Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 сентября 2010 года г.Октябрьск Октябрьский городской суд в составе председательствующего судьи Баринова М. А., при секретаре Филатовой О.Е., с участием пом. прокурора <адрес> Куприяновой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Гутник В.П. о признании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> незаконным, У С Т А Н О В И Л: Гутник В.П. обратился в суд с заявлением в котором просит признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> (ТИК) № от 30.08.2010 года незаконным и обязать ТИК зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу №. В судебном заседании в обоснование заявления Гутник В.П. и его представитель Чёрный А.Е. указали, что внеочередная конференция Самарского регионального отделения Либерально-Демократической партии России (ЛДПР), выдвинула Гутника В.П. для баллотирования кандидатом в депутаты Думы <адрес>. 9 августа 2010 года Гутник В.П. сдал в территориальную избирательную комиссию документы необходимые для регистрации его в качестве кандидата. 26 августа 2010 года ТИК вручила извещение о выявленных недостатках в представленных им документах. Указанные недостатки были устранены. Однако 30 августа 2010 года ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты. В соответствии с Уставом ЛДПР только конференция регионального отделения правомочна принимать решение о выдвижении кандидата. Принятые на конференции решения были занесены в протокол. В ТИК была представлена выписка из протокола 43 внеочередной отчётно-выборной конференции. В п.2 Решения ТИК основанием для отказа послужило неправильное наименование комиссии правомочной в приёме документов. Однако данное нарушение было исправлено Гутником В.П. 26.08.2010 года при подаче уточнённых документов. Неправильное наименование избирательной комиссии в Сведениях об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах не имеют никакого отношения к регистрации кандидатов. В п.3 и 4 Решения ТИК указала, что в графе «Доходы» неверно указан источник- вместо ЗАО «Глоботек» надо было указать ЗАО «Глоботэк», в приходном кассовом ордере не указано адрес места жительства Гутник В.П. Он считает, что указанные в Решение об отказе в регистрации недостатки не могут быть приняты во внимание, так как они не были указаны в извещении о выявленных недостатков. Просят обязать ТИК зарегистрировать Гутник В.П. в качестве кандидата в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу №. Территориальная избирательная комиссия <адрес> в лице его представителя по доверенности Коптевой А.В. с данными требованиями заявителя не согласилась и показала, что 9 августа 2010 года Гутник В.П. сдал в ТИК <адрес> документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы <адрес> пятого созыва. 26 августа 2010 года ТИК <адрес> представила извещение о выявленной неполноте сведений и несоблюдение требований закона к оформлению документов. 30 августа 2010 года на заседании ТИК <адрес> было вынесено решение об отказе Гутник В.П. в регистрации его в качестве кандидата в депутаты <адрес> по основаниям изложенным в Решении. Согласно Закона Самарской области №57-ГД кандидат представляет в избирательную комиссию решение избирательного объединения о выдвижении кандидата. Гутник В.П. представил выписку из протокола. В уставе политической партии ЛДПР нет ссылки на то, каким документом оформляются решения принятые на конференциях. Поэтому ТИК считает, что представленная выписка из протокола не является требуемым с точки зрения названного закона документом. Гутник В.П. не устранил выявленные недостатки, то есть не исправил во всех документах неправильное наименование избирательной комиссии. Так же в графе «Доходы» в Сведениях неверно указал источник доходов: вместо ЗАО «Глоботэк» указал ЗАО «Глоботек». В представленном Гутником В.П. приходном кассовом ордере отсутствует информация о гражданстве, адрес места жительства и дата рождения жертвователя. Поэтому зачисленная сумма в 10 рублей на специальный избирательный счёт кандидата Гутник В.П. является анонимным. В Решении сумма в 30 рублей указана ошибочно, действительно было внесено 10 рублей. Суд, заслушав заявителя и его представителя, представителя территориальной избирательной комиссии, изучив материалы дела, а так же выслушав заключение помощника прокурора Куприянову Е.Н., полагавшей обязать ТИК <адрес> зарегистрировать Гутник В.П. кандидатом в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу №. Согласно ст.32 Конституции РФ граждане Российской федерации граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а так же участвовать в референдуме. В силу части 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Согласно пункту 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2"). В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 38 указанного выше закона, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Аналогичные положения содержат пункты 3 и 5 ст.33, подпункт 2.1 пункта 2 и пункт 9 ст.38 Закона Самарской области №57-ГД от 08.06.2006 года «О выборах депутата представительного органа муниципального образования». В судебном заседании установлено, что Решением Думы <адрес> четвёртого созыва № от 21.07.2010 года были назначены очередные выборы депутатов Думы г.о.Октябрьск на 10 октября 2010 года. Решение Думы <адрес> четвёртого созыва было опубликовано в городской газете «<данные изъяты>» № от 24.07.2010 года. 9 августа 2010 года Гутник В.П. уведомил ТИК <адрес> о выдвижении кандидатом в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу № в порядке выдвижения избирательным объединением «Самарское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР). В дальнейшем в избирательную комиссию им были представлены документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата в депутаты. 28 августа 2010 года за № ТИК <адрес> выдала письменное извещение Гутник В.П. о выявленных неполноте сведений и несоблюдение требований закона к оформлению документов, которое выразилось в следующем: -в представленном заявлении о согласии баллотироваться, в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, в заявление от ФИО1 о согласии быть уполномоченным представителем избирательного объединения политической партии «ЛДПР», в информационном письме «Сведения о наименовании избирательного объединения», неверно указано наименование избирательной комиссии, которая полномочна в приёме документов на выдвижение и регистрацию от кандидатов в депутаты Думы <адрес> 5 созыва; - в представленном заявлении о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу № наименование занимаемой должности указано не в соответствии с записью в трудовой книжке. Решением ТИК <адрес> № от 30.08.2010г. «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу № Гутник В.П.» было отказано в регистрации по следующим основаниям: -не представлено решение избирательного объединения о выдвижении кандидата. Кандидат Гутник В.П. представил выписку из протокола 43 внеочередной отчётно-выборной конференции Самарского регионального отделения ЛДПР от 24.07.2010 г., что не является требуемым с точки зрения Закона документом. -в заявлении о согласии баллотироваться, в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, в заявление от ФИО1 о согласии быть уполномоченным представителем избирательного объединения политической партии «ЛДПР», в информационном письме «Сведения о наименовании избирательного объединения» не указана соответствующая избирательная комиссия, тем самым не устранены недостатки указанные в уведомлении. -в Сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а так же об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах в графе «Доходы» неверно указан источник выплат дохода -в представленной копии приходного кассового ордера отсутствуют сведения о документе, подтверждающем поступление средств, нет реквизитов, идентифицирующих организацию или лицо, осуществившее перечисление средств, нет информации о гражданстве, адресе места жительства, дате рождения жертвователя. В судебном заседании было установлено, что Гутник В.П. не был надлежащим образом уведомлен избирательной комиссией о допущенных им нарушениях при оформлении документов, что является нарушением пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Исходя из представленного извещения ТИК в адрес Гутник В.П. следует, что ТИК <адрес> не указывала на недостатки которые отражены в п.1, 3, 4 Решения ТИК <адрес> № от 30.08.2010г. «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу № Гутник В.П.». Основания к отказу в регистрации, указанные в п.2 названного выше Решения, которые не были устранены кандидатом, не соответствуют действительности. Кандидатом Гутник В.П. после получения извещения об недостатках, в ТИК были представлены вновь следующие документы: Заявление о согласии баллотироваться, Заявление от ФИО1 о согласии быть уполномоченным представителем избирательного объединения политической партии ЛДПР в которых вместо слова «окружная» было написано слово «территориальная» избирательная комиссия. Согласно пункта 5 подпункта 2 постановления Центральной избирательной комиссии РФ №203/1272-4 от 23 марта 2007 года "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "6.1", "6.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктами "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктами "6.1" и (или) "6.2" пункта 25, подпунктами "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона. Уведомить кандидата Гутник В.П. об имеющихся нарушениях, допущенных им при оформлении документов, необходимых для его регистрации, и представить ему срок для исправления недостатков в соответствии с указанными выше нормами, является обязанностью территориальной избирательной комиссией. Кандидатом Гутник В.П. в ТИК <адрес> были представлены Сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а так же об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах и приходный кассовый ордере № от 20.08.2010 года. Однако ТИК <адрес> не указала Гутник В.П. на то, что в данных документах имеется неточность и неполнота сведений. Так в Сведениях в графе «доходы» указано ЗАО «Глоботек», а необходимо указать ЗАО «Глоботэк», в приходном кассовом ордере не указан адрес места жительства, дата рождения жертвователя. Таким образом, указанные в Решении № от 30.08.2010г. недостатки, послужившие основанием к отказу Гутник В.П. в регистрации кандидатом в депутаты, не были указаны в уведомлении № от 26 августа 2010 года и поэтому ТИК <адрес> не вправе была принимать решение об отказе в регистрации кандидата по данным основаниям. То обстоятельство, что Гутником В.П. в соответствии с уведомлением о выявленных недостатках, полученных 26.08.2010 года, в документах: в информационном письме «Сведения о наименовании избирательного объединения» и в Сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а так же об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, не исправлено неверное наименование избирательной комиссии- вместо «окружной» необходимо писать «территориальная», не может являться безусловным основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты. Не может так же быть принят довод ТИК <адрес> о том, что кандидат Гутник В.П. не представил в ТИК <адрес> решения избирательного объединения о выдвижении кандидата, а представленная выписка из протокола 43 внеочередной отчётно-выборной конференции Самарского регионального отделения ЛДПР не является решением, так как выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Ни Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ни Закон Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» не делает ссылку на наименование документа которым закреплено решение избирательного объединения о выдвижении кандидата. Как указано в выписке из протокола 43 внеочередной отчётно-выборной конференции Самарского регионального отделения ЛДПР, конференция решила выдвинуть Гутника В.П. кандидатом в депутаты Думы г.о.Октябрьск пятого созыва по одномандатному округу №. Данное решение было оформлено протоколом. Таким образом, заявление Гутник В.П. обоснованно в связи с незаконным решением территориальной избирательной комиссии <адрес>. Нарушенное избирательное право Гутник В.П. подлежит восстановлению, в связи с чем следует обязать ТИК <адрес> зарегистрировать Гутник В.П. в качестве кандидата в депутаты Думы <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. На основании изложенного и руководствуясь ст.261 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л: Признать заявленные требования Гутник В.П. обоснованными. Признать Решение ТИК <адрес> за № от 30.08.2010г. об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу № Гутник В.П. незаконным и отменить. Обязать Территориальную избирательную комиссию <адрес> зарегистрировать Гутник В.П. кандидатом в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу №. На принятое решение, в соответствии с ч.3 ст.251 ГПК РФ, может быть подана кассационная жалоба в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение 5 дней. Председательствующий: Судья Баринов М.А.