатное расписание отряда ФПС, в  котором предусмотрена одна штатная единица старшины отряд, приложением №4 предусмотрено штатное расписание пожарной части, в  котором также предусмотрена одна штатная единица старшины. Поскольку в  других частях 6  отряда ФПС по Свердловской области должности старшины не было, его функции выполняла она  (истица). Приказ МЧС России от 30.12.2009 года №748 «об установлении численности сотрудников и  работников ФПС»  официально не опубликован в  печатном или ином виде и он не вносил изменения в  приказ №1027 от 30.12.2005 года, поэтому истица полагает, что не может являться основанием к  сокращению занимаемой ей должности.

02.03.2010 года ее  (истицу)  уведомили о предстоящем сокращении штатов, но в  связи с  тем, что она беременная она находится за штатом работников.

Согласно п. «е»  ст.58 Положения о службе в  органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудники могут быть уволены по сокращению -  при ликвидации или реорганизации органов, в  случае невозможности использования сотрудников на службе. Поэтому истица полагает, что сокращение штатов ФПС должно быть вызвано реорганизацией либо ликвидаций подразделений службы, таких действий ни в 6-ом отряде ФПС, ни 57 пожарной части, ни в  ГУ МЧС России по Свердловской области не проводились, в  связи с   чем, приказ ГУ МЧС России по Свердловской области  №67 от 04.02.2010 года «Об организационно штатных вопросах» в части сокращения должности старшины в  пожарной части 57 является, по мнению истицы, незаконный и необоснованный. В  этой связи истица Коркунова Н.Г. просила признать обжалуемый приказ незаконным и  необоснованным, взыскать с  ГУ МЧС России по Свердловской области компенсацию морального вреда в  размере 10 000 рублей.

В судебном заседании истица Коркунова Н.Г. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в  иске. Пояснила, что она в  настоящее время работает, но не выполняет никакие должностные обязанности.

 Представитель ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области Рублева Е.Д., действующая также по доверенности от третьего лица 6  отряда Федеральной противопожарной службы по Свердловской области Главного управления МЧС России по Свердловской области, исковые требования Коркуновой Н.Г. не признала полностью, в  обоснование возражений указала, что приказом №67 от 04.02.2010 года ГУ МЧС России по Свердловской области «Об организационно штатных вопросах»    произведено сокращение ряда должностей в   ряде отрядов Федеральных противопожарных служб в  разных городах Свердловской области, в  57-пожарной части ФПС в  г. Краснотурьинске занимаемая истицей должность «старшины»  сокращена и введена должность  «пожарного», так как в городе усложнилась пожарная безопасность, должностные обязанности «старшины»    были перераспределены между другими работниками, изменены должностные инструкции работников. Приказом МЧС от 30.12.2005 года №1027 предусмотрены типовые штатные расписания для различных подразделений МЧС России и  для ГУ МЧС России по Свердловской области они не являются обязательным, а  устанавливать численность сотрудников и  работников ФПС относится к  исключительной компетенции ГУ МЧС России по Свердловской области. Поскольку произошли мероприятия по сокращению штатов работников, а  должность истицы сокращена, а ее положение беременности не позволят ее уволить, она находится за штатом работников, вплоть до выхода ее из отпуска по уходу за ребенком.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к  выводу, что оснований для удовлетворения иска Коркуновой Н.Г. не имеется по следующим основаниям.

Согласно ст. 81 п.2 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

О предстоящем увольнении в  связи с  сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения  (ч.2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации). В  соответствие с  ч.1 ст.180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведений по сокращению численности или штата работников работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующей квалификации работника. Увольнение по основаниям, указанным в  п.2 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу (ч.2 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации). 

Юридически значимым обстоятельством для разрешения спора является выяснение судом произведено ли в  действительности сокращение штата работников.

Расторжение трудового договора вследствие сокращения численности или штата работников возможно как при фактическом сокращении объема работ, так и при проведении различных организационных мероприятий, позволяющих сократить численность работников, хотя объем работ остается неизменным или даже увеличивается. Поскольку предприятие, организация самостоятельно устанавливает структуру управления, судебные органы не вправе обсуждать вопрос о   целесообразности сокращения штатов, судом лишь исследуется вопрос о том, имело ли оно место в  действительности.

Как видно из предоставленных материалов, сокращение штата работников не носило формальный характер, наоборот, сама же истица указывает, что ее должностные обязанности были перераспределены между разными работниками, ссылаясь на новые должностные обязанности бухгалтера финансовой группы 6-ого отряда ФПС по Свердловской области, а  также инженера группы организации службы и пожаротушения 6-ого отряда ФПС по Свердловской области.

Обжалуемы Коркуновой Н.Г. приказ №67 ГУ МЧС России по Свердловской области от 04.02.2010 года  «Об организационно-штатных вопросах»  внес изменения не только в  штатной расписание 57-ой пожарной части ФПС г. Краснотурьинска, в  котором была сокращена занимаемая истицей должность «старшины», но и  в ряде иных подразделений, подчиненных ГУ МЧС России по Свердловской области, в  разных городах Свердловской области (г.Нижний Тагил, г.Асбест, г.Верхняя Пышма, г.Среднеуральск, г.Первоуральск, г. Ревда, г. Кировоград, г. Ивдель, г. Тавда, г.Екатеринбург, п. Белоярский, г. Заречный).

Ссылка истицы на приказ МЧС России от 30.2.2005 года №1027 «О дополнительных мероприятиях по формированию ФПС»   не состоятельна, поскольку указанным приказом утверждены лишь типовые штатные расписания подразделений Федеральной противопожарной службы, указанный приказ является для ГУ МЧС России по Свердловской области лишь руководящим документом, который самостоятельно организует как состав отряда федеральной противопожарной службы, так и  состав пожарной части федеральной противопожарной службы, находящиеся в непосредственном подчинении ГУ МЧС России по Свердловской области.

Врученное истице 02.03.2010 года уведомление о предстоящем увольнении в  связи с   сокращением штата работников л.д.19), не повлекло ее дальнейшее увольнение, в  связи с  тем, что она находится в  положение беременности, поэтому в   данный момент ей предлагаются вакантные должности, пока же она находится за штатом сотрудников 57-ой пожарной части 6 отряда Федеральной противопожарной службы по Свердловской области ГУ МЧС России по Свердловской области.

Таким образом, изучив в  совокупности предоставленные сторонами доказательства по делу, суд пришел к  выводу, что требование истицы о   признании приказа  №67 ГУ МЧС России по Свердловской области от 04.02.2010 года  «Об организационно-штатных вопросах»  незаконным и   необоснованным удовлетворению не подлежат, как не подлежит удовлетворению и  требование о  взыскании компенсации морального вреда, поскольку оно производно от первого требования.

            На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

            РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Коркуновой Н. Г. к  Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайной ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области о признании приказа незаконным, взыскании компенсации морального вреда – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в  Свердловский областной суд в  течение 10 дней со дня мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Екатеринбурга.

Председательствующий:                                                 Карпинская А.А.