Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 10 октября 2011 года г. Октябрьск Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Головой Т.А., при секретаре Молодкиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Русина В.В. к Главе г.о. Октябрьск о признании незаконными действий Главы администрации г.о. Октябрьск по размещению полигона для хранения, переработки, захоронения твёрдых бытовых отходов производства и потребления, о запрещении Главе администрации г.о. Октябрьск осуществлять приём твёрдых бытовых отходов производства и потребления для их хранения, переработки, захоронения и о возложении на Главу администрации г.о. Октябрьск обязанности освободить площадку южнее трассы и западнее Аиповского спуска от ранее принятых на хранение, переработку и захоронение твёрдых бытовых отходов производства и потребления, у с т а н о в и л: Русин В.В. обратился в суд с иском к Главе г.о. Октябрьск, в котором просил признать незаконными действия администрации г.о. Октябрьск по размещению полигона для хранения, переработки, захоронения твёрдых бытовых отходов производства и потребления на площадке южнее трассы и западнее Аиповского спуска; запретить администрации г.о. Октябрьска осуществлять приём твёрдых бытовых отходов производства и потребления для их хранения, переработки, захоронения; обязать администрацию г.о. Октябрьск освободить земельный участок от ранее принятых на хранение, переработку и захоронение твёрдых бытовых отходов производства и потребления и привлечь к административной ответственности должностных лиц, действия которых послужили причиной незаконного размещения полигона для хранения, переработки, захоронения твёрдых бытовых отходов производства и потребления на площадке южнее трассы и западнее Аиповского спуска. В судебном заседании Русин В.В. уточнил исковые требования и просил: признать незаконными действия Главы администрации г.о. Октябрьск Самарской области по размещению площадки для хранения, переработки твёрдых бытовых отходов производства и потребления на площадке южнее трассы и западнее Аиповского спуска на земельном участке площадью 31000 кв.м.; обязать Главу администрации г.о. Октябрьск запретить осуществлять прием твердых бытовых отходов производства и потребления для их хранения, переработки, захоронения; обязать Главу администрации г.о. Октябрьск обеспечить контроль за освобождением площадки южнее трассы и западнее Аиповского спуска от ранее принятых на хранение, переработку и захоронение твёрдых бытовых отходов производства и потребления. В части привлечения к административной ответственности должностных лиц, действия которых послужили причиной незаконного размещения полигона для хранения, переработки, захоронения твёрдых бытовых отходов производства и потребления на указанном земельном участке Русин В.В. отказался и показал, что на протяжении долгого времени отходы производства и потребления г.о. Октябрьск вывозились на площадку в районе южнее трассы и западнее Аиповского спуска. В настоящее время после решения суда по его иску к МУП «Жилищное управление», удовлетворенному в части признания незаконными действий МУП «ЖУ», о запрещении осуществлять прием твёрдых бытовых отходов производства и потребления для их хранения, переработки, захоронения и об обязании МУП «ЖУ» освободить земельный участок от ранее принятых на хранение, переработку и захоронение твёрдых бытовых отходов производства и потребления, вывоз отходов прекратился. В соответствии с п.3 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами, в том числе организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Специально оборудованной площадки в соответствии с действующим законодательством на земельном участке не было и нет. Выделенная под временное хранение площадка находится не с подветренной стороны по отношению к жилой застройке, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, по периметру площадки отсутствует ограждение. Таким образом, действия администрации выразились в незаконном размещении полигона для хранения отходов на площадке в районе южнее трассы и западнее Аиповского спуска в г. Октябрьск, который в соответствии с постановлением Главы г.о. Октябрьск от 05.04.10г. № должен был быть местом временного складирования и хранения отходов производства, то есть не более чем на шесть месяцев. После того как вывоз отходов на указанный земельный участок прекратился, администрацией г.о. Октябрьск не были предприняты меры к освобождению площадки в районе южнее трассы и западнее Аиповского спуска в г. Октябрьск от ранее принятых на хранение, переработку и захоронение твердых бытовых отходов производства и потребления. В результате чего были нарушены его права и законные интересы, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Просит удовлетворить его требования в полном объёме. Представитель ответчика по доверенности Грибкова Г.В. в судебном заседании с исковыми требованиями Русина В.В. с учетом уточнения не согласилась и показала, что истец требует признать незаконными действия Главы администрации городского округа Октябрьск по размещению полигона для хранения, захоронения твердых бытовых отходов производства и потребления на площадке южнее трассы и западнее Аиповского спуска. Однако, полигон- это комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающих защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующих распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Земельный участок южнее трассы и западнее Аиповского спуска является санкционированной свалкой, расположенной на расстоянии 2,4 км от города Октябрьска, что подтверждается письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области от 30.08.2011 года №. ТБО складировались на данном земельном участке, ранее располагавшемся на землях Сызранского района и принадлежащем СМУП «Экопром». В 2005 году на основании закона Самарской области «Об утверждении границ городского округа Октябрьск Самарской области» от 28.02.2005 года № 65-ГД данный земельный участок, с имеющейся свалкой, вошел в границу городского округа Октябрьск. Эксплуатация указанной свалки осуществлялась более 50 лет. Это санкционированная свалка временного хранения отходов - допустимый срок временного складирования отходов не более 7 месяцев. Таким образом, должностные лица Администрации городского округа, не несут никакой ответственности за размещение свалки. Администрацией городского округа Октябрьск с 2006 года была начата и ведется работа по приведению в надлежащее состояние свалки ТБО, находящейся в районе Аиповского спуска. В 2008 году по заказу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области начата работа по формированию областной целевой программы «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области на 2010-2012 годы и на период до 2020 года». Согласно перечню программных мероприятий на 2012-2014г.г. планируется проектирование и строительство перегрузочного пункта с элементами сортировки твердых бытовых отходов вблизи г.о. Октябрьск, на 2013-2020г.г. планируется разработка проектно-сметной документации и производство работ по рекультивации массивов существующих объектов размещения отходов для муниципальных образований Самарской области. Решением Октябрьского городского суда от 07 июля 2011 года удовлетворены аналогичные требования Русина В.В. к МУП «Жилищное управление». Данное решение не обжаловано, вступило в законную силу, и в настоящее время прием ТБО на свалке не осуществляется. В связи с этим аналогичные требования к Администрации городского округа Октябрьск являются незаконными, так как в целях решения вопроса местного значения по организации деятельности в области обращения с отходами Администрацией г.о. Октябрьск было создано муниципальное унитарное предприятие «Жилищное управление», которое действующее и в настоящее время имеет лицензию на вывоз ТБО. Просит в удовлетворении исковых требований Русина В.В. отказать. Представитель муниципальной экологической службы администрации г.о. Октябрьск Коклюхина Л.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями Русина В.В. с учетом уточнения не согласилась и показала, что эксплуатация свалки южнее трассы и западнее Аиповского спуска осуществлялась более 50 лет. Это санкционированная свалка временного хранения отходов - допустимый срок временного складирования отходов не более 7 месяцев. В 2005 году данный земельный участок с имеющейся свалкой, вошел в границу г.о.Октябрьск. С 2010 года начала работу областная целевая программа «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области», в рамках которой в 2013-2020 годах запланирована разработка проектно-сметной документации и производство работ по рекультивации массивов существующих объектов размещения отходов для муниципальных образований Самарской области. В настоящее время приём твёрдых бытовых отходов не осуществляется, но для рекультивации мусора необходимы деньги. Они обращались в ОП №33, свалка охраняется, были случаи, привлечения к административной ответственности людей привозивших мусор, так же был привлечен к административной ответственности сторож свалки. Работы ведутся. В настоящее время вывоз мусора осуществляется в г.о.Сызрань. Полигона для хранения, переработки, захоронения твёрдых бытовых отходов производства и потребления на площадке южнее трассы и западнее Аиповского спуска нет, полигон это объект капитального строительства. Все возможное администрация г.о.Октябрьск делает. Заключила договор с Сызранской компанией по вывозу мусора из г.о.Октябрьск, а так же обращалась с письмами к и.о. министру лесного хозяйства и Думу г.о.Октябрьск. Просит в удовлетворении исковых требований Русина В.В. отказать. Представитель МУП «ЖУ» Крайнов Р.В. в судебном заседании с исковыми требованиями Русина В.В. с учетом уточнения не согласился и показал, что есть решение суда от 07.07.2011 года, которое в настоящее время исполнено. Данное обстоятельство подтверждается прекращенным исполнительным производством. С 2010 года начала работу областная целевая программа «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области» в рамках которой в 2013 -2020 годах запланирована разработка проектно-сметной документации и производство работ по рекультивации массивов существующих объектов размещения отходов для муниципальных образований Самарской области. Считает, что предмета спора нет. Свидетель К. в судебном заседании показал, что он проживает с 1992 года в г.Октябрьске. Он считает, что свалку нужно убирать, так как все отходы стекают в р.Волга, земля травится. Происходят возгорания, как сами по себе, так и при поджогах бомжами, выделяется угарный газ, дышать нечем. У него дом третий с начала улицы. Когда он только начал жить в доме, свалка была расположена дальше к трассе, мусор увозился. Со стороны Администрации меры принимались по вывозу мусора, в настоящее время мусора стало больше, его уже видно из дома. Свидетель Б. в судебном заседании показала, что она проживает рядом со свалкой с 1998 года. Летом свалка часто горит, летят хлопья, дышать нечем, неприятный запах. За время проживания у нее возникла проблема с горлом. По предположению врачей у нее аллергия из-за того, что она живет рядом со свалкой и дышит угарным газом. Она неоднократно звонила в экологическую службу. Она считает, что Администрация г.о.Октябрьск имеет отношение к свалке. В настоящее время мусор возят на свалку, но редко. Свидетель Г. в судебном заседании показала, что она проживает с 1983 года в г.Октябрьске. Свалка образовалась в 1990 году. Она считает, что свалку нужно убирать, так как все отходы стекают вниз, земля травится, огороды заражены, все культурные насаждения пропадают, гибнет скот. Происходят возгорания, как сами по себе, так и при поджогах бомжами. Выделяется угарный газ, дышать нечем. У нее дом расположен в 500 метрах от свалки. После 06.07.2011 года прием мусора на свалку запрещен, стоит щит о запрещении приема мусора, в настоящее время все хорошо. По поводу свалки она лично обращалась в Администрацию города, в экологическую службу она не обращалась. Свидетель К.И. в судебном заседании показала, что она проживает рядом со свалкой 4 года. Летом свалка часто горит, дышать нечем. Из-за неприятного запаха окна и двери в доме постоянно закрытые. Они постоянно болеют из-за этого. В этом году она сама лично звонила в пожарную часть и вызывала пожарных. Тушить пожар приезжают пожарные, все слышно, ночами они не спят. В 2010 году и 2011 году жильцы их улицы писали заявления санитарному врачу Р., которые она подписывала, но ответов они не получили. В начале сентября свалка еще горела, и осуществлялся прием мусора, и она функционировала, она звонила в милицию, но заявление от них не приняли. Свидетель К.А. в судебном заседании показала, что свалка находится в конце улицы. Свалка постоянно горит. Дышать на улице нечем, в доме окна и двери постоянно закрыты, они часто болеют. Суд, выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от 10.01.02г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В силу ст.7 указанного Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.98г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно пункту 18 части 1 статьи 14, пунктам 24,25 ст.16Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Из положений данной статьи также следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования. Данным Федеральным Законом организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а в соответствии с Уставом г.о. Октябрьск Глава г.о.Октябрьск является лицом, возглавляющим Администрацию г.о.Октябрька, издающим постановления и распоряжения по вопросам местного значения и обеспечивающим осуществление органами местного самоуправления решений местного значения, связанных с осуществлением полномочий, переданных федеральными законами органам местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что 05.04.10г. Главой г.о. Октябрьск было вынесено постановление № «Об определении мест временного складирования и хранения отходов производства и потребления», согласно которому определено место временного складирования и хранения отходов производства и потребления - участок в районе южнее трассы и западнее Аиповского спуска в городском округе Октябрьск, с кадастровым номером 63:05:01 04 002:0125, площадью 31000, кв.м.. Обязанность по организации вывоза, содержания места временного складирования и хранения отходов производства и потребления возложена на МУП г.о. Октябрьск «Жилищное управление». Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов - временное складирование отходов предусмотрено на срок не более чем шесть месяцев в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Доказательств законности существования свалки ТБО столь длительный период ответчиком не представлено. В судебном заседании представители Администрации подтвердили, что допустимый срок временного складирования отходов не более 7 месяцев, поэтому деятельность администрации г.о. Октябрьск по размещению свалки для хранения, переработки, захоронения твёрдых бытовых отходов производства и потребления на площадке южнее трассы и западнее Аиповского спуска нельзя считать законной. Доводы представителя ответчика о том, что эксплуатация свалки на указанном земельном участке осуществляется более 50 лет, следовательно, должностные лица Администрации городского округа Октябрьск не несут никакой ответственности за ее размещение не убедительны, поскольку еще в 2005 году на основании закона Самарской области «Об утверждении границ городского округа Октябрьск Самарской области» от 28.02.2005 года № 65-ГД данный земельный участок, с имеющейся свалкой, вошел в границу городского округа Октябрьск, однако администрацией г.о. Октябрьск не принимались меры к ее рекультивации, а наоборот продолжалось ее использование. Также необоснованны доводы представителя администрации г.о. Октябрьск о том, что свалка, расположенная на земельном участке южнее трассы и западнее Аиповского спуска, является санкционированной, что подтверждается постановлением Главы г.о. Октябрьск, так как в соответствии с абз.19 ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» временное складирование отходов должно быть в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Доводы ответчика об отсутствии денежных средств не освобождают их от ответственности поскольку, органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая изложенное, у суда нет оснований полагать, что отсутствие в бюджете денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизацию и переработку бытовых отходов освобождает администрацию г.о.Октябрьска от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции. В судебном заседании установлено, что вывоз отходов производства и потребления с территории г.о. Октябрьск на участок в районе южнее трассы и западнее Аиповского спуска производился на протяжении многих лет. Решением Октябрьского городского суда от 07.07.2011г. были удовлетворены аналогичные исковые требования Русина В.В. к МУП «Жилищное управление» г.о. Октябрьск и МУП «Жилищное управление» г.о. Октябрьск было запрещено осуществлять приём твёрдых бытовых отходов производства и потребления для их хранения, переработки на площадке южнее трассы и западнее Аиповского спуска. В настоящее время приём твёрдых бытовых отходов производства и потребления для их хранения, переработки на площадке южнее трассы и западнее Аиповского спуска не осуществляется, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г.о. Октябрьск от 13.09.2011г. об окончании исполнительного производства, согласно которому исполнительное производство о запрете МУП «ЖУ» осуществлять прием ТБО окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа. Кроме того, имеется постановление о назначении административного наказания, вынесенное в отношении гражданина за осуществление сброса мусора на территории городской свалки г.о. Октябрьск, которая закрыта по решению суда. О закрытии свалки на данный момент подтвердили и допрошенные в судебном заседании свидетели. В связи с изложенным в этой части исковых требований Русину В.В. необходимо отказать, поскольку отсутствует предмет спора. Представители ответчика в судебном заседании подтвердили существование свалки ТБО на протяжении длительного времени (примерно на протяжении 50 лет). С момента издания Постановления Главы г.о. Октябрьск от 05.04.10г. № которым определено место временного складирования и хранения отходов производства и потребления - участок в районе южнее трассы и западнее Аиповского спуска в городском округе Октябрьск, с кадастровым номером 63:05:01 04 002:0125, площадью 31000, кв.м., прошло более года, и свалка продолжала действовать, что является нарушением ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Притаких обстоятельствах, суд считает исковые требвания в части признания незаконными действий Главы администрации г.о. Октябрьск по размещению площадки для хранения, переработки ТБО производства и потребления на площадке южнее трассы и западнее Аиповского спуска в г.о. Октябрьск и о возложении на Главу администрации г.о. Октябрьск обязанности обеспечить контроль за освобождением данной площадки от ранее принятых на хранение, переработку и захоронение ТБО производства и потребления, подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, р е ш и л: Исковые требования Русина В.В. удовлетворить частично. Признать незаконными действия Главы администрации г.о. Октябрьск Самарской области по размещению площадки для хранения, переработки твёрдых бытовых отходов производства и потребления на площадке южнее трассы и западнее Аиповского спуска на земельном участке площадью 31000 кв.м., определенной Постановлением Главы г.о. Октябрьск от 05.04.2010г.. Обязать Главу администрации г.о. Октябрьск Самарской области обеспечить контроль за освобождением площадки южнее трассы и западнее Аиповского спуска, определенной Постановлением Главы г.о. Октябрьск от 05.04.2010г., от ранее принятых на хранение, переработку и захоронение твёрдых бытовых отходов производства и потребления. В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий: судья =Т.А.Голова=