Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 сентября 2010 года г.Октябрьск Октябрьский городской суд в составе председательствующего судьи Баринова М. А., при секретаре Филатовой О.Е., с участием пом. прокурора <адрес> Куприяновой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Волынец Н.В. о признании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> незаконным, У С Т А Н О В И Л: Волынец Н.В. обратился в суд с заявлением в котором просит признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> (ТИК) № от 05.09.2010 года незаконным и обязать ТИК зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу №. В судебном заседании в обоснование заявления представитель заявителя, а так же представляющий по доверенности Региональное отделение политической партии Справедливая Россия <адрес> Кривошеин С.И. указал, что конференция регионального отделения Политической партии Справедливая Россия <адрес> выдвинула Волынец Н.В. кандидатом в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу №. 12 августа 2010 года Волынец Н.В. было отказано в приёме документов для регистрации его в качестве кандидата. По решению суда ТИК приняла документы необходимые для регистрации. 1 сентября 2010 года ТИК вручила извещение о выявленных недостатках в представленных им документах. Указанные недостатки были устранены. Однако 5 сентября 2010 года Волынец Н.В. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты. Из извещения невозможно понять какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах. Он считает, что ТИК в извещении необходимо было указать не только на полноту сведений в представленных документах, но и не представление какого-либо документа. Об этом указал Конституционный суд РФ в своём определении от 01.06.2010 года. Кроме того, он считает, что ТИК обязан был уведомить о недостатках не только кандидата, но и избирательное объединение, которое выдвинуло Волынца Н.В. кандидатом в депутаты. Все вопросы которые возникли у ТИК касающееся Избирательного объединения были бы разрешены на заседании комиссии. Просит обязать ТИК зарегистрировать Волынец Н.В. в качестве кандидата в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу №. Волынец Н.В. в судебном заседании поддержал доводы своего представителя Кривошеин С.И. Территориальная избирательная комиссия <адрес> в лице его представителя по доверенности Коптева А.В. с данными требованиями заявителя не согласилась и показала, что 5 сентября 2010 года ТИК своим Решением отказала Волынец Н.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы <адрес> пятого созыва. Основания указанные в Решении обоснованные. Пункты 4 и 5 Решения № от 05.09.2010г. указаны в качестве информации и они не являются основанием для отказа в регистрации кандидата Волынец Н.В., а поэтому просила суд не учитывать их. Одним из оснований в отказе явилось пропуск срока подачи документов на выдвижение. Приём документов производился с 24 июля по 12 августа 2010 года. Волынец Н.В. представил документы 28 августа 2010 года, то есть за пределами установленного законом срока. Она считает, что имеет место неполнота сведений о кандидате выразившееся в непредставлении сведений о размере доходов за год, предшествующий году назначения выборов. Денежные средства в сумме 10 рублей зачисленные на специальный избирательный счёт кандидата Волынца Н.В. являются анонимными, так как в приходном кассовом ордере не указаны адрес места жительства и дата рождения жертвователя. Кандидатом не представлено свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о создании Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия. Суд, заслушав заявителя и его представителя, представителя территориальной избирательной комиссии, изучив материалы дела, а так же выслушав заключение помощника прокурора Куприянову Е.Н., полагавшей обязать ТИК <адрес> зарегистрировать Волынец Н.В. кандидатом в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу №. Согласно ст.32 Конституции РФ граждане Российской федерации граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а так же участвовать в референдуме. В силу части 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Согласно пункту 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2"). В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 38 указанного выше закона, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Аналогичные положения содержат пункты 3 и 5 ст.33, подпункт 2.1 пункта 2 и пункт 9 ст.38 Закона Самарской области №57-ГД от 08.06.2006 года «О выборах депутата представительного органа муниципального образования». В судебном заседании установлено, что Решением Думы <адрес> четвёртого созыва № от 21.07.2010 года были назначены очередные выборы депутатов Думы <адрес> на 10 октября 2010 года. Решение Думы <адрес> четвёртого созыва было опубликовано в городской газете «<данные изъяты>» № от 24.07.2010 года. 28 августа 2010 года Волынец Н.В. уведомил ТИК <адрес> о выдвижении кандидатом в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу № в порядке выдвижения от избирательного объединения Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» <адрес>. В дальнейшем в избирательную комиссию им были представлены документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата в депутаты. 1 сентября 2010 года за № ТИК <адрес> выдала письменное извещение Волынец Н.В. о выявленных неполноте сведений и несоблюдение требований закона к оформлению документов, которое выразилось в следующем: - в представленном заявлении о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу № не указано в каком порядке выдвигается кандидат с указанием на соответствующее политическое объединение; - в Заявление о согласовании краткого наименования избирательного объединения неверно указано наименование избирательной комиссии, а так же само наименование заявления указано не корректно и приложение к указанному заявлению указывается на 1 листе, что не соответствует реальному количеству листов прилагаемого документов - сведения об образовании указаны некорректно, указано не полное наименование места работы; - сведения о размерах и об источнике доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банке, ценных бумагах представлены не в полном объёме, оформлены не в соответствии с требованиями законодательства; Решением ТИК <адрес> № от 05.09.2010г. «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу № Волынец Н.В.» было отказано в регистрации по следующим основаниям: 1) документы на выдвижение от кандидата Волынец Н.В. поступили 28 августа 2010 года, то есть за пределами установленного законом срока; 2) в соответствии с Приложением №1 к закону Самарской области №57-ГД необходимо указывать доходы за год, предшествующий году назначения выборов. В представленном кандидатом документе указан доход за один месяц текущего года; 3) не представлена нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц; 4) Волынец Н.В. выдвинут кандидатом в депутаты Конференцией регионального отделения политической партии Справедливая Россия при отсутствии необходимого кворума, что противоречит уставу партии; 5) в соответствии сп.2 ст.27 Устава партии изменение наименования регионального объединения устанавливается решением Президиума партии, а не Конференцией и последняя не правомочна решать подобные вопросы, а поэтому Волынец Н.В. отказано в согласовании краткого наименования избирательного объединения; 6) в нарушении требований кандидатом Волынец Н.В. комиссия не была уведомлена об открытии избирательного счёта в установленной форме; 7) в копии приходного кассового ордера отсутствуют сведения о документе, подтверждающем поступление средств, нет реквизитов, идентифицирующих организацию или лицо, осуществившее перечисление средств, нет информации о гражданстве, адресе места жительства, дате рождения жертвователя, тем самым денежные средства в сумме 10 рублей, зачисленные на специальный избирательный счёт кандидата Волынец Н.В. являются анонимными. В судебном заседании было установлено, что Волынец Н.В. указанные в извещение за № от 1 сентября 2010 года недостатки устранил полностью и это не отрицалось представителем ТИК <адрес>. Указанные в п.п. 2, 3, 7 Решения ТИК <адрес> № от 05.09.2010г. «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу № Волынец Н.В.» недостатки, которые явились основанием к отказу в регистрации, не были указаны в извещении за № от 01.09.2010 года. Тем самым Волынец Н.В. не был надлежащим образом уведомлен избирательной комиссией о допущенных им нарушениях при оформлении документов, что является нарушением пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно пункта 5 подпункта 2 постановления Центральной избирательной комиссии РФ №203/1272-4 от 23 марта 2007 года "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "6.1", "6.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктами "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктами "6.1" и (или) "6.2" пункта 25, подпунктами "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона. Уведомить кандидата Волынец Н.В. об имеющихся нарушениях, допущенных им при оформлении документов, необходимых для его регистрации, и представить ему срок для исправления недостатков в соответствии с указанными выше нормами, является обязанностью территориальной избирательной комиссией. Таким образом, указанные в п.п.2,3,7 Решения № от 05.09.2010г. недостатки, послужившие основанием к отказу Волынец Н.В. в регистрации кандидатом в депутаты, не были указаны в извещении № от 1 сентября 2010 года и поэтому ТИК <адрес> не вправе была принимать решение об отказе в регистрации кандидата по данным основаниям. Так же не может служить основанием указанные в п.1 Решения № от 05.09.2010г. поступление от кандидата Волынца Н.В. документов на выдвижение за пределами установленного законом срока по следующим основаниям. Согласно ст.33 ч.1 Закона Самарской области №57-ГД от 08.06.2006 года «О выборах депутата представительного органа местного самоуправления», выдвижение кандидата производится в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, но не ранее дня официального опубликования схему одномандатных избирательных округов. Таким образом, последним днём приёма документов о выдвижении кандидата приходится на 12 августа 2010 года (четверг). Согласно действующего законодательства, избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата в занимаемое ею помещение или отказывать в приёме избирательных документов, необходимых для регистрации, указанным лицам в случае, если документы доставлены до истечения установленного законом времени. В судебном заседании установлено, что 12 августа 2010 года заявитель Волынец Н.В. пришёл сдать документы о выдвижении кандидата. О своём присутствии и желании сдать документы, Волынец Н.В. обозначил перед ТИК после 14 часов. Таким образом, Волынец Н.В. прибыл в помещение, где находилась территориальная избирательная комиссия, до 18 часов, то есть до истечения установленного законом времени. Решением <адрес> суда от 25 августа 2010 года суд обязал ТИК <адрес> принять документы о выдвижении кандидата в депутаты Думы <адрес> от Волынца Н.В. В судебном заседании установлено, что Волынец Н.В. сдал документы на выдвижение в кандидаты в ТИК 28 августа 2010 года (суббота). ТИК выдало разрешение на открытие специального избирательного счёта. В связи с отсутствием руководства Сбербанка <данные изъяты> № 28 августа 2010 года, Волынец Н.В. не мог представить все необходимые документы по открытию счёта и представил только приходный кассовый ордер на открытие счёта. Об этом он уведомил ТИК г.о.Октябрьск, что подтверждается представленным письменным заявлением. Все необходимые документы он представил 30 августа 2010 года (понедельник). В соответствии с п.1.4 Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия специального избирательного счёта избирательного фонда кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, утверждённого Решением Избирательной комиссии <адрес> 3 сентября 2007 года №, согласованного Председателем Центрального банка РФ <адрес> 12 августа 2008 года, кандидат сообщает в избирательную комиссию по установленной форме реквизиты специального избирательного счёта не позднее чем в течении 3 дней со дня его открытия. Волынец Н.В. представил все необходимые документы 30 августа 2010 года, то есть не позднее 3 дней, а поэтому указанное нарушение не может являться основанием к отказу в регистрации кандидатом в депутаты. Представитель ТИК <адрес> Коптева А.В. в судебном заседании пояснила, что п.п.4,5 Решения № от 05.09.2010г. указаны в качестве информации и они не являются основанием для отказа в регистрации кандидата Волынец Н.В., в связи с чем суд их не рассматривает как основания для отказа в регистрации кандидатом в депутаты. Таким образом, заявление Волынец Н.В. обоснованно в связи с незаконным решением территориальной избирательной комиссии <адрес>. Нарушенное избирательное право Волынец Н.В. подлежит восстановлению, в связи с чем следует обязать ТИК <адрес> зарегистрировать Волынец Н.В. в качестве кандидата в депутаты Думы <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. При решении вопроса об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд учитывает, что идёт избирательная компания, все стадии избирательного процесса ограничены процессуальными сроками, а поэтому согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ необходимо обязать ТИК зарегистрировать Волынец Н.В. в трёхдневный срок. Решение суда обратить к немедленному исполнению. На основании изложенного и руководствуясь ст.261 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л: Признать заявленные требования Волынец Н.В. обоснованными. Признать Решение ТИК <адрес> за № от 05.09.2010г. об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> по одномандатному избирательному округу № Волынец Н.В. незаконным и отменить. Обязать Территориальную избирательную комиссию <адрес> в трёхдневный срок зарегистрировать Волынец Н.В. кандидатом в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу №. Решение суда обратить к немедленному исполнению. На принятое решение, в соответствии с ч.3 ст.251 ГПК РФ, может быть подана кассационная жалоба в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 21 сентября 2010 года. Председательствующий: Судья Баринов М.А.