Мотивированное решение изготовлено 11.10.2010 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 октября 2010 года Октябрьский районный суд г.Екатеринбурга по Свердловской области в составе председательствующего судьи Карпинской А.А., при секретаре Прохоровой Т.А., с участием заявителя Палтусова Д.А., представителя заинтересованного лица «Екатеринбургская городская Дума» Ситника А.В., действующего на основании доверенности №01-44-1096 от 13.07.2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Палтусова Д. А. об обжалований действий органа местного самоуправления «Екатеринбургская городская Дума», УСТАНОВИЛ: В обоснование заявления Палтусов Д.А. указал, что он является жителем муниципального образования «город Екатеринбург», намеревался принять участие в публичных слушаниях 17.09.2010 года по вопросу внесения изменений в Устав муниципального образования «город Екатеринбург», для чего он явился 17.09.2010 года к 14.00 часам в ЕМУП «Кинотеатр «Космос», однако, в проведение публичных слушаний он принять участия не смог, по причине того, что ему был ограничен доступ в зал проведения слушаний непосредственно членом оргкомитета Сафиной О.А., которая заявила о том, что он не был предварительно зарегистрирован. В связи с ограничением доступа заявителем в присутствие свидетелей был составлен соответствующий акт. Заявитель полагает, что порядок проведения слушания не соответствует Закону от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Решению Екатеринбургской городской Думы от 28.03.2006 года №21/22, утвердившим «Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образований «город Екатеринбург», а результат публичных слушаний недействительный по двум основаниям. 1) На голосование публичных слушаний по проекту решения Екатеринбургской городской Думы «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Екатеринбург» от 17.09.2010 года голосование было проведено по трем вариантам поправок, те из которых не были предварительно внесены в повестку проведения публичных слушаний, чем нарушена ст. 12 п.2.1 «Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образований «город Екатеринбург», а также пункт 4 Решения Екатеринбургской городской Думы №34 от 24.08.2010 «О назначении публичных слушаний», в котором определен последний срок приема заявок, предложений и рекомендаций - 09.09.2010 года; 2) В Решение Екатеринбургской городской Думы №34 от 24.08.2010 года «О назначении публичных слушаний» определено место слушаний - г.Екатеринбург, пер.Банковский, 1, к. 451, время проведения слушания – 17.09.2010 года в 14.00 часов, а время и место предварительной регистрации не указано. Решением №38 от 14.09.2010 года место проведения публичных слушаний было изменено на ЕМУП «Кинотеатр «Космос», по адресу: г.Екатеринбург, ул. Дзержинского, 2, но и в последнем решение времени и месте предварительной регистрации участников публичных слушаний также не было указано, тем самым Дума не довела до сведения жителей муниципального образования «город Екатеринбург» порядок предварительной регистрации, тем самым нарушила порядок доступа на свободные публичные слушания граждан, в том числе и его (заявителя), не имеющих намерений выступать на публичных слушаниях, но быть его участником и формировать собственную позицию по вопросу повестки дня, голосовать, право на заблаговременное ознакомление с текстом поправок, которые были в итоге приняты. В своих требованиях заявитель просит признать действия «Екатеринбургской городской Дума» по подготовке и проведению публичных слушаний 17.09.2010 года по вопросу внесение изменений в Устав муниципального образования «город Екатеринбург» незаконным. В судебном заседании заявитель Палтусов Д.А. настаивал на требованиях по доводам, изложенным в заявление. Представитель заинтересованного лица «Екатеринбургская городская Дума» Ситник А.В. в судебном заседании требования Палтусова Д.А. не признал, в обоснование возражений указал, что «Екатеринбургская городская Дума как инициатор проведения публичных слушаний, приняла решение №34 от 24.08.2010 года №34 «О назначении публичных слушаний по проекту Решения Екатеринбургской городской Думы «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Екатеринбург», с изменениями, внесенными Решением от 14.09.2010 года №38, решения внесены до сведения жителей муниципального образования «город Екатеринбург» путем опубликования в средствах массовой информации. Принимая решение о проведении публичных слушаний, Дума действовала в рамках своей компетенции. Основанием для назначения публичных слушаний явилось внесение депутатом «Екатеринбургской городской Думы» Спектором Я.А. в «Екатеринбургскую городскую Думу проекта Решения Екатеринбургской городской Думы «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Екатеринбург». Проект Решения Думы был опубликован в газете «Вечерний Екатеринбург» от 25.08.2010 года №186 (15029), а также на официальном сайте органов местного самоуправления. Согласно «Положения «О публичных слушаниях» установлено, что жители муниципального образования «город Екатеринбург» вправе внести в письменной форме в Оргкомитет свои предложения и рекомендации по выносимым на публичных слушаниях вопросам не позднее чем за 7 дней до дня проведения слушания. Прием таких заявок, предложений осуществлялся до 18.00 часов 09. 09.2010 года. Требование к форме предложений и рекомендации и их обязательной публикации «Положение «О публичных слушаниях» не установлены. В обязанности Оргкомитета входит только обеспечение ознакомление заинтересованных лиц с материалами, выносимыми на публичных слушаниях. Каждому гражданину при регистрации (17.09.2010 года) выдавался пакет документов, содержащий Решения Екатеринбургской городской Думы от 24.08.2010 года №34 и от 14.09.2010 года №38, проект Решения с поправками Спектора Я.А., предложения гражданина Савченко В.В. и проект Решения (в виде брошюры) с предложениями граждан Тушина С.Г. и Захарова И.В., которые также были размещены на официальном сайте «Екатеринбургской городской Думы» и Администрации городе Екатеринбурга. В установленное время в Оргкомитет были поданы заявки с предложениями о поддержке (согласии) с изменениями в Устав муниципального образования «город Екатеринбург», внесенными Спектром Я.А., в дальнейшем объединенные в итоговом протоколе под №1, а также №3 предложения, отличные от предыдущих, от граждан Савченко В.В., Тушина С.Г., Захарова И.В. С учетом того, что предложения последних двух юридически совпадали, они были объединены в одно. Таким образом, к первоначальному проекту Спектра Я.А. на голосование были вынесены 2 дополнительных документа, содержащих предложения по изменению первоначальных поправок Спектора Я.А. - Савченко В.В., Тушина С.Г., Захарова И.В. Внесения этих поправок в какую-либо повестку, о которой говорит заявитель, а также их публикация не требуется. Доказательства ограничения доступа заявителя на публичные слушания отсутствуют. Акт, приложенный к иску, составлен в 20.00 часов 17.09.2010 года, то есть через 6 часов после начала публичных слушаний; акт составлен по адресу: г. Екатеринбург, ул.Академика Бардина, 13/2-2, не имеющему никакого отношения к публичным слушаниям, свидетелями в акте указаны граждане, не имеющие регистрации в муниципальном образовании «город Екатеринбург», то есть не имевших права на участие в публичных слушаниях. Также пояснил, что требование заявителя о признании решения о результатах проведения публичных слушаний, оформленное итоговым протоколом от 17.09.2010 года не может быть предъявлено к «Екатеринбургской городской Думе», так как осуществление всех действий по проведению публичных слушаний 17.09.2010 года и оформление их результата производилось Оргкомитетом, созданным по Решению Думы от 24.08.2010 года №34. Полномочия осуществлялись в соответствии с «Положением «О порядке организации и проведения публичных слушаний» и полномочия его были прекращены после направления в «Екатеринбургскую городскую Думу» итогового протокола публичных слушаний. Оргкомитет органом местного самоуправления не является. Заслушав заявителя Палтусова Д.А., представителя заинтересованного лица Ситника А.В., исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявления Палтусова Д.А. не имеется, к такому выводу суд пришел исходя из следующих обстоятельств. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. В силу ст. 130 ч.1 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Согласно ст. 28 ч.ч.1, 2, 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003 года (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ), а также пункта 19 Устава муниципального образования «город Екатеринбург», принятый решением Екатеринбургской городской Думой №8/1 от 30.06.2005 года (в редакции от 22.06.2010 года №49/25) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься, в частности проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (ст. 28 ч.3 п.п.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ст.19 п.3 п.п. 1 Устава муниципального образования «город Екатеринбург»). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний. В целях реализации вышеуказанных полномочий, «Екатеринбургской городской Думой» Решением от 28.03.2006 года №21\22 принято «Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образований «город Екатеринбург» (далее по тексту - Положение), которое определяет порядок организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образований «город Екатеринбург». Целью публичных слушаний являются выявление общественного мнения по проектам муниципальных правовых актов, выносимые на публичные слушания; подготовки предложений и рекомендаций для принятия решений органами местного самоуправления по проектам муниципальных правовых актов, выносимым на публичные слушания (ст.2 Положения). В ходе судебного разбирательства установлено, что «Екатеринбургская городская Дума», рассмотрев проект решения Екатеринбургской городской Думы «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Екатеринбург», внесенный депутатом Екатеринбургской городской Думы от избирательного округа №23 Спектром Я.А. и решением №34 от 24.08.2010 года «Екатеринбургская городская Дума» стала инициатором публичных слушаний жителей муниципального образования «город Екатеринбург» в связи с чем, в силу требований ст.5 ч.2 вышеупомянутого Положения своим Решением №34 от 24.08.2010 года назначила публичные слушания на 17.09.2010 года в 14.00 часов в актовом зале Администрации города Екатеринбурга по адресу: г.Екатеринбург, пер. Банковский, 1 комната 451, утвердив также состав Оргкомитета для проведения публичных слушаний, которому поручено осуществить прием заявок на участие в публичных слушаниях, предложений и рекомендации по проекту Решения Екатеринбургской городской Думы «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Екатеринбург» до 18.00 часов 09.09.2010 года по адресу: г.Екатеринбург, пр.Ленина, 24а, комната 412. Решение №34 от 24.08.2010 года, как и проект решения Екатеринбургской городской Думы «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Екатеринбург», внесенный депутатом Екатеринбургской городской Думы от избирательного округа №23 Спектром Я.А. было доведено до сведения жителей муниципального образования «город Екатеринбург» путем опубликования на официальном сайте «Екатеринбургской городской Думы» (www. еgd.ru), на официальном портале города Екатеринбурга (www. еkburg.ru), а также опубликованы в официальных средствах массовой информации муниципального образования «город Екатеринбург» - газета «Вечерний Екатеринбург» от 25.08.2010 года №186 (15029) и «Вестнике Екатеринбургской городской Думы» №188, то есть в срок и порядке, установленным ст.10 Положений «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образований «город Екатеринбург». Решением №38 от 14.09.2010 года в раннее принятое Решение №34 от 24.08.2010 года «Екатеринбургской городской Думой» внесены изменения в части места проведения публичных слушаний на помещение ЕМУП «ККТ «Космос» по адресу: г.Екатеринбург, ул.Дзержинского,2. Соответствующее изменение было опубликовано в газете «Вечерний Екатеринбург» от 15.09.2010 года №204 (15047), а также опубликованы на вышеупомянутых общедоступных информационных сайтах, данные обстоятельство установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось самим заявителем. Статья 5 ч.1 п.п. 1 - 4 Положений «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образований «город Екатеринбург» содержит обязательные требования к решению Екатеринбургской городской Думы о назначении публичных слушаний: 1) о теме публичных слушаний (наименование проекта муниципального правого акта, выносимые на публичные слушания); 2) о дате, времени и месте проведения публичных слушаний; 3) о времени и месте подачи заявок на участие в публичных слушаниях, предложений и рекомендаций по проектам муниципальных актов, выносимым на публичные слушания; 4) о формировании и персональном составе Оргкомитета по проведению публичных слушаний. Таким образом, Положений «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образований «город Екатеринбург» содержит исчерпывающий перечень о теме, содержание решения Екатеринбургской городской Думы о проведение публичных слушаний (времени и месте). Вся требуемая информация содержалась в опубликованном Решение №34 от 24.08.2010 года с изменениями Решения №38 от 14.09.2010 года. Согласно ст.11 ч.1 Положений «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образований «город Екатеринбург» перед началом проведения публичных слушаний Оргкомитет организует регистрацию участников публичных слушаний. С момента начала проведения публичных слушаний регистрация участников заканчивается. Лица, не зарегистрированные до начала проведения публичных слушаний, в помещение для проведения публичных слушаний не допускаются. Как усматривается из заявления Палтусова Д.А., его объяснений в ходе судебного разбирательства, а также это следует из акта от 17.09.2010 года (л.д.7), явился он к месту проведения публичных слушаний ( ЕМУП «ККТ «Космос» по адресу: г.Екатеринбург, ул.Дзержинского,2) в 14.00 часов – 14.10 часов (в акте зафиксировано время, когда Палтусов Д.А. не был допущен в зал публичных слушаний), в связи с опозданием зарегистрироваться до начала проведения слушаний (14.00 часов) не успел, поэтому законно, в соответствии с требованиями вышеупомянутой ст.11 Положения не был допущен Оргкомитетом в зал проведения публичных слушаний. В соответствии с решением Оргкомитета, что подтверждается протоколом №3 от 15.09.2010 года, информация о котором была размещена на сайте Екатеринбургской городской Думы, регистрация участников публичных слушаний производилась с 10.00 часов утра до 14.00 часов включительно по двум адресам, как по месту проведения публичных слушаний (г.Екатеринбург, ул. Дзержинского,2), так и по пер.Банковский, 1, откуда зарегистрированные участники на заранее организованном транспорте доставлялись непосредственно к месту проведения публичных слушаний, всего зарегистрированных было 2 104 человека. Заявитель, являясь жителем муниципального образования «город Екатеринбург», не вносил какие-либо заявок, предложений и рекомендаций по предложенному проекту в обусловленный локальным актом срок (до 18.00 часов 09.09.2009 года), поэтому как он сам же справедливо указывает, вправе был перед началом проведения публичных слушаний зарегистрироваться как участник публичных слушаний для реализации своих прав на участие в голосование - заполнить регистрационный лист, утвержденный Приложением 1.2 Положения, но не позднее 14.00 часов 17.09.2010 года, поэтому доводы заявителя Палтусова Д.А. о том, что «Екатеринбургская городская Дума» заблаговременно не довела до сведения жителей муниципального образования «город Екатеринбург» о порядке предварительной регистрации, не состоятельны, такая регистрация требовалась до 14.00 часов, сам же заявитель фактически указывает о своем опоздание на участие в публичных слушаниях. Доводы заявителя о том, что публичные слушания были проведены не только по вопросу, поставленному в повестку дня, но и по другим вопросам, которые не были предварительно внесены в повестку слушаний, голословны и вопреки требованиям ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами не подкреплены. В ходе судебного разбирательства установлено, что целью проведения публичных слушаний (17.09.2010 года) являлось выявление общественного мнения по проекту Решения Екатеринбургской городской Думы «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Екатеринбург», внесенному депутатом Спектором Я.А. Согласно статье 12 ч.2-1, ч.2-2 Положений «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образований «город Екатеринбург» на голосование ставятся только те предложения, которые были внесены до дня проведения публичных слушаний в порядке, установленном настоящим Положением. Решение на публичных слушаниях считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа участников публичных слушаний, принявших участие в голосование. Итоговый протокол является документом, в котором отражаются результаты публичных слушаний. Согласно ст.9 ч.1 п.1 Положения жители муниципального образования «город Екатеринбург» вправе внести в письменной форме в Оргкомитет свои предложения и рекомендации по выносимым на публичные слушания вопросам не позднее, чем за 7 дней до дня проведения слушания. Пунктом 4 Решения Екатеринбургской городской Думы от 24.08.2010 года №34 установлено, что прием таких предложений осуществляется до 18.00 часов 09.09.2010 года. Требования к форме предложений и рекомендаций и их обязательной публикации Положением не установлено. Граждане, в том числе Тушин С.Г., Захаров И.В., Савченко В.В., желая участвовать в публичных слушаниях, внесли свои предложения по предложенному проекту Спектором Я.А. подали заявку на участие в публичных слушаниях до 09.09.2009 года и до этого же времени внесли свои предложения и рекомендации по вопросу поправок проекта Решения Екатеринбургской городской Думы «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Екатеринбург», внесенному Спектором Я.А., внесенные предложения (поправки), публикации не требует, а то, что такие предложенные поправки и рекомендации со стороны указанных граждан имели место быть и именно в отношение них участники публичных слушаний голосовали подтверждается как протоколом №3 от 15.09.2010 года заседания Оргкомитета, так и итоговым протоколом публичных слушаний от 17.09.2010 года, что также не оспаривалось самим заявителем в ходе судебного разбирательства. Сам факт трехразового голосования, далеко не свидетельствует о том, что повестка (тема) публичных слушаний была изменена, либо дополнена в ходе самих слушаний, в чем заблуждается Палтусов Д.А., который на публичных слушаниях не был, а свои выводы делает только на основании опубликованного итого протокола публичных слушаний, на котором присутствовало 2 104 человека. Ссылки заявителя на то, что проекты Тушина С.Г., Захарова И.В., Савченко В.В. должны были быть предварительно опубликованы не состоятельны, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что указанными гражданами лишь внесены предложения и рекомендации по предложенному проекту депутатом Екатеринбургской городской Думы Спектром Я.А., за которые участники публичных слушаний голосовали. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что права, свободы и законные интересы гражданина муниципального образования «город Екатеринбург» Палтусова Д.А. при организации и проведении публичных слушания в муниципальном образовании «город Екатеринбург» 17.09.2010 года, инициаторами которых была Екатеринбургская городская Дума, нарушены не были, в связи с чем суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявления Палтусова Д.А. не имеется. Также необходимо отметить, что по смыслу ст.12 ч.6 Положений «О порядке организации и проведения публичных в муниципальном образований» орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит принятие изменений в Устав муниципального образования «город Екатеринбург», проект которых являлся предметом публичных слушания, лишь учитывает результаты публичных слушаний, то есть итоговый протокол публичных слушаний, имеет для него рекомендательных характер, а не обязательный. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ч.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Палтусова Д. А. об обжалований действий органа местного самоуправления «Екатеринбургская городская Дума» - отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Екатеринбурга. Председательствующий: Карпинская А.А.