Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2010 года ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 сентября 2010 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Ермолаевой А.В., с участием истцов Чернышова А.М., Чернышовой Н.Н., при секретаре Сухневой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышова Андрея Михайловича, Чернышовой Натальи Николаевны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанности осуществить формирование и предоставление земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Истцы Чернышов А.М., Чернышова Н.Н. обратились в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанности осуществить формирование и предоставление земельного участка. В обоснование заявленных требований указали, что являясь гражданами, состоящими в зарегистрированном браке, постоянно проживающими на территории Свердловской области, не достигшими 35-летнего возраста, в соответствии с п. 4 ст. 54-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 года № 18-ОЗ (в ред. Закона Свердловской области от 20.11.2009 года № 103-ОЗ) «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», обратились в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее по тексту Управление Росимущества в Свердловской области) с заявлением о предоставлении им в собственность земельного участка площадью 1000 кв. м. из земель, находящихся в федеральной собственности, расположенного в пос. Исток по нечетной стороне пер. Соловьиного недалеко от ул. Ромашковой. В ответ на их обращение Управлением Росимущества в Свердловской области было рекомендовано обратиться в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Полагая, что действие вышеуказанного Закона Свердловской области распространяется на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочиями, по распоряжению которых обладает Управление Росимущества в Свердловской области, просят возложить на Управление Росимущества в Свердловской области обязанность осуществить формирование и предоставление им в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 1000 кв. м. из земель, находящихся в федеральной собственности, расположенного в пос. Исток по нечетной стороне пер. Соловьиного недалеко от ул. Ромашковой. В судебном заседании истцы Чернышов А.М., Чернышова Н.Н. исковые требования поддержали. Суду пояснили, что в соответствии с п. 4 ст. 54-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 года № 18-ОЗ (в ред. Закона Свердловской области от 20.11.2009 года № 103-ОЗ) «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», отвечая требованиям соответствующей категории граждан, имеют право на предоставление им в собственность земельного участка. Поскольку действие вышеназванного закона распространяется на земли, находящиеся в федеральной собственности, полагают, обратились к надлежащему ответчику Управление Росимущества в Свердловской области, обладающему полномочиями по распоряжению таковых земель. Представитель ответчика Управления Росимущества в Свердловской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания судебной повесткой, чем свидетельствует штамп в расписке о ее получении, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Представитель ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания судебной повесткой, о чем свидетельствует штамп в расписке о ее получении, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В обоснование своей позиции по делу представил отзыв, в котором указал, что испрашиваемый земельный участок является собственностью Российской Федерации, относится к категории – земель населенных пунктов, предназначенных для сельскохозяйственного использования. Органом, уполномоченным управлять объектами федеральной собственности, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, не обладает, в связи с чем, не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Также указал, что действие ст. 54-7 вышеназванного Закона Свердловской области распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, либо земельные участки, право государственной собственности на которые, не разграничено. Полномочия по реализации предусмотренного ст. 54-7 права возложены на органы местного самоуправления. Указанное следует из норм Федерального закона от 25.10.2001 года № 137 – ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Закон Свердловской области не содержит норм, предусматривающих возможность распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности. На основании ч. 1 ст. 233 ГПК РФ ввиду неявки в судебное заседание ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительности причин неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие, при согласии истцов суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам. Заслушав объяснения истцов Чернышова А.М., Чернышовой Н.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом, истцы Чернышовы, имея намерение приобрети на основании п. 4 ст. 54-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», однократно бесплатно в собственность земельный участок, площадью 1000 кв.м., расположенный в пос. Исток, по нечетной стороне пер. Соловьиного, недалеко от ул. Ромашковой, обратились с соответствующим заявлением в Территориальное управления Росимущества в Свердловской области. Как следует из ответа на запрос Территориального управления Росимущества в Свердловской области № ВО -7089, истцам рекомендовано обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области по мотивам того, что Территориальное управление Росимущества в Свердловской области наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в то время как в соответствии с указанным истцами законом бесплатно подлежат предоставлению земельные участки, находящиеся в собственности Свердловской области л.д. 42). С учетом изложенных фактических обстоятельств дела, суд находит, что для разрешения рассматриваемого спора необходимо установить наличие у истцов права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, возложение на ответчиков обязанности по реализации предоставленного истцам права, соблюдение истцами порядка его реализации. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно ч. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Согласно ч. 2 той же статьи предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Ст. 54-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 года № 18-ОЗ (в ред. Закона Свердловской области от 20.11.2009 года № 103-ОЗ) «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» предусмотрены случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства. Помимо прочих категорий, п. 4 данной статьи установлено, что указанное право имеют граждане, постоянно проживающие на территории Свердловской области, не достигшие возраста 35 лет, состоящие между собой в браке и совместно обратившиеся за предоставлением земельного участка. Как следует из представленных суду копий паспортов, выданных Чернышову А.М. и Чернышовой Н.Н., указанные лица не достигли возраста 35 лет, имеют постоянную регистрацию по месту жительства на территории Свердловской области по адресу: ХХХХХХ л.д. 16, 18, 27, 29). Как следует из копии свидетельства о государственной регистрации брака ХХХХХХ от ХХХХХХ года, между Чернышовым А.М. и Карсаевой Н.Н. ХХХХХХ года заключен брак л.д. 37). Как следует из копии свидетельства о перемени имени ХХХХХХ от ХХХХХХ года, после заключения брака Карсаевой Н.Н. присвоена фамилия Чернышова Н.Н. л.д. 38). С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцы, отвечая предъявленным требованиям, предусмотренным п. 4 ст. 54-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 года № 18-ОЗ (в ред. Закона Свердловской области от 20.11.2009 года № 103-ОЗ) «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», вправе претендовать на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося в собственности Свердловской области. Как следует из представленной истцами кадастровой выписки от ХХХХХХ года № ХХХХХХ, земельный участок, о предоставлении которого в собственность просят истцы, входит в состав земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации л.д. 51-60). Нахождение спорного земельного участка в федеральной собственности сторонами не оспаривается. Согласно п. «д» ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная собственность и управление ею находится в исключительном ведении Российской Федерации. Данное положение закреплено и в ч. 2 ст. 9 Земельного Кодекса РФ, согласно которой Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также предметы ведения субъектов РФ. В случае противоречия Конституции РФ положений указанных актов действуют положения Конституции РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. С учетом вышеприведенных норм, законами субъектов РФ не могут регулироваться вопросы владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в связи с чем, суд находит, что положения ст. 54-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 года № 18-ОЗ (в ред. Закона Свердловской области от 20.11.2009 года № 103-ОЗ) «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» распространяются только на земли, находящиеся в собственности Свердловской области, что также следует из положений ч. 1 ст. 1 названного Закона Свердловской области предусматривающих, регулирование отношений по использованию и охране земель в Свердловской области. Иное, по мнению суда, прямо нарушает предусмотренное п. «д» ст. 71 Конституции РФ, а также ч. 2 ст. 9 Земельного Кодекса РФ разграничение предметов ведения Российской Федерации и Свердловской области, как субъекта Российской Федерации. Ссылки истцов на ст. 16, 17 Земельного кодекса РФ как нормативное обоснование их требований о предоставлении в соответствии со ст. 54-7 названного Закона Свердловской области земельного участка, находящегося в федеральной собственности, суд находит несостоятельными, поскольку из содержания вышеназванных статей не следует право субъектов Российской Федерации регулировать вопросы владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности. С учетом изложенного суд находит, что истцы, обладая правом на однократное бесплатное предоставление для индивидуального жилищного строительства земельного участка, находящегося в собственности Свердловской области, не вправе требовать передачи бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка, расположенного в пос. Исток по нечетной стороне пер. Соловьиного недалеко от ул. Ромашковой, относящегося к федеральной собственности. Отказывая истцам в иске по вышеуказанным основаниям, суд также находит, что Чернышовым А.М. и Чернышовой Н.Н. был нарушен заявительный порядок реализации, предусмотренного ст. 54-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 года № 18-ОЗ (в ред. Закона Свердловской области от 20.11.2009 года № 103-ОЗ) «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» права на предоставление однократно бесплатного в собственность земельного участка, определенный Положением «О порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург» (утв. решением Екатеринбургской городской Думы от 27 апреля 2010 г. N 44/22). В соответствии с п.п. 3, 5 которого решение о предоставлении гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно принимается Главой Екатеринбурга в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Чернышову Андрею Михайловичу, Чернышовой Наталье Николаевне о возложении обязанности осуществить формирование и предоставление земельного участка - отказать. Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья А.В.Ермолаева