Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 сентября 2010 года г.Октябрьск Октябрьский городской суд в составе председательствующего судьи Баринова М. А., при секретаре Филатовой О.Е., с участием пом. прокурора <адрес> Куприяновой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Русина В.В. о признании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> незаконным и об обязании зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы <адрес>, У С Т А Н О В И Л: Русин В.В. обратился в суд с заявлением в котором просит признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> (ТИК) № от 02.09.2010 года незаконным и обязать ТИК зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу №. В судебном заседании в обоснование заявления Русин В.В. указал, что он 10 августа 2010 года сдал в ТИК необходимые документы для регистрации его в качестве кандидата. Секретарём ФИО1 ему было выдано разрешение на открытие специального счёта в ОСБ № <адрес>. Однако ему в открытии счёта было отказано и только 27 августа 2010 года ему открыли специальный счёт. 24 августа 2010 года он сдал подписные листы с подписями избирателей. В данным подписных листах были указаны избиратели не только с избирательного округа №, но и с других округов. 26 августа 2010 года он следовал в автомобиле и по радио услышал какие требования предъявляются к подписным листам. Поняв, что он собрал подписи не тех лиц, он подготовил новые подписные листы и 28 августа 2010 года сдал их в ТИК. Он считает, что так как 28 августа 2010 года является последним днём приёма документов, то он успел сдать подписные листы с подписями избирателей с избирательного округа №, и что закон не запрещает это. Подписные листы были изготовлены ранее чем открыт специальный избирательный счёт. Он не согласен с тем, что не предоставил документ об образовании. В настоящее время он обучается в <данные изъяты> университете. Диплом о средне-техническом образовании он сдал в СГУ, о чём он представил в ТИК расписку в приёме документов. Копию диплома он не представлял. Он считает, что данной расписки о приёме документов достаточно для подтверждения о средне-техническом образовании. В заявлении он указал все места работы, в том числе и ИП «Р...», однако какого либо документа в подтверждении не представил, а так же не представил доходы, так как в качестве индивидуального предпринимателя в 2009 году не работал. Он не указал вид транспортных средств, так как из марки автомобилей видно что это легковые автомобили. Он просит признать решение ТИК не законным и обязать ТИК зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы <адрес> по одномандатному округу №. Территориальная избирательная комиссия <адрес> в лице его представителя по доверенности Коптевой А.В. и Землянской С.Г. с данными требованиями заявителя не согласились и Коптева А.В. показала, что 2 сентября 2010 года ТИК <адрес> отказала в регистрации Русину В.В. кандидатом в депутаты Думы <адрес> по следующим основаниям: - не представлена копия диплома об образовании и справка о том, что он обучается на 3 курсе в СГУ. Представленные Русиным В.В. справка вызов и расписка не могут быть приняты. Так же не представлены подтверждающие документы о месте работы; - Русиным В.В. были представлены два варианта противоречащих друг другу сведения о размере и об источниках дохода и только 2 сентября 2010 года в день заседания были представлены в комиссию уточнённые сведения о размере и об источниках доходов, тем самым срок представления не выдержан; - в графе доходы не представлены доходы по источнику дохода ИП «Р...»; - места нахождения объектов недвижимости указаны не полностью; - не указан вид транспортного средства. 24 августа 2010 года Русин В.В. сдал в ТИК подписные листы с подписями избирателей. При их проверке было выявлено, что 83% от общего количества подписей являются недействительными, так как представлены избирателями которые не обладают активным избирательным правом. Проверка проводилась в сроки указанные в законе. О том, что проводится проверка подписных листов, Русин В.В. был уведомлён. После того как он узнал от секретаря ТИК ФИО1, что большинство подписей являются недействительными, Русин В.В. 28 августа 2010 года принёс новые подписные листы и передал их в ТИК. Русину было разъяснено, что заменять подписные листы или вносить в них исправления, изменения законом запрещено. Русиным В.В. не был представлен первый финансовый отчёт одновременно с представлением документов. ТИК своевременно выдала Русину В.В. разрешение на открытие специального избирательного счёта, а после того как Русин В.В. сообщил в ТИК о том, что ему не открывают в банке счёт, то ТИК приняло участие в скорейшем открытии специального счёта. Она просит оставить решение ТИК в отношении Русина В.В. без изменения, а в удовлетворении заявления отказать. Секретарь ТИК <адрес> ФИО1 в судебном заседании пояснила, что 24 августа 2010 года Русин В.В. сдал подписные листы и протокол об итогах сбора подписей. Проверка подписей в подписных листах проводится с привлечением автоматизированной программы ГАС «<данные изъяты>». Проверка проводится в течении нескольких дней. Русин В.В. практически каждый день приходил в ТИК по различным вопросам. 27 августа 2010 года она Русину В.В. сказала, что часть подписей являются недействительными и при этом совместно проверили несколько подписей. Она ему сказала, что заседание ТИК по подписным листам будет проводиться 28 августа 2010 года. В этот день Русин В.В. принёс новые подписные листы и настоял чтоб их приняли. Она приняла второй экземпляр подписных листов, при этом Русину В.В. она и юрист объясняли, что заменять подписные листы нельзя. 30 августа 2010 года был составлен протокол об итогах проверки подписных листов который был вручен Русину В.В. О том, что Русин В.В. прослушал передачу по авторадио и после этого пришёл с новыми подписными листами, она не слышала. Суд, заслушав заявителя, представителя территориальной избирательной комиссии, свидетеля, изучив материалы дела, а так же выслушав заключение помощника прокурора Куприянову Е.Н., полагавшей отказать Русину В.В. в его заявлении, так как со стороны Русина В.В. имеются существенные нарушения установленных требований по представлению документов на выдвижение и регистрацию кандидатом в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу №, считает в удовлетворении заявления отказать. В судебном заседании установлено, что Решением Думы <адрес> четвёртого созыва № от 21.07.2010 года были назначены очередные выборы депутатов Думы <адрес> на 10 октября 2010 года. Решение Думы <адрес> четвёртого созыва было опубликовано в городской газете «<данные изъяты>» № от 24.07.2010 года. 10 августа 2010 года Русин В.В. подал заявление в ТИК <адрес> о выдвижении кандидатом в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу №. В дальнейшем в избирательную комиссию им были представлены документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата в депутаты. 30 августа 2010 года за № ТИК <адрес> выдала письменное извещение Русину В.В. о выявленных неполноте сведений и несоблюдение требований закона к оформлению документов, которое выразилось в следующем: -в представленном заявлении и согласии баллотироваться неверно указано наименование избирательной комиссии, которая полномочна в приёме документов на выдвижение и регистрацию от кандидатов в депутаты Думы <адрес> 5 созыва; -сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супруге кандидата) на праве собственности, о вкладах в банке, ценных бумагах оформлены не в соответствии с требованиями законодательства -наименование общественной организации указано не в соответствующее свидетельству о внесении записей в ЕГРЮЛ, -отсутствует первый финансовый отчёт о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, учёт поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Решением ТИК <адрес> № от 2.09.2010г. «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу № Русину В.В. было отказано в регистрации по следующим основаниям: -не представил копию трудовой книжки с места работы, справку с места учёбы, копию диплома об образовании -срок представления документов о размере и об источниках дохода не выдержан и представлен в день заседания ТИК -в графе доходы не представлены доходы ИП "Р...", не указано полностью место нахождения объектов недвижимости, не указан вид транспортного средства -83% от общего количества подписей в подписных листах являются недействительными -не создал собственный избирательный фонд в период после письменного уведомления о выдвижении до представления документов для регистрации, не представил первый финансовый отчёт. В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона определено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи). Согласно пункту 3 той же статьи законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. В пункте 24 статьи 38 того же Федерального закона названы основания отказа в регистрации кандидата. Одним из таких оснований, предусмотренным подпунктом "д", является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Порядок организации и проведения выборов депутатов Думы <адрес> регулируется Законом Самарской области от 8 июня 2006 г. №57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, содержащим аналогичные нормы относительно сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (статья 36), проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (статья 37), регистрация кандидатов (статья 38). В соответствии с п.2 ст.36 и п.3 ст.38 указанного Закона самарской области для регистрации кандидата в депутатов Думы необходим сбор подписей в поддержку выдвигаемой кандидатуры, зарегистрированными на территории того же избирательного округа, в котором кандидат дает согласие на выдвижение, в количестве два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее десяти. Решением ТИК <адрес> от 4 августа 2010 г. № определено, что в поддержку кандидата по 7 избирательному округу должно быть собрано 26 действительных и достоверных подписей необходимых для регистрации. Наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более десяти процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с Законом Самарской области сбор подписей запрещён, предусмотрено подпунктом 4 пункта 9 статьи 38 Законом Самарской области от 8 июня 2006 г. №57-ГД в качестве основания отказа в регистрации кандидата. В судебное заседание представлен протокол об итогах проверки подписных листов, представленных в поддержку кандидата в депутаты Думы <адрес> по избирательному округу № Русиным В.В. от 30 августа 2010 г., в котором отражено, что 25 подписей признаны недействительными, так как данные избиратели не обладают активным избирательным правом в одномандатном избирательном округе №, то есть место их регистрации расположено вне границ указанного округа. Кроме того, в указании места жительства всех собранных подписей в подписных листах кандидата Русина В.В. отсутствуют необходимые в соответствии с законом сведения о месте жительства. По итогам проверки действительными и достоверными признано 5 подписей и недействительными 25 подписей. Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе разбирательства по делу и Русиным В.В. не оспорены. Доводы Русина В.В. о том, что он сам обнаружив недействительные подписи и своевременно принёс на замену новые подписные листы с подписями избирателей, зарегистрированных на 7 избирательном округе <адрес> до, а поэтому не должны были квалифицироваться как нарушения избирательного законодательства, являющиеся основанием для отказа в регистрации, отвергнуты судом как основанные на неправильном истолковании закона. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Согласно указанной нормы допускается внесение уточнений, дополнений в документ или заменить представленный документы, содержащие сведения о кандидате, но не в подписные листы с подписями избирателей. Таким образом, ТИК <адрес> правомерно отказала Русину В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы <адрес> по данному основанию. В силу части 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Согласно пункту 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2"). Аналогичные положения содержат пункты 3 и 5 ст.33, подпункт 2.1 пункта 2 и пункт 9 ст.38 Закона Самарской области №57-ГД от 08.06.2006 года «О выборах депутата представительного органа муниципального образования». В судебном заседании установлено и это не отрицается заявителем, что им в ТИК не были представлены копия диплома о средне-техническом образовании, справка о его учёбе в Самарском государственном университете и документ подтверждающий о месте работы. Таким образом, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Законом Самарской области для уведомления и выдвижении и регистрации кандидата, предусмотрено подпунктом 3 пункта 9 статьи 38 Законом Самарской области от 8 июня 2006 г. №57-ГД в качестве основания отказа в регистрации кандидата. Доводы Русина В.В. о том, что он предоставил справку вызов и расписку о сдаче документов, а поэтому не должны были квалифицироваться как нарушения избирательного законодательства, являющиеся основанием для отказа в регистрации, отвергнуты судом как основанные на неправильном истолковании закона. Таким образом, ТИК <адрес> правомерно отказала Русину В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы <адрес> по данному основанию. Что касается других оснований в отказе Русину В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы: - в графе доходы не представлены доходы ИП "Р...", не указано полностью место нахождения объектов недвижимости, не указан вид транспортного средства;- не создал собственный избирательный фонд в период после письменного уведомления о выдвижении до представления документов для регистрации, не представил первый финансовый отчёт;- срок представления документов о размере и об источниках дохода не выдержан и представлен в день заседания ТИК, то данные обстоятельства не может являться безусловным основанием для признания незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии <адрес>. На основании изложенного и руководствуясь ст.261 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении заявления Русина В.В. о признании незаконным Решения территориальной избирательной комиссии <адрес> от 02 сентября 2010 г. № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу № и об обязании ТИК <адрес> зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы <адрес> по одномандатному избирательному округу №. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение 5 дней. Председательствующий: Судья Баринов М.А.