о признании права на досрочную трудовую пенсию, включении периодов работы в трудовой стаж и назначении пенсии



ОБЕЗЛИЧЕННОЕ

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2010 года

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 8 » октября 2010 года Октябрьский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Грин Е.В., при секретаре Михайлицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канаевой Ирины Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга о признании права на досрочную трудовую пенсию, включении периодов работы в трудовой стаж и назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Канаева И.В. обратилась в суд с требованием о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию, возложении на ГУ - УПФ РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга обязанности включить в ее трудовой стаж незачтенные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование указала, что 18.01.2010 обратилась в УПФ РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, требуется стаж на соответствующих видах работ не менее 25 лет. Указанный стаж истцом отработан, однако УПФ РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга вынесло решение № 11/23 от 29 марта 2010 года об отказе в установлении пенсии. С принятым решением истец не согласна.

В судебном заседании истец поддержала доводы искового заявления по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила. Представила суду отзыв (л.д. 31 – 33), в котором исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Выслушав мнение истца, исследовав материалы дела, суд считает требования Канаевой И.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено назначение досрочной трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

По смыслу ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение досрочной трудовой пенсии законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 7,ч. 3 ст. 37, ч. 1 ст. 39).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Истец просит включить в ее специальный трудовой стаж следующие периоды:

С 25.07.1988 по 4.08.1988 (10 дней). В указанный период истец работала на Свердловском производственном объединении «ХХХ» в детском саду № Х воспитателем и находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Ответчик отказал ей во включении указанного периода в связи с тем, что в п. 15 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию по выслуге лет» в специальный трудовой стаж включается период нахождения женщин только в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Правовых оснований для включения в стаж отпуска свыше полутора лет, по мнению ответчика, не имеется.

С таким выводом ГУ – УПФ РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга суд не может согласиться в связи со следующим: в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В данном случае отпуск по уходу за ребенком имел место в 1988 году, следовательно, период с 25.07.1988 по 4.08.1988 (10 дней) должен быть принят к зачету в специальный трудовой стаж истца.

Согласно пункту 3 решения об отказе в установлении пенсии (л.д. 9 – 11) в специальный трудовой стаж истца не включен период ее нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 16.08.1993 по 31.08.1993 (16 дней).

По мнению истца, указанный период должен быть зачтен поскольку по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление продолжительности страхового стажа до 1.01.2002 по нормам действовавшего ранее Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». Поскольку работа по трудовому договору включалась в общий трудовой стаж независимо от факта уплаты страховых взносов, истец полагает, что время ее нахождения в отпуске без сохранения заработной платы может быть засчитано в ее страховой стаж, так как указанный период имел место до 1.01.2002.

В судебном заседании установлено, что в спорный период истец работала на производственном объединении «ХХХ» в детском саду – ясли № Х воспитателем. Согласно справке № 196/197 от 16.10.2009 (л.д. 22), выданной ФГУП «ХХХ», в период с 16.08.1993 по 31.08.1993, на основании распоряжения № 109 от 16.08.1993, Канаева И.В. находилась в отпуске без сохранения заработной платы по личной инициативе.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Суд учитывает доводы истца о том, что согласно положениям п. 9 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного Федерального закона. Однако обращает внимание, что время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы засчитывается в общий трудовой стаж. В соответствии с п. 4 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в частности, периоды работы, в течение которых работник подлежал обязательному пенсионному страхованию.

Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 подразумевают включение в специальный трудовой стаж период осуществления именно педагогической деятельности. Включение периода отпуска без сохранения заработной платы в специальный стаж не предусмотрено.

Таким образом, требование истца о включении периода с 16.08.1993 по 31.08.1993 в ее специальный стаж удовлетворению не подлежит.

Согласно п. 2 решения об отказе в установлении пенсии период с 14.09.1994 по 2.10.1995 (1 год 19 дней) не включен в стаж, поскольку учреждение, в котором осуществляла свою деятельность истец в этот период, не включенном в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.

В п. 1.8 раздела 1 Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют воспитатели дошкольных образовательных учреждений: детских садов всех наименований, центров развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.

Судом установлено, что в период с 14.09.1994 по 2.10.1995 истец работала в д/к № Х РайОНО воспитателем (копия трудовой книжки на л.д. 14, справка отдела образования администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга на л.д. 25). В материалах дела также имеется справка № 143 от августа 1998 года (л.д. 24), согласно которой на балансе ПО ХХХ было 14 детских дошкольных учреждений, в том числе сад – ясли № Х, которые зарегистрированы в Статистическом управлении г. Екатеринбурга как сад-ясли и имеют свою печать с тем же наименованием.

Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о тождественности наименований д/к № Х РайОНО и сад-ясли № Х и включить период работы истца в данном учреждении в специальный трудовой стаж.

Решением об отказе в установлении пенсии истцу не включены периоды работы с 1.01.2002 по 29.07.2002 (6 месяцев 29 дней), с 7.08.2002 по 31.08.2002 (25 дней) и 1.01.2007 по 31.12.2007 (1 год). В обоснование указано, что в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, начиная с 1 сентября 2000 года, периоды работы в должностях, указанных в списке, засчитываются в стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы.

Не согласившись с таким выводом ответчика, истец представила суду справку от 7.06.2010 из МОУ Гимназия № Х «ХХХ» (л.д. 17), согласно которой с 1.01.2001 по 31.08.2002 и с 1.09.2006 по настоящее время Канаева И.В. выполняла и выполняет педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы.

Оснований не доверять представленному истцом доказательству у суда не имеется, в связи с чем, суд считает необходимым включить периоды с 1.01.2002 по 29.07.2002 (6 месяцев 29 дней), с 7.08.2002 по 31.08.2002 (25 дней) и 1.01.2007 по 31.12.2007 (1 год) в специальный трудовой стаж истца.

Пунктом 5 решения об отказе в установлении пенсии из специального стажа истца исключен период с 1.01.2010 по 18.01.2010 (18 дней) в связи с тем, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. По данному периоду информация в ГУ – УПФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга отсутствует.

В материалы дела истцом представлены справки из МОУ Гимназия № Х «ХХХй» (л.д. 17) и МУ Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения МОУ Октябрьского района (л.д. 21), согласно которым страховые взносы на обязательное пенсионной страхование перечисляются МОУ Гимназия № Х «ХХХ» в полном объеме не позднее 15 числа каждого месяца.

В связи с чем, отказ во включении периода работы с 1.01.2010 по 18.01.2010 (18 дней) в специальный стаж истца является незаконным, необоснованным и нарушает пенсионные права истца.

Таким образом, на момент обращения истца в ГУ - УПФ РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга ее специальный трудовой стаж составлял 24 года 09 месяцев 22 дня, что не достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В связи с чем, суд отказывает истцу в назначении досрочной трудовой пенсии с февраля 2010 года.

Однако в судебном заседании установлено и подтверждено справкой из МОУ Гимназия № Х «ХХХ» (л.д. 17), что истец работает в МОУ Гимназия № Х «ХХХ» по настоящее время, в связи с чем, право на назначение пенсии, на момент вынесения судом решения, у истца уже возникло.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 235 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Канаевой Ирины Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга о признании права на досрочную трудовую пенсию, включении периодов работы в трудовой стаж и назначении пенсии – удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга включить в трудовой стаж Канаевой Ирины Владимировны периоды работы:

- нахождение в отпуске по уходу за ребенком по достижении им трехлетнего возраста с 25.07.1988 по 4.08.1988 (10 дней);

- с 14.09.1994 по 2.10.1995 (1 год 19 дней) в должности воспитателя в д/к № Х РайОНО;

- с 1.01.2002 по 29.07.2002 (6 месяцев 29 дней) в должности учителя в МОУ Гимназия № Х «ХХХ»;

- с 7.08.2002 по 31.08.2002 (25 дней) в должности учителя в МОУ Гимназия № Х «ХХХ»;

- с 1.01.2007 по 31.12.2007 (1 год) в должности учителя в МОУ Гимназия № Х «ХХХ»;

- с 1.01.2010 по 18.01.2010 (18 дней) в должности учителя в МОУ Гимназия № Х «ХХХ».

Признать за Канаевой Ириной Владимировной право на досрочную трудовую пенсию по старости по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области назначить Канаевой Ирине Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости с мая 2010 года.

В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке, в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Е.В. Грин