об обязании получить решение о предоставлении водного объекта в пользование



Мотивированное решение составлено ХХХг.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ХХХ года Октябрьский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А.,

с участием прокурора Песоцкой Ю.А.,

при секретаре Барышниковой Е.В.,

при участии представителя ответчика Шуйсковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов Свердловской области к Федеральному государственному унитарному предприятию «Уральская картографическая фабрика» о признании действий незаконными, обязании совершения определенных действий,

Установил:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов Свердловской области к Федеральному государственному унитарному предприятию «Уральская картографическая фабрика» о признании действий незаконными, обязании совершения определенных действий. В обосновании иска указал, что в ходе проведенной ХХХг. прокурорской проверки выявлено, что ФГУП «Уральская картографическая фабрика» допускает грубые нарушения действующего водного законодательства: у предприятия отстутвуют нормативы допустимых сбросов, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, решение о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно Уставу ФГУП «Уральская картографическая фабрика», основным направлением деятельности предприятия являются разработка и выпуск во всех формах оригиналов общегеографических, политико-административных, учебных картографических пособий. В ходе проверки выявлено, что ФГУП «Уральская картографическая фабрика» является водопользователем. Согласно отчету 2-ТП (водхоз) за ХХХг. производит сбросы загрязненных сточных вод в водный объект – река Исеть. Согласно госстатотчету за ХХХг. сброс сточных вод без очистки в реку Исеть составил 4,0 тысячи куб. м. Также проведенной проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства ФГУП «Уральская картографическая фабрика» через выпуск в реку Исеть допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, не имеет утвержденных нормативов допустимых сбросов сточных вод, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В судебном заседании помощник прокурора Песоцкая Ю.А. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, и настаивала на их удовлетворении, вместе с тем, с учетом представленных ответчиком документов просит установить срок для оформления вышеуказанных правоустанавливающих документов до ХХХ г.

Представитель ответчика Шуйскова И.В. исковые требования признала, суду пояснила, что указанное выше нарушение имеет место, в настоящее время принимаются все меры к его устранению, производится оформление правоустанавливающих документов на пользование водными объектами для сброса ливневых сточных вод. Проект нормативов сбросов находится на согласовании в контролирующих организациях, после чего будет сдан пакет документов на согласование условий решения о предоставлении водного объекта в пользование в отдел водных ресурсов по Свердловской области, а также Министерство природных ресурсов для получения соответствующего разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Представитель третьего лица – Уральского Управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причины неявки и возражений по иску своевременно в суд не представил.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, основным направлением деятельности ФГУП «Уральская картографическая фабрика», является разработка и выпуск во всех формах оригиналов общегеографических, политико-административных, учебных, научно-справочных и других тематических карт (планов), схем, атласов, глобусов, учебных картографических пособий. Предприятие расположено по адресу: ХХХ. Предприятие является водопользователем и производит сбросы загрязненных сточных вод в водный объект - река Исеть. Согласно госстатотчету за ХХХ год сброс сточных вод без очистки в реку Исеть составил 4,0 тыс. куб. м.

В силу ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации - сброс сточных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование.

Министерством природных ресурсов Свердловской области 30.10.2008 выдано Решение №72 о предоставлении водного объекта в пользование, согласно которому ФГУП «Уральская картографическая фабрика» разрешено использовать водный объект путем сброса сточных вод в реку Исеть на 579 км от устья одним выпуском. На момент проведения проверки срок действия указанного решения истек, поскольку согласно п. 4 решения срок водопользования установлен с ХХХ по ХХХ. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ФГУП «Уральская картографическая фабрика» выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ №ХХ, согласно которому предприятию разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе ливневых сточных вод в р. Исеть по выпуску №Х с ХХХ по ХХХ.

Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водными объектами. Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации).

Соответственно при сбросе загрязненных, без очистки, ливневых сточных вод в поверхностные водные объекты: либо непосредственно в водный объект, либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод в водный объект, предприятие является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование, которым в соответствии со ст. 22 Водного кодекса РФ должны быть возложены обязательные условия на водопользователя: цели, виды и условия использования водного объекта, срок действия решения, указание места сброса сточных вод, объем допустимых сбросов, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.

Порядок получения решения установлен ст. 22, 23 Водного кодекса Российской Федерации, п. 5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 844.

Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории Свердловской области данное решение выдает Министерство природных ресурсов Свердловской области).

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства ФГУП «Уральская картографическая фабрика» через выпуск в реку Исеть допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, не имеет утвержденных нормативов допустимых сбросов для сброса сточных вод, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Согласно ст.21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Для достижения нормативов качества окружающей среды законом установлено требование об определении для каждого источника загрязнений нормативов предельно допустимых воздействий, к которым относятся, в том числе и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, установленных в виде нормативов допустимого воздействия на водные объекты (ст.ст.22,23 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Кроме того, статья 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты, которые также Предприятиям не получены и не согласованы с органами санитарного надзора.

В соответствии со ст.ст.39, 44 Водного Кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения; использовать водный объект для сброса сточных вод с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьей 55 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с п. 1 ст.44 Водного кодекса, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.1 п.6 ст.60 Кодекса, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.

Таким образом, ФГУП «Уральская картографическая фабрика»

осуществляет сброс в водные объекты с нарушением правил водопользования -недостаточно очищенные, без разработанных нормативов допустимого сброса, разрешения на сброс, решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Бездействие ответчика, выражающееся в неоформлении необходимых разрешительных документов, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности отнесены поверхностные и подземные воды.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера,

Из смысла ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что одними из принципов охраны окружающей среды являются:

-     соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

-     допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

-     обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

-     запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Разрешительные документы (разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект, нормативы допустимых сбросов для сброса сточных вод и решение о получении водного объекта в пользование) являются неотъемлимыми элементами системы государственного регулирования в сфере водопользования, обеспечивающими соблюдение конституционного права граждан на благоприятную среду.

Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, могут привести к иным экологически неблагоприятным последствиям.

Кроме того, бездействие ответчика, выражающееся в неоформлении необходимых разрешительных документов, нарушает права Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водный объект федерального значения - река Исеть находится в собственности Российской Федерации. Бесконтрольное пользование водным объектом со стороны ответчика нарушает права Российской Федерации как собственника водного объекта.

Согласно представленным представителем ответчика материалам в настоящее время ими получены согласования в контролирующих организациях: санитарно-эпидемиологическое заключение № ХХХ от ХХХг. о соответствии проекта НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; согласование проекта НДС в Уральском управлении по гидрометеорологии и охране окружающей среды №ХХХ от ХХХг.; Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по согласованию проекта НДС №ХХХ от ХХХг.; заключение по результатам рассмотрения проекта НДС Уральского Управления Ростехнадзора №ХХХ.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает признание ответчиком иска.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Иск Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов Свердловской области к Федеральному государственному унитарному предприятию «Уральская картографическая фабрика» о признании действий незаконными, обязании совершения определенных действий, удовлетворить.

Признать действия Федерального государственного унитарного предприятия «Уральская картографическая фабрика» по осуществлению сброса сточных вод без очистки в р. Исеть в отсутствии проекта нормативов допустимых сбросов, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, решения о предоставлении водного объекта в пользование незаконными.

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Уральская картографическая фабрика» получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, проект нормативов допустимых сбросов, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в срок до ХХХг.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента изготовления решения в мотивированном виде в Свердловский областной суд через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: Н.А. Бабкина