возложение обязанности в постановке на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях



                                                                                     Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2010 года.

Решение

Именем Российской Федерации

01 июля 2010 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Ермолаевой А.В.,

с участием заявителя Силиной О.Ф.,  

представителя заинтересованного лица Коневой Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Силиной Ольги Федоровны к администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

Установил:

Заявитель Силина О.Ф. обратилась в суд с заявлением к администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником ? доли квартиры № ХХХХХХ, расположенной по адресу: ХХХХХХ, общей площадью ХХХХХХ кв.м., жилой – ХХХХХХ кв.м. Наряду с ней в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают ХХХХХХ., ХХХХХХ., ХХХХХХ., ХХХХХХ., а также ХХХХХХ Каждый из проживающих совместно с ней членов ее семьи имеет долю в праве общей долевой собственности на данное или иное жилое помещение. Так, ХХХХХХ., ХХХХХХ., ХХХХХХ. каждый имеют 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение – квартиру № ХХХХХХ, расположенную по адресу: ХХХХХХ, общей площадью, ХХХХХХ кв.м, жилой – ХХХХХХ кв.м. ХХХХХХ является наряду с ней собственником ? доли квартиры № ХХХХХХ, расположенной по адресу: ХХХХХХ. Собственниками других 2/4 долей в праве общей долевой собственности на квартиру № ХХХХХХ, расположенную по адресу: ХХХХХХ являются ХХХХХХ и ХХХХХХ., проживающие по адресу: гХХХХХХ. Полагает отказ администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга в принятии на учет как нуждающейся в предоставлении жилого помещения незаконным, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из членов ее семьи составляет менее учетной нормы.

В судебном заседании заявитель Силина О.Ф. требования поддержала, в обоснование своих доводов пояснила, что заинтересованное лицо при решении вопроса о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не учел ее права на улучшение жилищных условий, как инвалида Великой Отечественной войны.

Представитель заинтересованного лица Конева Ж.А. в судебном заседании требования не признала. Суду пояснила, что в соответствии с положениями ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Силина О.Ф. не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, поскольку уровень обеспеченности Силиной О.Ф. общей площадью жилого помещения превышает установленную на территории г.Екатеринбург учетную норму в 10 кв.м. В связи с изложенным, полагала необходимым отказать Силиной О.Ф. в удовлетворении заявленных требований.

Суд, заслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено судом и следует из справки, выданной военным комиссариатом Октябрьского района г. Екатеринбурга от ХХХХХХ года, Силина О.Ф. является участником Великой Отечественной войны, соответственно, имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях - ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 февраля 1995 года участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В силу ст. 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 февраля 1995 года Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Частью 2 указанной статьи установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется - по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

С учетом того, что Федеральным Законом «О ветеранах» не сформулировано определение ветерана, нуждающегося в предоставлении жилья, а урегулирована только процедура определения объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, суд полагает необходимым исходить из критериев определения граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Так, в  соответствии с п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления - ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно Постановления Главы г. Екатеринбурга от 31 августа 2005 года № 824 учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования "город Екатеринбург", исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 10 кв. м общей площади на одного человека.

По смыслу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как установлено судом и следует из пояснений заявителя, членами семьи Силиной О.Ф. являются совместно проживающие с заявителем в принадлежащей ей на праве общей долевой собственности квартире № ХХХХХХ по адресу: ХХХХХХ внучка ХХХХХХ и правнуки ХХХХХХ., ХХХХХХ., ХХХХХХ.

Жилое помещение – квартира № ХХХХХХ, расположенная по адресу: ХХХХХХ занимаемое заявителем и членами ее семьи принадлежит на праве общей долевой собственности заявителю, ХХХХХХ а также ХХХХХХ, ХХХХХХ., в размере ? доли каждому. 

Согласно справки с места жительства от ХХХХХХ года, ХХХХХХ. и ХХХХХХ с ХХХХХХ года проживают по адресу: ХХХХХХ.

Согласно ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ХХХХХХ года, проживающие с Силиной О.Ф. члены ее семьи ХХХХХХ., ХХХХХХ., ХХХХХХ. каждый являются собственниками 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение – квартиру № ХХХХХХ, расположенную по адресу: ХХХХХХ, общей площадью, ХХХХХХ кв.м, жилой – ХХХХХХ кв.м.

Таким образом, определяя нуждаемость Силиной О.Ф., суд исходит, как из фактической жилой площади, занимаемой заявителем и членами ее семьи, так и из существующего права, имеющегося у каждого из членов семьи заявителя, как собственников иных жилых помещений.

Производя расчет, суд основывается на том, что общая площадь жилого помещения, занимаемого Силиной О.Ф. и членами ее семьи, составляет ХХХХХХ кв.м. В собственности у членов семьи Силиной О.Ф. ХХХХХХ., ХХХХХХ., ХХХХХХ находится 3/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение – квартиру № ХХХХХХ, расположенную по адресу: ХХХХХХ что составляет ХХХХХХ кв.м.

  ХХХХХХ кв.м.

То есть жилая площадь, приходящаяся на каждого из членов семьи заявителя, составляет ХХХХХХ кв.м.

Уровень обеспеченности общей жилой площадью будет превышать установленную норму и в случае признания членом семьи Силиной О.Ф. временно зарегистрированной в принадлежащей на праве собственности заявителя квартире № ХХХХХХ по адресу: ХХХХХХ внучки ХХХХХХ.

С учетом того, что сособственники жилого помещения ХХХХХХ проживают по другому адресу, с требованиями о выселении к членам семьи заявителя не обращались, намерений проживать в занимаемом заявителем и членами ее семьи жилом помещении не выразили, суд приходит к выводу о том, что фактически в пользовании заявителя и членов ее семьи находится все жилое помещение по адресу: ХХХХХХ, в связи с чем, оснований полагать, что при расчете приходящейся на каждого из членов семьи заявителя общей жилой площади, следует принимать во внимание лишь часть общей площади соответствующей доле каждого сособственника, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, суд находит, что решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, вынесенное на основании заявления Силиной О.Ф. является законным.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса, суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований Силиной Ольге Федоровне – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в мотивированном виде путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья:                                                                                                Ермолаева А.В.