Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 18 мая 2011 года г. Октябрьск Самарской области Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Корноуховой Е.В., при секретаре Лабзиной Т.А., с участием помощника прокурора Басаева М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Министерству имущественных отношений , Государственному специальному учебно-образовательному учреждению для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школе об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, установил: Прокурор обратился в суд в интересах воспитанников государственного специального учебно-образовательному учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школе (далее спецшкола) с иском к Министерству имущественных отношений , Министерству образования и науки , Государственному специальному учебно-образовательному учреждению для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школе о признании бездействия Министерства имущественных отношений и Государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школы в виде непринятия мер по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В судебном заседании представитель прокуратуры Басаев М.Д. отказался от исковых требований к Министерству образования и науки и просил привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица, исковые требования к Министерству имущественных отношений , Государственному специальному учебно-образовательному учреждению для детей и подростков с девиантным поведением - специальная общеобразовательная школа поддержал. Кроме того, уточнил исковые требования и показал, что проведенной прокуратурой проверкой в порядке надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в специальной общеобразовательной школе , не устранены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, выявленные в ходе проверки Роспотребнадзора от 02.02.2011г. Так, в нарушение требований п.2.2.7.4 СанПиН 2.2.1201-03 «Гигиеические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» комплекс помещений круглосуточного пребывания воспитанников включает две спальные комнаты на 6 и 10 коек. Площадь спальных помещений составляет 66,5 кв.м. и 65,9 кв.м. Площадь спальных помещений составляет более 4 кв.м. на 1 воспитанника, но размещено более 4 воспитанников в одной спальне; в нарушение требований п.2.3.2 и п.2.3.7 СанПиН 2.4.1201-03 нарушена целостность гигиенического покрытия полов (линолеум), стен (штукатурка) в спальных помещениях и учебных кабинетах; в нарушение требований п.2.4.19 и п.2.4.21 СанПиН 2.4.1201-03 туалетные не оборудованы унитазами и закрывающимися кабинами; в нарушение требований п.2.6.1 СанПиН 2.4.1201-03 воздушно-тепловой режим соблюдается не во всех учебных комнатах (мастерская на первом этаже, кабинет музыки); в нарушение требований п.2.7.6 СанПиН 2.4.1201-03 нагревательные приборы системы отопления не оборудованы защитными деревянными решетками; в нарушение требований п.2.6.2 СанПиН 2.4.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» классные доски в учебных кабинетах не оснащены софитами; в нарушение требований п.3.1 СанПиН 2.4.1201-03 раковина для мытья рук сотрудников пищеблока установлена только в овощном цехе; в нарушение требований п.2.2.9.1 СанПиН 2.4.1201-03 в медицинском кабинете отсутствует санитарный узел для медицинского персонала, в составе изолятора одна палата; приемное отделение по составу помещений не соответствует требованиям п.2.2.6.3 СанПиН 2.4.1201-03, а также не заключен договор с МУ ЦГБ об использовании дезинфекционной камеры для обеззараживания одежды, бывшей на детях при поступлении в спецшколу и для камерной дезинфекции постельных принадлежностей по эпидемиологическим показаниям; в нарушение требований п.2.7.2 СанПиН 2.4.1201-03 в умывальных, столовой отсутствует горячее водоснабжение. Согласно ст.210 ГК РФ собственник имущества несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, бездействие министерства имущественных отношений , Государственного специального учебно-образовательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальная общеобразовательная школа способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья воспитанников, педагогических работников, других лиц. Кроме того, вышеуказанные нарушения создают опасные условия нахождения воспитанников, педагогических работников и других лиц в данном образовательном учреждении. Просит удовлетворить требования, и обязать ответчиков устранить все нарушения. Ответчик по данному делу - министерство имущественных отношений , извещенное о времени и месте судебного заседания, не направило в судебное заседание своего представителя, возражений на исковое заявление не представило. Представитель ответчика - Государственного специального учебно-образовательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школы Чистова Н.Н. в судебном заседании с иском прокурора не согласилась и показала, что в ходе проверок, проводимых в спецшколе, был выявлен ряд несоответствий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Администрацией спецшколы были предприняты мероприятия по устранению нарушений, и некоторые пункты нарушений выполнены, поэтому сказать, что они бездействуют, нельзя. В настоящее время выделены денежные средства на проведение капитального ремонта, который будет окончен в срок до 1 ноября 2011 года. Все не устранённые нарушения в полном объёме включены в мероприятия по капитальному ремонту. После его проведения выявленные нарушения будут устранены полностью. Представитель 3-го лица - Министерства образования и науки по доверенности Мокрова С.А. показала, что Министерство образования и науки осуществляет возложенные на него обязанности по финансированию школы в полном объёме, осуществляя финансирование школы в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета, в размере сумм, указанных в смете расходов школы. Финансирование школы осуществляется согласно утверждённых <данные изъяты> нормативов, в зависимости от количества воспитанников (обучающихся). Кроме того, дополнительно на проведение капитального ремонта и мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства по статьям расходов 225 (работы и услуги по содержанию имущества) и 226 (прочие расходы и услуги) министерством школе выделено: в 2010 году 750000 рублей (распоряжение от 29.03.10г. №22-р); в 2011 году - 40 005 000 рублей (распоряжение от 31.12.10г. №992-р). Считает, что со стороны школы отсутствует бездействие в виде непринятия мер по обеспечению требований пожарной безопасности. Большая часть нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства была устранена школой ещё до обращения прокурора в суд. Школе выделены денежные средства, в том числе для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В настоящее время школой в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ от 21.07.05г. осуществляется процедура размещения заказа на выполнение работ по капитальному ремонту зданий школы, в ходе которого будут устраняться, в том числе нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Для соблюдения процедуры размещения заказа, заключения контракта, выполнения работ потребуется время. Таким образом, отсутствуют основания считать, что школа бездействует и не принимает мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Школа и без судебного решения будет устранять нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, тем более что ещё не истёк указанный в предписании органов Роспотрбнадзора срок для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства - 01.09.11г. Суд, выслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению. Согласно Уставу спецшкола является юридическим лицом, учредителями спецшколы являются министерство образования и науки и министерство имущественных отношений . Имущество Спецшколы, закрепленное за ней на праве оперативного управления, является собственностью <данные изъяты>. Спецшкола несёт ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закреплённой за ней собственности. Контроль деятельности спецшколы в этой части осуществляется министерством имущественных отношений . К компетенции министерства образования и науки относится финансовое обеспечение Спецшколы на основе государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, утверждаемых постановлением Правительства <данные изъяты>. В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1 к компетенции образовательного учреждения относится: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учёбы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений. Обязанности по финансированию спецшколы министерство образования и науки выполняет в полном объёме, осуществляя финансирование спецшколы в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета, в размере сумм, указанных в смете расходов спецшколы. С учётом изложенного, суд приходит к следующему: поскольку здание спецшколы находится в собственности <данные изъяты> и министерства имущественных отношений, то в соответствии со ст. 210 ГК РФ именно министерство имущественных отношений несёт бремя содержания данного имущества. Доводы ответчиков о том, что из всех пунктов выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологических правил и норм на данный момент 21 выполнено, срок их устранения, согласно предписанию от 02.02.11г., не истёк, а поэтому нельзя сказать, что они бездействуют, суд считает не состоятельными по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, нарушения, которые на данный момент устранены, являются текущими, а оставшиеся нарушения требуют капитального вложения, на протяжении нескольких лет не устраняются, и создают реальную угрозу. При установленных обстоятельствах суд считает необходимым признать бездействие Министерства имущественных отношений и Государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школы по непринятию мер об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в Государственном специальном учебно-образовательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением - специальная общеобразовательная школа незаконным и обязать Министерство имущественных отношений и Государственное специальное учебно-образовательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением - специальная общеобразовательная школа устранить оставшиеся нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков необходимо взыскать в доход государства госпошлину в сумме 2000 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковое заявление Прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Министерству имущественных отношений , Государственному специальному учебно-образовательному учреждению для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школе удовлетворить. Признать бездействие Министерства имущественных отношений и Государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школы в виде непринятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным. Обязать Министерство имущественных отношений и Государственное специальное учебно-воспитательного учреждение для детей и подростков с девиантным поведением - специальную общеобразовательную школу устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в Государственном специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школе , а именно: - организовать горячее водоснабжение в умывальных, столовой; - оборудовать туалетные унитазами и закрывающимися кабинами, отремонтировать не функционирующую чашу Генуа; - разместить воспитанников в спальне в соответствии с требованиями; - привести гигиеническое покрытие полов (линолеум), стен (штукатурка) в спальных помещениях и учебных кабинетах в соответствие с требованиями; - соблюдать воздушно-тепловой режим во всех учебных комнатах (мастерская на первом этаже, кабинет музыки); - оборудовать нагревательные приборы системы отопления защитными деревянными решетками; - оснастить классные доски в учебных кабинетах софитами; - установить раковины для мытья рук в каждом цехе; - привести в соответствие с требованиями набор помещений медицинского пункта; - привести в соответствие с требованиями приемное отделение в спецшколе (по составу помещений). Взыскать с министерства имущественных отношений в доход государства госпошлину в сумме 2000 рублей. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательном виде. Председательствующий: судья Е.В.Корноухова