о взыскании излишне уплаченных средств, компенсации морального вреда, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами



Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2010 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2010 года г. Екатеринбург

Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области, в составе председательствующего судьи Рябчикова А. Н., при секретаре Чечулиной Н. В., с участием сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурахиной Натальи Александровны к Закрытому акционерному обществу «Предприятие «Чусовское озеро» о взыскании излишне уплаченных денежных средств, компенсации морального вреда, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Истец Мурахина Н. А. обратилась с иском к ЗАО «Предприятие «Чусовское озеро» о взыскании излишне уплаченных денежных средств, компенсации морального вреда, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. В обоснование заявленных требований указав, что **** года был заключен инвестиционный договор на долевое участие в строительстве № ****, по условиям которого Мурахина Н. А. как инвестор обязалась произвести финансирование строительства двухкомнатной квартиры общей площадью **** кв.м., в том числе 1/3 доли нежилого помещения (тамбура) площадью ****кв.м. на **** (литер Г) этаже в четвертой секции застройки квартала по ул. ****в г. Екатеринбурге, а предприятие в лице ответчика – обеспечить строительство указанных объектов недвижимости и передать квартиру и долю нежилого помещения, а также документы, необходимые для регистрации права собственности. В соответствии с дополнительными соглашениями № 1 от ****, № 2 от ****стороны уточнили, что предметом договора является двухкомнатная квартира № **** на **** этаже дома № **** по ул. **** в г. Екатеринбурге, приведённой площадью ****кв.м., общей площадью ****кв.м., жилой площадью ****кв.м., площадью лоджии с учётом понижающего коэффициента 2,3 кв.м., а также невыделенная в натуре доля в праве обще собственности на нежилые помещения. Пунктами 2.1 и 2.3 договора стороны установили, что стоимость квартиры определяется из расчёта приведённой площади квартиры, умноженной на цену одного квадратного метра, которая составляет **** рублей. Истец свои обязательства по договору исполнил в полном объёме, уплатив сумму в размере **** рублей, что подтверждается соответствующими квитанциями к приходному кассовому ордеру. Ответчик принятые на себя обязательства исполнил ненадлежащим образом, поскольку в соответствии с кадастровым паспортом помещения и свидетельством о государственной регистрации права в собственность истца передана квартира общей площадью **** кв.м., в то время как им оплачена стоимость ****кв.м. Поскольку площадь переданного истцу жилого помещения меньше площади квартиры, оплаченной по договору, истец вправе требовать от ответчика возврата разницы в стоимости оплаченной и предоставленной квартиры в размере **** рублей. **** года истец вручил ответчику претензию с требованием о возврате фактической переплаты по договору. Поскольку ответчик отказался от удовлетворения требований в добровольном порядке, истец просит суд взыскать с ответчика излишне оплаченную сумму в размере **** рублей, компенсацию морального вреда в размере **** рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере **** рублей.

В судебном заседании истец Мурахина Н. А., представитель истца Демченкова О. А. иск поддержали по указанным в нем основаниям, уточнив заявленные требования, просили также взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере **** рублей. Кроме того, указали, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области требования истца признаны обоснованными.

Представитель ответчика Верпатова Е. М. в судебном заседании иск не признала. Поддержав доводы ранее представленного отзыва, пояснила, что ответчик ведёт строительство многосекционного жилого дома в квартале улиц Декабристов-Белинского-Тверитина в г. Екатеринбурге. В связи с этим заключает с гражданами инвестиционные договоры, согласно которым осваивает предоставленный земельный участок, обеспечивает строительство дома в целом, производит все необходимые бюджетные отчисления, связанные с застройкой квартала, и передаёт гражданину (инвестору) квартиру для последующего оформления права собственности. Заключаемые договоры не являются договорами подряда, так как отличаются и по предмету договора, и по обязательствам сторон, и по принципам налогообложения. С истцом был заключен аналогичный договор. При его подписании истец был ознакомлен с планом застройки квартала, возводимых секций и квартиры. Истец выбрал квартиру с балконом и такой секции, где квартиры дополнительно имеют подсобные помещения (тамбуры). Оплата балкона осуществлялась с понижающим коэффициентом от стоимости квадратного метра квартиры. Подсобные помещения (тамбуры), являющиеся общей долевой собственностью (по 1/3 доли без выдела доли в натуре) владельцев квартир, к которым прилегает это подсобное помещение (тамбур), оплачиваются с понижающим коэффициентом 0,5 от стоимости квадратного метра самой квартиры. Свердловским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» на секцию дома, где расположена выбранная истцом квартира, был составлен технический паспорт, эта секция введена в эксплуатацию. Согласно данным технического паспорта и акту приёма-передачи квартиры, предприятие фактически передало, а истец принял квартиру, состоящую из двух комнат, с балконом и подсобным помещением (тамбуром). Общая площадь квартиры **** кв.м., балкона – **** кв.м. (оплачено с понижающим коэффициентом 2,3 кв.м.), тамбура – **** кв.м. (оплачено 1/3 площади тамбура с понижающим коэффициентом 1,9 кв.м.). Всего площадь, подлежащая оплате по договору, составила **** кв.м. Балкон и подсобное помещение (тамбур), прилегающие к квартире, предназначены для обслуживания квартиры и связаны с нею общим назначением, то есть по ст.135 Гражданского кодекса Российской Федерации являются принадлежностью квартиры как главной вещи и технически неразрывно с нею связаны. В соответствии с договором предприятие выдало истцу пакет документов, необходимый для оформления права собственности на квартиру из двух комнат, с балконом и подсобным помещением (тамбуром), а именно: акт приёма-передачи, справку об оплате, дополнительное соглашение о присвоении милицейского адреса. При заключении договора стороны определили объект инвестирования и порядок оплаты, истцу предали квартиру соответствующую договору.

Заслушав объяснения сторон, изучив письменные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи со следующим.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что ответчик ведёт строительство многосекционного жилого дома в квартале улиц **** в г. Екатеринбурге, что подтверждается Постановлением Главы города Екатеринбурга, приказом МУГИСО, договором аренды земельного участка, кадастровым планом, находящимися в материалах дела.

**** года был заключен инвестиционный договор на долевое участие в строительстве № ****, по условиям которого Мурахина Н. А. как инвестор обязалась произвести финансирование строительства двухкомнатной квартиры общей площадью **** кв.м., в том числе 1/3 доли нежилого помещения (тамбура) площадью ****кв.м. на **** (литер Г) этаже в четвертой секции застройки квартала по ул. **** в г. Екатеринбурге, а предприятие в лице ответчика – обеспечить строительство указанных объектов недвижимости и передать квартиру и долю нежилого помещения, а также документы, необходимые для регистрации права собственности. Пунктами 2.1 и 2.3 договора стороны установили, что стоимость квартиры определяется из расчёта приведённой площади квартиры, умноженной на цену одного квадратного метра, которая составляла **** рублей. Доля нежилого помещения – тамбура оплачивалась с коэффициентом 0,5.

Дополнительными соглашениями № 1 от ****, № 2 от ****стороны уточнили, что предметом договора является двухкомнатная квартира № **** на **** этаже дома № **** по ул. **** в г. Екатеринбурге, приведённой площадью ****кв.м., общей площадью ****кв.м., жилой площадью ****кв.м., площадью лоджии с учётом понижающего коэффициента 2,3 кв.м., а также невыделенная в натуре доля в праве обще собственности на нежилые помещения.

Истец свои обязательства по договору исполнил в полном объёме, уплатив сумму в размере ****рублей, что подтверждается соответствующими квитанциями к приходному кассовому ордеру, находящимися в материалах дела.

С ****года секция дома, где расположена квартира истца, введена в эксплуатацию. Квартира № **** на **** этаже дома № **** по ул. **** в г. Екатеринбурге, приведённой площадью ****кв.м., общей площадью ****кв.м., жилой площадью ****кв.м., площадью лоджии с учётом понижающего коэффициента 2,3 кв.м. передана ответчиком истцу по Акту от ****года. Тем же Актом ответчик передал, а истец принял невыделенную в натуре долю в праве общей собственности на нежилые помещения, являющиеся местами общего пользования, дома **** по ул. **** в г. Екатеринбурге, размер которой определяется в договоре о предоставлении коммунальных и эксплуатационных услуг. Оговорено право инвестора владеть, пользоваться и распоряжаться местами общего пользования в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации и локальным актом, заключаемыми между собственниками помещений жилого дома **** по ул. **** в г. Екатеринбурге. В п.3 Акта стороны согласовали, что взаиморасчёты между ними произведены полностью, претензий друг к другу по условиям договора они не имеют.

Согласно данным технического паспорта и акту приёма-передачи квартиры, предприятие фактически передало, а истец принял квартиру, состоящую из двух комнат, с балконом и подсобным помещением (тамбуром). Общая площадь квартиры ****кв.м., балкона – ****кв.м. (оплачено с понижающим коэффициентом 2,3 кв.м.), тамбура – ****кв.м. (оплачено 1/3 площади тамбура с понижающим коэффициентом 1,9 кв.м.). Балкон и подсобное помещение (тамбур), прилегающие к квартире, предназначены для обслуживания квартиры, связаны с нею общим назначением, и технически неразрывно с нею связаны.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии переплаты по договору и, соответственно, оснований для взыскания денежных средств в пользу истца.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Суд не может согласиться с доводами истца о том, что дополнительными соглашениями положение об инвестировании истцом строительства тамбура из предмета договора было исключено, так как данное условие в тексте дополнительного соглашения отсутствует, следовательно, сторонами не согласовано. Суд находит обоснованными выводы ответчика о том, что дополнительными соглашениями предмет договора инвестирования не изменялся, а уточнялся (конкретизировался) объект инвестирования в части указания милицейского адреса квартиры, точной площади объекта по данным технической инвентаризации БТИ.

В данном случае стороны исполнили взятые на себя обязательства по инвестиционному договору на долевое участие в строительстве № **** в соответствии с его условиями и требованиями закона. Утверждение истца о нарушении его прав не нашло подтверждения в судебном заседании.

Согласно раздела 2 Положения о порядке пользования общим имуществом собственников в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу г. Екатеринбург, ул. ****, д. ****, тамбуры – помещения, расположенные в жилом комплексе, обслуживающие конкретные квартиры, возведённые на средства собственников этих квартир согласно договоров долевого участия в инвестировании строительства. Тамбуры по решению собственников помещений жилого комплекса переданы во владение и пользование собственникам квартир, обслуживаемых данными тамбурами. Собственник квартиры, обслуживаемой тамбуром, не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в указанной тамбуре. Право пользования и владения тамбурами следует судьбе прав собственности на квартиры, обслуживаемые тамбурами. При переходе прав собственности на квартиру, обслуживаемую тамбуром, новый собственник указанной квартиры приобретает права на владение и пользование тамбуром, аналогичные правам предыдущего собственника такой квартиры. Аналогичное право применяется при сдаче в наём квартиры.

Таким образом, право истца по пользованию оплаченной долей нежилого помещения – тамбура – ответчиком не нарушено.

Разрешая вопрос о правомерности взыскания компенсации морального вреда, неустойки за пользование чужими денежными средствами, а также судебных расходов, суд не находит оснований для удовлетворения данных требований, так как ранее судом установлено отсутствие нарушений прав истца действиями ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Мурахиной Натальи Александровны к Закрытому акционерному обществу «Предприятие «Чусовское озеро» о взыскании излишне уплаченных денежных средств, компенсации морального вреда, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в мотивированном виде путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий: А. Н. Рябчиков