О призн.незакон.действий по размещ.полигона для хранен, переработки, захоронен.твёрд.быт.отходов произв-ва и потребл-я, запрещен.осуществл.приёма тв.быт.отходов произв-ва для их хранен, перераб, захоронен и освоб от тв.бытовых отходов зем.участка



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Октябрьск.                                                                            7 июля 2011 года.

Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Корноуховой Е.В., при секретаре Лабзиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русина В.В. к МУП «Жилищное управление» о признании незаконными действий МУП «Жилищное управление» по размещению полигона для хранения, переработки, захоронения твёрдых бытовых отходов производства и потребления, о запрещении осуществлять приём твёрдых бытовых отходов производства и потребления для их хранения, переработки, захоронения, возложении обязанности освободить земельный участок от ранее принятых на хранение, переработку и захоронение твёрдых бытовых отходов производства и потребления,

у с т а н о в и л:

Русин В.В. обратился в суд к МУП «Жилищное управление» о признании незаконными действий МУП «Жилищное управление» по размещению полигона для хранения, переработки, захоронения твёрдых бытовых отходов производства и потребления на площадке <адрес>, о запрещении осуществлять приём твёрдых бытовых отходов производства и потребления для их хранения, переработки, захоронения на указанном земельном участке, возложении обязанности освободить земельный участок от ранее принятых на хранение, переработку и захоронение твёрдых бытовых отходов производства и потребления. В судебном заседании Русин В.В. поддержал свои требования и показал, что на протяжении нескольких лет отходы производства и потребления <адрес> вывозятся на площадку <адрес>, то есть фактически создан постоянно действующий полигон по хранению отходов, который находится на господствующей высоте над <адрес>. В результате бесконтрольности со стороны ответчика там систематически возникают пожары, клубы ядовитого дыма накрывают город. Продукты гниения под воздействием ветра также попадают в город, дикие и безнадзорные животные растаскивают пищевые отходы, создавая угрозу эпидемии. Указанные нарушения посягают на гарантированные ему ст. 42 Конституции РФ права на благоприятную окружающую среду. В силу требований ст.3 Федерального Закона от 10.01.02г..№7-ФЗ «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Действующим законодательством обязанность по организации сбора и вывоза мусора с территории города возложена на органы местного самоуправления. На территории <адрес> обязанность по организации сбора и вывоза мусора возложена на МУП «ЖУ». В нарушение Федерального закона от 08.08.01г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности МУП «ЖУ» не имеет такой лицензии, да и объектов размещения отходов, отвечающих требованиям ст. 12 ФЗ от 24.08.98г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территории <адрес> не имеется. Постановлением Главы от ДД.ММ.ГГГГ определено место временного складирования и хранения отходов производства (временное складирование - накапливание отходов допускается на срок не более чем шесть месяцев), ответчик же незаконно создал в районе <адрес> постоянно действующий полигон для хранения отходов. Кроме того, в нарушение действующего законодательства, земельный участок, куда вывозятся отходы, не обустроен надлежащим образом. Одним из доказательств нарушения МУП «ЖУ» правовых норм об обращении отходов являются материалы проверки Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды , проведённой по его обращению как директора ООС «Центр общественного самоуправления «Чистый город». Проверкой установлено, что ответчик не соблюдает требования, установленные федеральным законодательством в области обращения с отходами производства и потребления, за что директор МУП «ЖУ» привлечён к административной ответственности. Несмотря на заявления ответчика о том, что отходы не перерабатываются, свалка регулярно горит.

Представитель ответчика по доверенности Крайнов Р.В. иск не признал и показал, что на основании постановления Главы от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Жилищное управление» осуществляет вывоз твёрдых бытовых отходов (далее ТБО) с территории <адрес> в место временного складирования (<адрес>) и обслуживает данное место. Министерство природопользования лесного хозяйства и охраны окружающей среды постановлением по делу об административном правонарушении наложен штраф в размере 10000 рублей на директора МУП «ЖУ» за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства или иными опасными веществами. В настоящее время МУП «ЖУ» оформило лицензию на сбор и транспортировку ТБО и проводятся переговоры с МУП «Экопром» о размещении ТБО, образованных населением <адрес>, на полигоне <данные изъяты>. Кроме того, МУП «ЖУ» не осуществляет переработку ТБО.

Представитель администрации по доверенности Грибкова Г.В., считая иск необоснованным, показала, что в соответствии с постановлением Главы от ДД.ММ.ГГГГ МУП «ЖУ» обязано обеспечить установку контейнеров под складирование отходов производства и потребления на территории городского округа; организовать вывоз, содержание места временного складирования и хранения отходов производства и потребления. Данное постановление не обжаловано в установленном законом порядке, не отменено, то есть является действующим правовым актом органа местного самоуправления, подлежащим неукоснительному исполнению. В настоящее время МУП «ЖУ» получена лицензия на сбор и транспортировку ТБО. В связи с изложенным деятельность МУП «ЖУ» по сбору и транспортировке ТБО является законной. Деятельность по переработке ТБО МУП «ЖУ» не осуществляется. В свою очередь администрацией с 2006 года была начата и ведётся работа по приведению в надлежащее состояние свалки ТБО, находящейся в районе <адрес>. В 2010 году по заказу МУ «Комитет по архитектуре, строительству, ЖКХ, энергетике и транспорту администрации » Фондом социально-экологической реабилитации разработана «Генеральная схема очистки территории <адрес>», в рамках которой проведён расчёт стоимости работ по ликвидации несанкционированных свалок и полной рекультивации полигона. Ориентировочные затраты на централизованный вывоз накопленных на несанкционированных свалках отходов составляет около 600,0 тыс. рублей. Значительно более сложной задачей является организация работ по рекультивации основного места размещения ТБО (<адрес>). За период эксплуатации на площади более 3 га там накоплено более 15 тыс.м3 отходов. Реабилитация этой территории возможна только методом полной рекультивации без вывоза свалочного тела, с техническим и биологическим экранированием привозными компостами. По данным расчёта ООО <данные изъяты> удельные затраты на рекультивацию 1 га составит 4,5 млн.рублей. На полную рекультивацию свалки потребуется 14 млн. рублей. В связи с тем, что данные затраты значительны для бюджета <адрес>, являющегося субсидируемым, администрацией ведётся работа по решению вопроса о выделении денежных средств из областного бюджета путём включения мероприятий по рекультивации существующей свалки в районе <адрес> в областную программу «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирования кластера использования вторичных ресурсов на территории на 2010-2012 годы и на период до 2020г. В настоящее время в целях организации начала работ по рекультивации места размещения ТБО в районе <адрес> МУП «Жилищное управление» ведётся работа по оформлению договора с ООО <данные изъяты> о размещении ТБО, образованных в <адрес>, на полигоне <данные изъяты>.

Представитель муниципальной экологической службы администрации Коклюхина Л.Ю. показала, что с ДД.ММ.ГГГГ Законом области от 06.04.10г. №36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» муниципальной экологической службе переданы отдельные государственные полномочия, в том числе полномочия государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных, биологических и медицинских отходов). В соответствии со списком конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждённым приказом Минприроды России от 09.12.10г. №545, МУП «Жилищное управление» подлежит федеральному экологическому контролю. В 2010г. министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования проводило внеплановую проверку деятельности МУП «Жилищное управление» по соблюдению требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами. По результатам проверки выдано предписание по устранению выявленных нарушений в срок до 31.12.11г. Таким образом, в течение текущего года контроль за деятельностью МУП «ЖУ» по соблюдению требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами осуществляет министерство.

Из Управления Росприроднадзора поступило сообщение о проведении внеплановой проверки МУП «Жилищное управление» согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ Представитель Управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил, хотя о дате, времени и месте судебного разбирательства был извещён надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения сторон, представителей третьего лица, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от 10.01.02г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В силу ст.7 указанного Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 3 ст.8 Федерального закона от 24.06.98г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.п. 24,25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.00г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по организации сбора и вывоза мусора с территории города.

Постановлением Главы от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении мест временного складирования и хранения отходов производства и потребления» определено место временного складирования и хранения отходов производства и потребления - участок в районе <адрес>, с кадастровым номером 63:05:01 04 002:0125, площадью 31000, кв.м.; организация вывоза, содержание места временного складирования и хранения отходов производства и потребления возложены на МУП «Жилищное управление» .

В судебном заседании установлено, что вывоз отходов производства и потребления с территории <адрес> на участок в районе <адрес> производится на протяжении многих лет, что подтверждается показаниями сторон и свидетелей. Так по утверждению представителя администрации работа по приведению в надлежащее состояние свалки ТБО ведётся с 2006 года, накоплено более 15тыс.м3 отходов. Допрошенные в качестве свидетелей жители улиц, расположенных в непосредственной близости от свалки, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, показали, что жить в районе свалки невозможно, так как она почти постоянно горит, люди вынуждены ходить в марлевых повязках, а при сильном ветре запах дыма и горения отходов распространяется на большую территорию города. Никаких доказательств законности существования свалки ТБО столь длительный период ответчик не представил, поэтому постановление Главы от ДД.ММ.ГГГГ лишь временно «узаконило» фактически незаконную деятельность МУП «ЖУ». Учитывая, что в силу ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускается временное складирование отходов - на срок не более чем шесть месяцев, в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ссылка ответчика на указанное постановление Главы вообще не состоятельна, так как истёк шестимесячный срок временного хранения отходов, а специально оборудованной площадки в соответствии с требованиями законодательства в районе <адрес> никогда не было и нет. Последнее подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Заместителем главного государственного инспектора по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов установлено: открытая площадка, выделенная под временное хранение отходов находится не с подветренной стороны по отношению к жилой застройке, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, по периметру площадки отсутствует ограждение. Ссылка представителя третьего лица на контроль министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования за деятельностью МУП «ЖУ» по соблюдению требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами, также свидетельствует о незаконности деятельности ответчика в указанной области.

Таким образом, представители ответчика и третьего лица, не признавая иск, фактически подтверждают наличие проблемы: существование незаконной свалки ТБО, которая образовалась в результате деятельности МУП «Жилищное управление». При таких обстоятельствах, суд считает иск в части признания незаконными действий МУП «ЖУ» по размещению полигона для хранения, переработки ТБО производства и потребления на площадке <адрес>; о запрещении приёма ТБО производства и потребления для их хранения и переработки на указанной площадке; возложении обязанности освободить от ранее принятых на хранение, переработку ТБО производства и потребления площадку южнее трассы и западнее Аиповского спуска, подлежащим удовлетворению. Принимая во внимание, что рекультивация основного места размещения ТБО - дорогостоящее мероприятие, то его исполнение следует соотнести с исполнением областной программы «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирования кластера использования вторичных ресурсов на территории <адрес> на 2010-2012 годы и на период до 2020г.».

Истец, заявляя о признания незаконной деятельность МУП «ЖУ» по транспортированию, приёму, хранению, переработке опасных отходов производства и потребления в связи с отсутствием лицензии на указанный вид деятельности, не представил доказательств осуществления ответчиком такой деятельности. Как следует из показаний представителя муниципальной экологической службы, на свалке нет опасных отходов производства и потребления, пластик, на наличие которого указывал истец, относится к 4 классу опасности отхода для окружающей природной среды.. Кроме того, к моменту рассмотрения настоящего дела, МУП «Жилищное управление» оформило лицензию на сбор и транспортировку ТБО (лицензия от ДД.ММ.ГГГГ). Факт переработки ТБО в судебном заседании также не установлен. Поэтому иск в указанной части удовлетворению не подлежит.      

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Русина В.В. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия МУП «Жилищное управление» по размещению полигона для хранения, переработки твёрдых бытовых отходов производства и потребления на площадке <адрес>, определённой Постановлением Главы от ДД.ММ.ГГГГ

Запретить МУП «Жилищное управление» осуществлять приём твёрдых бытовых отходов производства и потребления для их хранения, переработки на площадке <адрес>, определённой Постановлением Главы от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать МУП «Жилищное управление» освободить от ранее принятых на хранение, переработку и захоронение твёрдых бытовых отходов производства и потребления площадку <адрес>, определённой Постановлением Главы от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с разработанной программой «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирования кластера использования вторичных ресурсов на территории <адрес> на 2010-2012 годы и на период до 2020г.». В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: судья                             Е.В. Корноухова.