о признании бездействия в несоблюдении требований по содержанию и использованию защитных сооружений незаконным, обязании устранить выявленные нарушения действующего законодательства



Дело № 4563/10.

Решение

Именем Российской Федерации

14 октября 2010 года Октябрьский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Поляковой О.М.,

при секретаре Булатовой А.И.,

с участием помощника Свердловского транспортного прокурора Волкова А.В.,

представителя ответчика ОАО «Аэропорт Кольцово» Пачежерцевой Ж.В.,

представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области Захаровой А.В.,

представителя третьего лица ГУ МЧС России по Свердловской области Лукоянова Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора Свердловской области к открытому акционерному обществу «Аэропорт «Кольцово», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности произвести процедуру списания с учета защитных сооружений гражданской обороны,

УСТАНОВИЛ:

Свердловской транспортной прокуратурой в ОАО «Аэропорт Кольцово» проведена проверка исполнения законодательства в сфере использования и распоряжения находящегося в федеральной собственности объектов нежилого фонда – защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту – ЗС ГО), расположенных в <адрес>, служебная территория ОАО «Аэропорт Кольцово»; <адрес> Согласно договору, заключенному между ОАО «Аэропорт Кольцово» и Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее по тексту – МУГИСО) №А-608 от ДД.ММ.ГГГГ «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны», акту приема-передачи имущества вышеназванные защитные сооружения входят в состав объектов нежилого фонда, переданных ОАО «Аэропорт Кольцово» в безвозмездное польование и в силу этого на него возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению.

Проверкой выявлены нарушения требований федерального законодательства, норм и правил эксплуатации, использования, находящихся в федеральной собственности, объектов нежилого фонда ОАО «Аэропорт «Кольцово».

В ЗС ГО, расположенном по адресу: <адрес> выявлено отключение вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения, канализации.

В ЗС ГО, расположенном по адресу: <адрес> литер «В»: не исправна система вентиляции ФП-200; все шесть фильтров требуют замены; аварийный выход зарос деревьями; уплотнительная резина гермодверей не герметична и требует замены.

В ЗС ГО, расположенном по адресу: <адрес>, служебная территория ОАО «Аэропорт «Кольцово»: не исправна система вентиляции ФП-200; все шесть фильтров и электоровентиляторы ЭРВ-49 требуют замены; система водоснабжения отключена; система канализации не исправна; демонтированы санузлы; фекальный насос требует замены. Кроме того, уровень грунтовых вод поднимается до отметки 1 м 20 см, имеются протечки атмосферных осадков, нарушена гидроизоляция, имеются сколы бетона на несущих конструкциях и потолке, лестница входа в ЗС ГО частично нарушена, инженерные системы не окрашены в соответствующие цвета. Требуется капитальный ремонт помещений. Специальное нестандартизированное оборудование требует замены, необходим капитальный ремонт гермодверей и гермоставен. В нарушение Федерального закона «О гражданской обороны», Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 года №583, не обеспечена постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения ЗС ГО к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуациях мирного времени.

Прокурор просит признать бездействие ОАО «Аэропорт «Кольцово», выразившееся в несоблюдение требований по содержанию и использованию трех вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны незаконным; обязать ОАО «Аэропорт Кольцово» устранить выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства.

В судебном заседании помощник Свердловской транспортной прокуратуры Волков А.В. изменил предмет иска, просит суд возложить обязанность на ОАО «Аэропорт Кольцово» в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу произвести процедуру списания с учета защитных сооружений гражданской обороны. Признать бездействие ОАО «Аэропорт «Кольцово», выразившееся в несоблюдение требований по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны, находящихся по адресу: <адрес>, Спутников 6 литер В незаконным. Суду пояснил, изменение предмета иска связано с предоставлением ответчиком ОАО «Аэропорт Кольцово» заключения по обследованию несущих и ограждающих конструкций защитных сооружений, согласно которому экономически и технически восстанавливать объекты ЗС ГО нецелесообразно, так как убежище расположено в заболоченной местности в непосредственной близости от грунтовых вод, в период очередного полноводья опять приведет к затоплению объекта и выводу всех систем жизнеобеспечения из строя и обрушению несущих конструкций.

Представитель Свердловской транспортной прокуратуры Волков А.В. от требований к ОАО «Аэропорт Кольцово» в части понуждения к устранению выявленных нарушений в защитном сооружении, расположенном по адресу: <адрес> литер В отказался в связи с добровольным устранением нарушений ответчиком. Производство по делу в этой части прекращено.

Представитель ответчика ОАО Аэропорт «Кольцово» Пачежерцева Ж.В исковые требования не признала, в обоснование возражений указала, что требование, заявленное прокурором о списании с учета ЗС ГО основано на требованиях Инструкции «О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны», а также в соответствии с методическими рекомендациями «По организации подготовки и порядку рассмотрения представляемой на согласование документации на списание с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными МЧС РФ. Прокурор не вправе ссылаться на указанные документы, так как документы не зарегистрированы в Министерстве юстиции, не опубликованы, не влекут правовых последствий и не могут являться основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Кроме того, в указанных актах отсутствует прямое указание на то, что организация, которой в пользование были переданы объекты должна инициировать и производить списание объектов и на ОАО «Аэропорт Кольцово» возлагаться не могут. Списанием, согласно указанных выше актов занимается комиссия.

Защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности. Территориальное управление федерального агентства по управлению имуществом в Свердловской области, выступающее от имени собственника должно принять решение о списание данных объектов. Договором № А-608 от 30.08.2001г ОАО «Аэропорт Кольцово» не уполномочено совершать действия по списанию данных объектов в случае прихода их в негодность. Договор между ОАО «Аэропорт Кольцово» и Территориальным управлением федерального агентства по управлению имуществом в Свердловской области по списанию не заключался. На основании изложенного, полагает, что ОАО «Аэропорт Кольцово» является ненадлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, защитное сооружение, расположенное по адресу: Спутников,6 в связи со списанием, на основании акта Администрации Октябрьского района г.Екатеринурга уже не является объектом гражданской обороны, а является иным объектом недвижимости передача которого осуществляется на конкурсной основе с определением с соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности стартового размера арендной платы. В связи с этим договор в части безвозмездного пользования вышеуказанного объекта недействителен в силу его ничтожности.

Территориальное управление федерального агентства по управлению имуществом в Свердловской области (далее ТУ Росимущества) привлечено к участию в деле в качестве соответчика полагает что является ненадлежащим ответчиком. Представитель Захарченко А.В. в отзыве на иск указала и в судебном заседании пояснила, согласно Положения о ТУ Росимущества, реализация функций собственника в отношении казны только если это прямо предусмотрено нормативными актами Правительства Российской Федерации. В остальных случаях правомочия собственника осуществляются в соответствии с планом работы, утвержденным Росимуществом по его поручению, в связи с чем требования прокурора выходят за полномочия ТУ Росимущества и в исковом заявлении не указана ни одна норма, прямо возлагающая на ТУ Росимущества в Свердловской обязанности по списанию объектов ГО ЧС. Согласно инструкции о порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны от 18.10.1996 г, инициатива по списанию объектов ГО ЧС возложена на фактического владельца (балансодержателя), а представитель уполномоченного органа (Росимущества) лишь входит в комиссию по списанию объектов ГО ЧС, которая в свою очередь формируется Приказами начальников гражданской обороны. Просила в иске к ТУ Росимущества в Свердловской области отказать.

Третье лицо - Министерство по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания, просил данное дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.23). Направил в суд возражение по иску на л.д.93-94, 127-128 т.2. и указал, что на сегодняшний день полномочия собственника от имени Российской Федерации в Свердловской области осуществляет Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.

Представитель третьего лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Свердловской области Лукоянов Э.С. требования прокурора поддержал.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования транспортного прокурора подлежат отклонению полностью по следующим основаниям.

Прокуратура в силу ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 года №28-ФЗ гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военный действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с разделом III приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации отт 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ» объекты гражданской обороны относятся к федеральной собственности.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между АОА «Аэропорт Кольцово» в лице генерального директора Кириллова Ю.П. и Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в лице министра Голубицкого заключен договор №А-608 «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны» (л.д. 20-22 т1). Согласно п.1 указанного договора предприятие ОАО «Аэропорт Кольцово» приняло по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе защитные сооружения гражданской обороны по <адрес> и <адрес>», а также служебная зона - территории ОАО «Аэропорт «Кольцово».

Таким образом, орган государственной власти в лице Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее МУГИСО) распорядился объектом федеральной собственности, передав в безвозмездное пользование ОАО «Аэропорт Кольцово» в рамках полномочий, делегированных ему Приказом Министерства имущественных отношений Российской Федерации № 133 от 18.11.2000г «О наделении Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области полномочиями территориального органа Министерства имущественных отношений Российской Федерации» ( л.д.95 т.2) и Соглашением от 19 мая 2000 года «Об обязательствах Министерства государственного имущества Российской Федерации и Губернатора Свердловской области при наделении Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области полномочиями территориального органа Министерства имущественных отношений Российской Федерации».

Указанные полномочия исполнялись МУГИСО до принятия Министерством имущественных отношений Российской Федерации приказа № 17 от 21.01.2004 г. «О территориальном управлении министерства имущественных отношений Российской Федерации по Свердловской области».

Из перечисленного следует, что защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в <адрес>, служебная территория ОАО «Аэропорт Кольцово»; <адрес>; <адрес> являются объектами федеральной собственности.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области осуществляет полномочия собственника от имени Российской Федерации в Свердловской области на основании Положения, утвержденного Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 63 от 05 марта 2009 года.

Свердловской транспортной прокуратурой в ОАО «Аэропорт Кольцово» проведена проверка исполнения законодательства в сфере использования и распоряжения находящегося в федеральной собственности защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в <адрес>, служебная территория ОАО «Аэропорт Кольцово»; <адрес>; <адрес>. В ходе проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства, норм и правил эксплуатации, использования, находящихся в федеральной собственности спорных объектов в связи с чем заявлено требование о понуждении ответчика ОАО «Аэропорт Кольцово» в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу произвести процедуру списания с учета защитных сооружений гражданской обороны.

В обоснование своих требований Свердловский транспортный прокурор ссылается на Инструкцию «О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны», утвержденной Министерством Российской Федерации РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 18.10.1996г, с также на с методическими рекомендациями «По организации подготовки и порядку рассмотрения представляемой на согласование документации на списание с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными МЧС РФ от 21.06.2007 года № 1-4-60-5-14.

Из анализа Инструкции «О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны», методических рекомендаций «По организации подготовки и порядку рассмотрения представляемой на согласование документации на списание с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны», следует, что прямое указание на то, что организация, в пользование которой были переданы объекты, должна инициировать и производить процедуру списания отсутствует.

Как установлено выше спорные защитные сооружения ГО ЧС являются объектами федеральной собственности.

В силу п.1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В методических рекомендациях, документация на списание ЗС ГО предоставляется заинтересованными организациями. ОАО «Аэропорт Кольцово» такой заинтересованной организацией не является.

Кроме того, согласно п.3 указанной Инструкции от 18.10.1996 года для определения состояния ЗС ГО, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание на объектах экономики приказами начальников гражданской обороны создаются комиссии.

В состав комиссии необходимо включать:

главного инженера или заместителя руководителя (председатель комиссии);

лиц, на которых возложена ответственность за сохранность ЗС ГО;

представителя органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления;

представителя территориального комитета по управлению государственным имуществом;

представителя организации, выдающей заключение о состоянии ЗС ГО.

Таким образом, списанием указанных объектов занимается комиссия и ОАО «Аэропорт Кольцово» не может самостоятельно произвести процедуру списания.

Как видно из пункта п.4.1 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, утвержденного Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 63 от 05 марта 2009 года ТУ Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации) отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными актами Правительства Российской Федерации.

Полномочия ТУ Росимущества на списание с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны не предусмотрена правовыми актами Правительства Российской Федерации, а согласно Инструкции о порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны от 18.10.1996 года представитель уполномоченного органа (Росимущества) лишь входит в комиссию по списанию объектов ГО ЧС.

Таким образом, ни ОАО «Аэропорт Кольцово», ни территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области не имеют полномочий на списание с учета пришедших в негодность защитных сооружений, следовательно, являются ненадлежащими ответчиками по данному делу.

В соответствии с п.13 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характер, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Свердловским транспортным прокурором заявлен иск в интересах неопределенного круга лиц. Нарушение интересов неопределенного круга выражается в том, что защитное сооружение гражданской обороны находится в таком состоянии, что не может быть использовано по назначению, что не обеспечивает безопасности граждан. Права граждан будут соблюдены и безопасность гарантирована, при надлежащем содержании и эксплуатации спорных объектов, готовности его использования по прямому назначению, именно в качестве защитного сооружения гражданской обороны. Между тем, Свердловский транспортный прокурор обратился с иском в суд о списании указанных защитных сооружений в связи с экономической нецелесообразности их восстановления в интересах собственника, что безусловно не восстановит прав граждан на безопасность, права неопределенного круга лиц не будут соблюдены.

Вместе с тем, собственник указанных защитных сооружений гражданской обороны, являющихся федеральной собственностью, с таким требованием не обращался. Требований в интересах Российской Федерации Свердловский транспортный прокурор не заявлял.

При таких обстоятельствах, суд полагает Свердловский транспортный прокурор избрал негодный способ для защиты прав, свобод и законных интересов указанного в иске в качестве истца неопределенного круга лиц. На основании изложенного, требования Свердловского транспортного прокурора необоснованно, в иске следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Свердловского транспортного прокурора Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Аэропорт Кольцово», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности произвести процедуру списания с учета защитных сооружений гражданской обороны, - отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Екатеринбурга.

Судья О.М. Полякова.