Решение по иску о восстановлении срока за выплатой средств пенсионных накоплений.



Гражданское дело №2-983/11

Мотивированное решение изготовлено 28.03.2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2011 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Карпинской А.А., при секретаре Прохоровой Т.А., с участием истца Свяжиной Н.Г., представителя истца Логинова А.П., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Лясковской Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свяжиной Н. Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о восстановлении срока за выплатой средств пенсионных накоплений,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявления Свяжина Н.Г. указала, что после смерти своего супруга Свяжина В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, перебирая домашний архив документов, обнаружила на его имя страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, узнала, что на его индивидуальном лицевом счете остались средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Полагала, что обратившись к нотариусу в течение шести месяцев, она примет всё наследство супругов, где бы оно не заключалось и в чём бы оно не находилось, однако в последствие узнала, что факт принятия наследства в соответствии с «Правилами выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений» юридического значения не имеет, несмотря на прямое указание ст. 1152 ч.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Неясность правового механизма подачи заявления и выплаты средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта умершего застрахованного лица, а также незнание о наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счёта умершего застрахованного лица, супругой которого она является стали причинами пропуска установленного шестимесячного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений. В этой связи просила суд восстановить ей пропущенный срок для подачи заявления о выплате средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица Свяжина В.А., умершего 19.03.2009 года.

В судебном заседании истица Свяжина Н.Г., её представитель Логинов А.П. настаивали на требованиях. Истица Свяжина Н.Г. пояснила, что в шестимесячный срок она и свекровь (мать супруга) Свяжина О.С., обратились к нотариусу для получения наследства, но в территориальный пенсионный фонд ни одна из них не обращалась, поскольку не знали, что на его индивидуальном лицевом счете остались средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В новогодние каникулы 2011 года, перебирая архив, она случайно наткнулась на страховое свидетельство государственного пенсионного страхования на имя Свяжина В.А., после чего узнала, что правопреемники вправе получить средства пенсионных накоплений, находящихся на лицевом счёте умершего застрахованного лица. Полагал, что причина пропущенного срока должна быть признана судом уважительной еще и потому, что она приняла наследство своего супруга в шестимесячный срок, а о том, что на его счете находились средства пенсионных накоплений её никто не информировал и не поставил в известность, поэтому своевременного обратиться в территориальный пенсионный орган она не смогла.

Третье лицо Свяжина О.С. в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.

Ответчик ГУ-УПФ РФ в Чкаловском районе г.Екатеринбурга в лице представителя Лясковоской Н.А. с исковыми требованиями Свяжиной Н.Г. не согласилась, в обоснование возражений указала, что выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица в соответствии с п.9 «Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 года №741, осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору правопреемника в течение 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица, аналогичные правила установлены в п.3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Истица в течение шести месяцев со дня смерти своего супруга, застрахованного лица Свяжина В.А. с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в УПФ РФ в Чкаловском районе г.Екатеринбурга не обращалась. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абз.2 п.3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Согласно п.1 ст. 1155 ГК РФ срок принятия наследства может быть восстановлен судом, если он пропущен по уважительной причине.

Заслушав стороны, показания свидетеля Ермака А.А., исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу, что исковые требования Свяжиной Н.Г. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Свяжина В. А., ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти , выданное отделом ЗАГСа администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга 20.03.2009 года (л.д.11)), являлся застрахованным лицом, то есть лицом, на которое распространялось обязательное пенсионное страхование, и за которое уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. После его смерти наследниками (правопреемниками) по закону являются его мать - Свяжина О.С. и супруга Свяжина Н.Г., с которой брак заключен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о браке серии , выданным 04.10.1996 года отделом ЗАГСа г. Туринска (л.д.9).

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым указанного пункта (абзац второй п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ).

Порядок обращения правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица законодательно урегулирован Постановлением Правительства № 741 от 03.11.2007 года, которым утверждены «Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений» (далее по тексту - Правила) осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лиц.

Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок (пункт 9 Правил). Этот срок, как уже было указано судом выше, установлен Федеральным законом от 09.05.2005 № 48-ФЗ (вступил в силу 24.05.2005), внесшим изменения в вышеназванный Федеральный закон от 24.07.2002 года №111-ФЗ.

Согласно пункта 2 Правил, "правопреемники по закону" - это родственники умершего застрахованного лица, которым выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится независимо от возраста и состояния трудоспособности в следующей последовательности: в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям) (правопреемники по закону первой очереди).

Правопреемники имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования), в случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений (пункт 3 Правил, в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 635).

Восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит.

В вопросе 3 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2008 года» указано, что при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять, какие причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.

Обстоятельством, имеющим значение для дела, является уважительность причин пропуска срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, сам размер таких накоплений, учтенных на индивидуальном лицевом счете умершего застрахованного лица, юридического значения для дела не имеет.

Установленный законодателем срок со дня смерти Свяжина В.А. – 19.03.2009 года истек 19.09.2009 года, с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений правопреемники по закону в установленный срок в территориальный пенсионный фонд не обратились.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истца, являясь одним из наследников Свяжина В.А. в соответствии с требованиями ст. ст. 1154, 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла наследство по закону в виду 1\2 доли в праве собственности на <адрес>, находящейся по адресу: <адрес>, а также денежные средства - налоговый вычет на сумму 33457 рублей (л.д.10, 11).

Хотя по смыслу «Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений» для получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счёта умершего застрахованного лица, не имеет юридического значения факт принятия другого наследства, вместе с тем для разрешения дела указанные обстоятельства, безусловно, должны быть приняты судом во внимание, поскольку указанные действия наследника (правопреемника по закону первой очереди) по приятию наследства были направлены на то, чтобы принять всё наследство после смерти Свяжина В.А. на день открытия наследства.

К тому же, как указала истица, она не знала о своём праве на получение средств пенсионных накоплений своего супруга, а обнаружив в январе 2011 года страховое свидетельство государственного пенсионного страхования на имя Свяжина В.А., она предприняла все действия для получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счёта умершего застрахованного лица.

О том, что истица Свяжина Н.Г. обнаружила страховое свидетельство в январе 2011 года, подтвердил в ходе судебного заседания свидетель Ермак А.А., который указал, что при нём Свяжина Н.Г., в семейных документах обнаружила пластиковую карту - свидетельство государственного пенсионного страхования на имя Свяжина В.А.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд пришёл к выводу, что причины пропущенного истицей срока могут быть признаны судом уважительными, восстановление правопреемнику срока на получение средств пенсионных накоплений, находящихся на индивидуальном лицевом счёте умершего застрахованного лица ничьих прав и законных интересов не нарушит, напротив, таким решением будут восстановлены права правопреемника, обратившись бы он с таким заявлением в установленный законом срок, такая выплата была бы ей произведена территориальным пенсионным органом.

Наличие исключительных обстоятельств, связанных как с личностью, так и с семейной трагедией правопреемника Свяжиной Н.Г., утрата ею супруга, с которым вела общее хозяйство 12 лет, нравственные страдания, воспоминания и переживания об утрате близкого человека, все эти обстоятельства, безусловно, также можно отнести к уважительности пропущенного срока, что позволяет суду восстановить Свяжиной Н.Г. срок для обращения с заявлением о выплате оставшихся средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего Свяжина В.А.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Свяжиной Н. Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о восстановлении срока за выплатой средств пенсионных накоплений – удовлетворить.

Восстановить Свяжиной Н. Г. срок обращения в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Свердловской области за выплатой средств пенсионных накоплений Свяжина В. А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня получения мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий: Карпинская А.А.