О признании незаконным бездействия по не обеспечению защищённости от проявления терроризма



                                                                      

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 октября 2011 года                                                                   г. Октябрьск Самарской области

          Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Баринова М.А., при секретаре Филатовой О.Е., с участием помощника прокурора Ильичёва Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Государственному специальному учебно-воспитательному учреждению для детей и подростков с девиантным поведением - специальная общеобразовательная школа (Спецшкола ) и Министерству образования и науки о признании незаконным бездействия по не обеспечению защищённости от проявления терроризма в спецшколе ,

у с т а н о в и л:

          Прокурор обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с иском к специальной общеобразовательной школе и просит признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и специальной образовательной школы по не принятию мер по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, антитеррористической защищённости здания и прилегающей к ней территории, а также обязать Министерство имущественных отношений , Специальное общеобразовательную школу устранить нарушения, а именно: устранить недостатки в ограждении и освещении территории спецшколы; установить систему громкоговорящей связи.

Суд во время разбирательства с согласия сторон произвёл замену ненадлежащего ответчика -Министерство имущественных отношений на надлежащего- Министерство образования и науки .

В судебном заседании помощник прокурора Ильичёв Д.А. с учётом замены ответчика, исковые требования поддержал и просит обязать Министерство образования и науки , а так же Специальную общеобразовательную школу обязать устранить недостатки в ограждении и освещении территории спецшколы и установить систему громкоговорящей связи. Дал пояснения аналогичные доводам, изложенные в исковом заявление.

Представитель Государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальная общеобразовательная школа директор Чистова Н.Н. в судебном заседании с иском не согласилась и показала, что в настоящее время в спецшколе проводится капитальный ремонт. Указанные в иске недостатки включены в перечень работ предусмотренных госконтрактом. Капитальный ремонт планируется завершить к 15 ноября 2011 года. Проведение капитального ремонта было запланировано ещё в декабре 2010 года Распоряжением Министерства образования и науки . Государственный контракт был заключен в июле 2011 года. Она считает, что при подаче иска прокурор не учёл, что в спецшколе был запланирован и проводится капитальный ремонт. После проверки не выносилось ни какого предписания, не устанавливались сроки устранения выявленных нарушений. Она считает, что сто стороны спецшколы никакого незаконного бездействия нет.

Представитель Министерства образования и науки по доверенности Хохлова Н.И. в судебном заседании с заявлением прокурора не согласилась и показала, что у прокурора отсутствовали основания для обращения с заявленными требованиями в суд. Обязанности по финансированию школы министерство выполняет в полном объёме, осуществляя финансирование школы в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета в размере сумм, указанных в смете расходов школы. Согласно Распоряжения Министерства образования и науки ДД.ММ.ГГГГ во 2 и 3 кварталах 2011 года министерством было выделено спецшколе денежные средства на разработку проектно-сметной документации и проведение капитального ремонта зданий. Обязанность же по надлежащему освоению выделенных денежных средств. Заключению государственных контрактов и проведению ремонта лежит на Спецшколе. Она считает, что со стороны министерства отсутствует какое-либо бездействие. Она так же считает, что и со стороны Спецшколы отсутствует какое-либо бездействие, так как на момент подачи искового заявления в спецшколе осуществлялся капитальный ремонт здания и прилегающей территории. Она так же считает, что прокурором не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора. Ни каких предписаний с установлением сроков для устранения нарушений со стороны прокурора не выдавалось. Она просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель 3-го лица Министерства имущественных отношений по доверенности Ужакова О.А. с иском не согласилась и просила в удовлетворении иска прокурора полностью отказать, так как прокуратурой не представлено ни одного доказательства, свидетельствующего о нарушении министерством норм действующего законодательства. Она считает Министерство имущественных отношений ненадлежащим ответчиком, а надлежащим является Министерство образования и науки .

Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по доверенности Бочкарёва О.Ю. в судебном заседании показала, что указанные в иске прокурора нарушения не относятся к нарушениям в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает в удовлетворении требований прокурора отказать по следующим основаниям.

22 июня 2011 года межведомственная комиссия в составе работников ОВД и работника прокуратуры произвела обследование объекта: спецшколы расположенной <адрес>. По окончании проверки был составлен акт, в котором были выдвинуты требования к руководителю Спецшколы, а именно: установить систему громкоговорящей связи и устранить недостатки в ограждении и освещении территории Спецшколы.

В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ к компетенции образовательного учреждения относится: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В силу Перечня минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищённости потенциально опасных объектов образования, утверждённого решением антитеррористической комиссией (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) для потенциально опасных объектов является наличие систем громкоговорящей связи.

Согласно Уставу Государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальная общеобразовательная школа , учредителями образовательного учреждения являются Министерство образования и науки и Департамент имущественных отношений .

В судебном заседании установлено, что Министерство образования и науки своим Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило распределение лимитов бюджетных обязательств на 2011 год на проведение капитального ремонта зданий, в том числе и зданий Спецшколы-интерната во 2 и 3 кварталах 2011 года, что подтверждается представленной копией Распоряжения и копией прилагаемого Распределения.

На основании данных документов Специальной общеобразовательной школой был заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ и составлен локальный ресурсный сметный расчёт куда включены работы по установлению громкоговорящей связи и устранению недостатков в ограждении по всему периметру спецшколы.

Срок действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент подачи иска в суд и рассмотрения дела в суде в Спецшколе проводится капитальный ремонт в ходе которого запланировано устранение выявленных нарушений. Окончательные сроки капитального ремонта не истекли.

Кроме того, заслуживает внимание доводы ответчика в той части, что нарушения указанные прокурором в иске, не могут судом расцениваться как нарушения со стороны спецшколы. Документы проверки, проведённой прокуратурой, составлены в неустановленном законом порядке, установленные нарушения не доводились до сведения ответчиков, предписание не выносилось, сроки устранения нарушений не устанавливались. Тем самым не соблюдён порядок оформления указанных нарушений и не соблюдён досудебный порядок, что лишало возможности ответчиков представить свои доводы относительно возможности осуществления устранения недостатков, либо предоставить возможность обжаловать действия.

Так же прокурором не представлено доказательств возможности возложения обязательств по устранению нарушений, отмеченных в иске, на ответчика, так как они затрагивают проведение капитального ремонта, каких-либо заключений компетентных органов не представлено, подтверждающих возможность их устранения своими силами.

В связи с этим доводы истца о том, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены не состоятельны.

На основании выше изложенного, суд полагает, что со стороны спецшколы отсутствует незаконное бездействие по не принятию мер по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, антитеррористической защищённости здания и прилегающей к ней территории.

Что касается требований заявленных к другому ответчику, которые прокурор основывает на незаконном бездействии Министерства образования и науки , то суд полагает они не подлежат удовлетворению.

Финансирование образовательных учреждений, коим является Спецшкола , осуществляется Министерством образования и науки на основе государственных нормативов финансирования образовательных учреждений.

Согласно п. 2.2. Положения о министерстве образования и науки , утвержденного Постановлением Правительства ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение) на министерство возложены обязанности по финансированию в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств.

Согласно п. 6.1. Устава Спецшколы финансовое обеспечение Спецшколы осуществляется министерством образования и науки на основе государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, утверждаемых постановлением Правительства Самарской области (Закон Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов»).

О финансировании образовательных учреждений согласно нормативов также указано в п. 6.1 ч.1 ст. 29 ФЗ «Об образовании» и Уставе учреждения.

Обязанности по финансированию школы министерство выполняет в полном объеме, осуществляя финансирование школы в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета, в размере сумм, указанных в смете расходов школы, согласно нормативам, в зависимости от количества воспитанников (обучающихся), утвержденным Правительством Самарской области.

Согласно п. 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится «невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом., государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами».

Министерство образования и науки своим Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило распределение лимитов бюджетных обязательств на 2011 год на проведение капитального ремонта зданий, в том числе и зданий Спецшколы-интерната во 2 и 3 кварталах 2011 года, что подтверждается представленной копией Распоряжения и копией прилагаемого Распределения.

То есть, Министерство уже осуществило финансирование Спецшколы на проведение капитального ремонта, в том числе и на те нарушения, которые прокурор указывает в иске.

Доводы и основания прокурором о невыполнении Министерством обязанностей, предусмотренных положением, в иске не указываются.

Таким образом, требования прокурора не конкретны, не указано какие действия подлежит произвести каждому из ответчиков, кем должно быть осуществлено финансирование и в каком объёме.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в иске прокурору следует отказать в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Государственному специальному учебно-воспитательному учреждению для детей и подростков с девиантным поведением - специальная общеобразовательная школа и Министерству образования и науки о признании незаконным бездействия по не обеспечению защищённости от проявления терроризма в спецшколе .     

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2011 года.

Председательствующий: судья                                           М.А. Баринов