Решение по иску о включении периодов работы в медицинский стаж, об обязывании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.



Гражданское дело № 2-894/2011

Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2011 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Карпинской А.А., при секретаре Прохоровой Т. А., с участием истца Хамкиной Е. А., представителя третьего лица МУ «Станция скорой медицинской помощи имени В.Ф. Капиноса» Альпер Л.М., действующей на основании доверенности №4/01 от 02.06.2010 года, представителя ответчика Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области Коневой Н. П., действующей на основании доверенности №21 от13.12.2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хамкиной Е. А. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о включении периодов работы в медицинский стаж, об обязывании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований Хамкина Е. А. указала, что 02.12.2010 года обратилась в Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (далее по тексту ГУ – УПФ РФ в Октябрьском районе г. Екатеринбурга) за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности. Однако Комиссией Управления Пенсионного фонда было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ей (истице) было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что у нее на момент обращения не было 30 – летнего медицинского стажа, в ее специальный медицинский стаж в льготном исчислении не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности фельдшера выездной реанимационной бригады «Станции скорой и неотложной медицинской помощи», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности фельдшера выездной реанимационной бригады муниципального учреждения «Скорая медицинская помощь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности фельдшера выездной реанимационной бригады, фельдшера отделения анестезиологии – реанимации в муниципальном учреждении «Станция скорой медицинской помощи», поскольку наименование должности и учреждения не предусмотрено Списками, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации № 1066 от 22.09.1999 года и № 781 от 29.10.2002 года.

Истица не согласна с отказом ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, а также в зачёте вышеуказанных периодов в льготном исчислении, указала, что на должность медицинской сестры реанимационного отделения назначается лицо, имеющее законченное среднее медицинское образование по специальности «медицинская сестра». В обязанности медицинской сестры реанимационного отделения входит оказание экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим на месте и в пути следования в стационар, выполнение всех назначений врача, умение пользования медицинской аппаратурой (в том числе кислородно – дыхательной аппаратурой, которая применяется только в реанимационном отделении), инструментарием, участие в даче наркоза. Фельдшер отделения анестезиологии – реанимации при отсутствии врача анестезиолога – реаниматолога имеет право выполнять его функции, она имела дополнительные отпуска и доплаты за особые условия труда.

В зачёт специального стажа не были включены курсы повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С исключением указанных периодов истец также не согласилась, указала, что деятельность по оказанию медицинской помощи по своему характеру требует поддержании квалификации лиц, оказывающих такую помощь, на высоком профессиональном уровне. Периодичность прохождения курсов повышения квалификации (специализации) установлена Основами законодательства о труде. Указала, кроме того, что в период прохождения усовершенствования за нею сохранялось место работы и выплачивалась средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Прохождение курсов повышения квалификации входит в должностные обязанности медицинских работников. Указала, что всегда работала в одном учреждении здравоохранения, которое меняло лишь своё наименование, но характер выполняемой работы не менялся. Основанием для назначения досрочной трудовой пенсии является не наименование учреждения или должности, а характер осуществляемой деятельности.

Истец Хамкина Е. А. считает решение ГУ – УПФ РФ в Октябрьском районе г. Екатеринбурга об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и необоснованным, просила суд включить в специальный медицинский стаж указанные спорные периоды работы, признать за ней право на пенсию и обязать ГУ – УПФ РФ в Октябрьском районе г. Екатеринбурга назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения, с 02.12.2010 года.

В судебном заседании Хамкина Е. А. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи имени В.Ф. Капиноса» в лице его представителя Альпер Л.М. исковые требования Хамкиной Е.А. поддержала, указала, что фактически в реанимационных бригадах (отделении анестезиологии-реанимации) медсёстры не работают, поскольку их заменяют фельдшерами, прошедшими курсы по сестринскому делу в анестезиологии и реанимации, и имеющими больший объем работы, в частности в отсутствие врача анастезиста-реаниматолога выполняют его обязанности. В соответствии с приложением 11 к приказу Минздрава СССР от 29.12.1984 года №1490 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованияю скорой и неотложной медицинской помощи населению» на основании письма Минздрава СССР от 06.01.1987 года №2-14/1-14 «О порядке организации специализированных бригад скорой медицинской помощи» разрешается устанавливать соответственно вместо должностей медицинская сестра-анастезист специализированных анестезиолого-реанимационных бригад должности фельдшеров. Поэтому полагает, что по характеру выполняемой работы фельдшер в реанимационных бригадах (отделении анестезиологии-реанимации) должен быть зачтён в стаж в льготном исчислении 1 год работы считать за 1 год 6 месяцев. Также указала, что истица является не первой, которая претендует на включение спорного периода в стаж, за многими работниками по решению судов получают досрочные пенсии.

Ответчик ГУ – УПФ РФ в Октябрьском районе г. Екатеринбурга в лице представителя Коневой Н. П., исковые требования не признала, просила отказать в связи с тем, что у истицы в её лечебной деятельности на момент обращения в Пенсионный фонд с заявлением не было 30 – летнего трудового медицинского стажа. Указал, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж работы истца, поскольку законодательством дается исчерпывающий перечень периодов, которые подлежат включению в специальный стаж работы, нахождение на курсах свидетельствует о том, что истица имела отвлечения от лечебной деятельности.. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в специальный стаж работы истца, поскольку указанные периоды включены в специальный стаж работы истца в календарном исчислении и не могут быть включены в льготном исчислении, поскольку наименование учреждения и должности не предусмотрены Списком № 464 для льготного исчисления стажа, не перечислены они и в Постановление Правительства Российской Федерации № 1066 от 22.09.1999 года и № 781 от 29.10.2002 года. На основании указанных доводов ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требовании в полном объеме.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим законом. Изменения условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовой пенсии осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий закон.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно части 1 ст. 19 данного Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что досрочная трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного законодателем, назначается лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ).

Согласно пунктов 4 и 5 пп. «б» Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781 (далее по тексту-Правила), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работ, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке засчитывается в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работающим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется – Перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

«Перечнем структурных подразделениях учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев» перечислены отделения анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пункте 1-6…», в разделе 1.2 «Наименование структурных подразделений» указаны отделения (группы, палаты, выездные бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии – реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в п. 1 – 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 – 30 Списка, утвержденного указанным Постановлением, в котором в разделе 1.16 указаны станции, в том числе «станции скорой медицинской помощи», «станции скорой и неотложной медицинской помощи». Кроме того, в указанном Перечне в разделе 1.2 «Наименование должностей» указаны «медицинские сестры – анестезисты».

Решением ГУ-УПФ РФ в Октябрьском районе г.Екатеринбурга в зачёт специального (медицинского) стажа Хамкиной Е.А. включено в календарном исчислении периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 25 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 17 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 9 дней) – в должности фельдшера выездной реанимационной бригады «Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 11 месяцев 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 3 дня) – в должности фельдшера выездной реанимационной бригады Муниципального учреждения «Скорая медицинская помощь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 17 дней) – в должности фельдшера выездной реанимационной бригады Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев 19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 1 месяц 8 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев 7 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 18 дней) – в должности фельдшера отделения анестезиологии – реанимации Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи (с ДД.ММ.ГГГГ – МУ «Станция скорой медицинской помощи им. В. Ф. Капиноса»).

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Согласно Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в котором указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно – профилактического и санитарно – эпидемиологического учреждения всех форм собственности. Исчисление сроков выслуги лет для среднего медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии – реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии производится из расчета один год работы в этих должностях за 1 год 6 месяцев специального стажа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 утвержден Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико – санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право 1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев, где в разделе 1.2 «Наименование структурных подразделений» указаны отделения (группы, палаты, выездные бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии – реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальный учреждений, предусмотренных в п. 1 – 5, 7, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 28 – 31 Списка, утвержденного указанным Постановлением, в котором в разделе 1.16 указаны станции, в том числе «станции скорой медицинской помощи». Кроме того, в указанном выше Перечне в разделе 1.2 «Наименование должностей» указаны «медицинские сестры – анестезисты».

В период действия указанного Постановления применялся Приказ Минздрава Российской Федерации от 03.11.1999 года № 395, которым была утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, где в разделе 1 пп. 1.5 «Наименование учреждения» указаны учреждения скорой медицинской помощи, а именно «станции скорой медицинской помощи».

Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 года № 377 утверждена Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, согласно которой в качестве среднего медицинского персонала указан «фельдшер».

Согласно Положения «О фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи», утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 года № 100, в должностные обязанности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи входит оказание скорой медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационар, оказание скорой медицинской помощи в соответствие с утвержденными нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи, умение пользоваться медицинской аппаратурой, техникой наложения повязок и методов проведения базовой сердечно – легочной реанимации, владения техникой снятия кардиограмм и т.д.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.05.2006 года № 435 было установлено тождество наименований должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи», наименованию должности «фельдшер», предусмотренному Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст.ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня.

Согласно трудовой книжки истца Хамкиной Е. А. (л.д. 13 – 17), ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в должности фельдшера выездной кардиологической бригады станции скорой помощи «Городской клинической больницы СМП» (графа № 13), с ДД.ММ.ГГГГ «Городская станция скорой и неотложной медицинской помощи» выведена из состава ГКБСМП и переведена в ССиНМП г. Свердловска, ДД.ММ.ГГГГ истец переведена на должность фельдшера выездной реанимационной бригады (графа № 15), ДД.ММ.ГГГГ учреждение переименовано в Муниципальное учреждение «Скорая медицинская помощь», с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи», ДД.ММ.ГГГГ истец переведена на должность фельдшера отделения анестезиологии – реанимации, с ДД.ММ.ГГГГ муниципальной учреждение переименовано в Муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи им. В. Ф. Капиноса».

В силу справки о переименовании от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Муниципальным учреждением «Станция скорой медицинской помощи им. В. Ф. Капиноса» (л.д. 28), ДД.ММ.ГГГГ Свердловская станция скорой помощи вошла в состав Городской клинической больницы скорой медицинской помощи, с ДД.ММ.ГГГГ из состава городской клинической больницы скорой медицинской помощи была выделена «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» как самостоятельное учреждение. С ДД.ММ.ГГГГ «Станция скорая и неотложной медицинской помощи» была переименована в Муниципальной учреждение «Скорая медицинская помощь», с ДД.ММ.ГГГГ муниципальное учреждение «Скорая медицинская помощь переименована в муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи», с ДД.ММ.ГГГГ муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» было переименовано в муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи им. В. Ф. Капиноса».

В соответствии с уставом Муниципального учреждения «Скорая медицинская помощь» (л.д. 18 – 21) основной целью деятельности учреждения является охрана здоровья населения и обеспечение конституционного права граждан на медицинскую помощь, для реализации чего учреждением предпринимаются комплексные меры для снижения заболеваемости, инвалидизации населения, осуществление квалифицированной медицинской и профилактической помощи населению, внедрение новых видов диагностик и т. д. Аналогичные функции и задачи осуществляет Муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» в соответствии с его уставом (л.д. 22 – 25).

Согласно представленной в материалах дела должностной инструкцией в отношении «фельдшера выездной анестезиолого – реанимационной бригады СМП» в его должностные обязанности входят обязанности по оказанию экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки, работа по графику без права на сон и отлучения с территории подстанции, произведение госпитализации больного в ближайшее медицинское учреждение и т.д. В материалах дела представлены должностные инструкции в отношении «медицинской сестры – анестезистки анестезиолого – реанимационного отделения» МУ «Станция скорой медицинской помощи» и МУ «Станция скорой медицинской помощи им. В. Ф. Капиноса» г. Екатеринбурга, согласно которым в обязанности входит участие в наркозной и преднаркозной подготовке больных, осуществление подготовки наркозно – дыхательной и контрольно – диагностической аппаратуры и рабочего места, контроль за состоянием больного во время анестезии, интенсивной терапии и реанимации, оказывает доврачебную помощь при неотложных ситуациях и т.д.

Согласно письма – 14/1 – 14 от ДД.ММ.ГГГГ Министерства здравоохранения СССР (л.д. 33) организация специализированных бригад должна производится в зависимости от конкретных условий работы, наличия подготовленных кадров достаточного объема работы по каждому профилю, кроме того, разрешается устанавливать соответственно вместо должностей «медицинская сестра – анестезист» специализированных анестезиолого – реанимационных бригад должности «фельдшера» после их подготовки по анестезиологии – реаниматологии по программе для медицинских сестер – анестезистов.

В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Муниципальным учреждением «Станция скорой медицинской помощи им. В. Ф. Капиноса» (л.д. 49 – 51) Хамкина Е. А. с ДД.ММ.ГГГГ была переведена в Городскую станцию скорой и неотложной медицинской помощи в должности фельдшера выездной кардиологической бригады, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность фельдшера выездной реанимационной бригады, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает на должности фельдшера отделения анестезиологии – реанимации № 1.

Согласно выписки из штатного расписания, предоставленной третьим лицом МУ «Скорая медицинская помощь им. В. Ф. Капиноса» (л.д. 52 – 58) должность фельдшера реанимационной бригады упоминается с 1991 года в качестве самостоятельность должности, фельдшер входил в число работников среднего медицинского персонала.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ1 года, выданной Муниципальным учреждением «Станция скорой медицинской помощи им. В. Ф. Капиноса» (л.д. 60) сообщается о том, что Хамкина Е. А., начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, значится работающей в должности фельдшера выездной реанимационной бригады специализированного отделения, которой выплачивалась надбавка в размере 15 % в связи с опасными для здоровья условиями труда.

В связи с необходимостью приведения штатного расписания Муниципального учреждения «Станция скорой медицинской помощи» в соответствие с Номенклатурой должностей, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 года № 377, приказом № 213 – Л от 29.12.2001 года внесены изменения, которые касаются наименования должностей, а именно п. 3 установлено, что должность «фельдшер выездной анестезиолого – реанимационной бригады скорой медицинской помощи» в момента вынесении приказа носит наименование «медицинская сестра – анестезист (или фельдшер)».

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 года следует, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как следует и материалов дела, несмотря на изменения наименования учреждения и занимаемой истцом должности, истец занималась медицинской деятельностью в организации, функции которой связаны с осуществлением комплекса мероприятий по проведению анестезии и реанимации, оказанием срочной и неотложной помощи, при угрожающих жизни состояниях, несчастных случаях и т.д., что дает право истцу на льготное исчисление стажа, учитывая характер и специфику условий работы, выполняемой ею функциональных обязанностей. Поскольку назначение пенсии за выслугу лет зависит от вида и характера деятельности работника, а не от наименования или правового статуса учреждений, здравоохранения или его структурного подразделения, в которых они осуществляли свою деятельность.

Учитывая специфику выполняемой истицей функциональных обязанностей, суд считает, что спорные вышеуказанные периоды могут быть включены в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев). В указанные периоды истец занималась медицинской деятельностью в организации, функции которой связаны с осуществлением комплекса мероприятий по проведению анестезии, реанимации и интенсивной терапии, оказанием срочной и неотложной помощи, при угрожающих жизни состояниях, несчастных случаях и т.д.

В зачёт стажа на соответствующих видах работ не были включены периоды нахождения Хамкиной Е.А. на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ (1 день), ДД.ММ.ГГГГ (1 день), ДД.ММ.ГГГГ (1 день), ДД.ММ.ГГГГ (1 день) – в должности фельдшера выездной кардиологической бригады Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 7 дней) – в должности фельдшера выездной реанимационной бригады Муниципального учреждения «Скорая медицинская помощь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 9 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 9 дней) – в должности фельдшера отделения анестезиологии – реанимации Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи (с ДД.ММ.ГГГГ – Муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи им. В. Ф. Капиноса»).

Разрешая исковые требования в части включения в специальный стаж периодов нахождения истицы на специализации, курсах повышения квалификации, суд учитывает положения ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР), при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата по основному месту работы и производятся выплаты страховых взносов.

Согласно пп. «ж» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такая правовая позиция была отражена и в «Обзоре законодательства и судебной практике Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2006 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2006 года.

Кроме того, для отдельных категорий работников (в том числе, медицинских), в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Повышение квалификации медицинских работников проходит в соответствии с должностной инструкцией, которой определяются основные трудовые обязанности. Деятельность по оказанию медицинской помощи, по своему характеру, требует поддержания квалификации лиц, оказывающих такую помощь на высоком профессиональном уровне. В связи с этим, в должностные обязанности медицинских работников в обязательном порядке входит и периодическое повышение профессиональной квалификации.

В указанные периоды истцом выполнялись должностные обязанности, указанные в должностных инструкциях, для повышения своей квалификации, учитывая специфику труда, она вынуждена повышать уровень профессиональных знаний. На период прохождения курсов за истицей сохранялся средний заработок и место работы (должность), что дает основания для включения спорных периодов в специальный медицинский стаж. Отказ во включении периодов работы на курсах повышения квалификации является надуманным и безосновательный.

Согласно Решения ГУ – УПФ РФ в Октябрьском районе г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ стаж Хамкиной Е. А., принятый к зачету составил 18 лет 6 месяцев 21 день + 12 лет 4 месяца 13 дней (спорный период, включенный судом: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 25 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 17 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 9 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 11 месяцев 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 3 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 17 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев 19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 1 месяц 8 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев 7 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 18 дней), ДД.ММ.ГГГГ (1 день), ДД.ММ.ГГГГ (1 день), ДД.ММ.ГГГГ (1 день), ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 7 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 9 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 9 дней)), итого медицинский стаж истца составил на момент обращения с заявлением в ГУ – УПФ РФ в Октябрьском районе г. Екатеринбурга – ДД.ММ.ГГГГ – 30 лет 11 месяцев 4 дня (18 лет 6 месяцев 21 день + 12 лет 4 месяца 13 дней), таким образом, истицей Хамкиной Е.А. выработан требуемый законом 30 – летний медицинский стаж, в учреждениях здравоохранения в связи с чем, имеет право на досрочное социальное обеспечение по основаниям ст. 27 п.1 п.п. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Хамкиной Е. А. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о включении периодов работы в медицинский стаж, об обязывании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения – удовлетворить.

Включить в медицинский стаж Хамкиной Е. А. периоды работы в льготном исчислении (1 год работы считать за 1 год 6 месяцев стажа):

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 25 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 17 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 9 дней) – в должности фельдшера выездной реанимационной бригады «Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 11 месяцев 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 3 дня) – в должности фельдшера выездной реанимационной бригады Муниципального учреждения «Скорая медицинская помощь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 17 дней) – в должности фельдшера выездной реанимационной бригады «Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев 19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 1 месяц 8 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев 7 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 18 дней) – в должности фельдшера отделения анестезиологии – реанимации «Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи» (с ДД.ММ.ГГГГ – МУ «Станция скорой медицинской помощи им. В. Ф. Капиноса»).

Включить в медицинский стаж Хамкиной Е. А. в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации:

- ДД.ММ.ГГГГ (1 день), ДД.ММ.ГГГГ (1 день), ДД.ММ.ГГГГ (1 день), ДД.ММ.ГГГГ (1 день) – в должности фельдшера выездной кардиологической бригады «Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 7 дней) – в должности фельдшера выездной реанимационной бригады Муниципального учреждения «Скорая медицинская помощь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 9 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 9 дней) – в должности фельдшера отделения анестезиологии – реанимации «Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи» (с ДД.ММ.ГГГГ – Муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи им. В. Ф. Капиноса»).

Признать за Хамкиной Е. А. право на досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением 30-летним осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга назначить Хамкиной Е. А. досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Для исключений