об освобождении исполнительского сбора



Дело №2-1180/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Осина В.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителя истца Администрации <адрес> - ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика УФССП России по <адрес> - ФИО5, действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Администрации <адрес> к Управлению федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация <адрес> обратилась в суд с иском к Управлению федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обосновании заявленного требования указав, чтоСудебным приставом-исполнителем <адрес> отдела судебных приставов <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации <адрес> в размере 5000 (пять тысяч) рублей за неисполнение исполнительного документа: исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Советским районным судом <адрес>, обязывающего администрацию <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение на семью из одного человека во внеочередном порядке. Просит освободить администрацию <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере (Пять тысяч) рублей, установленного постановлением <адрес> отдела судебных приставов <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №.

Представитель истца - Администрации <адрес> ФИО4 заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО5 исковые требования не призаняла.

Суд, выслушав объяснение представителя истца, доводы представителя ответчика, исследовав и оценив материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.2 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных к непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительное производство № об обязании администрации <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение на семью из одного человека во внеочередном порядке было возбуждено ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации <адрес> направлено требование о необходимости исполнить решение суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ Письмом отдела по жилью администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вх. № судебному приставу-исполнителю было сообщено о том, что предоставить благоустроенное жилое помещение ФИО1 не представляется возможным из-за отсутствия свободного жилья муниципального жилищного фонда для данной категории граждан.

Статьями 8 и 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, и предусмотрен источник финансирования дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение - средства бюджета субъекта Российской Федерации.

Администрация <адрес> является органом местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Передача отдельных государственных полномочий органам самоуправления осуществляется с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств (п.2.ст.132 Конституции РФ).

Статьей 5 Закона Рязанской области от 16.08.2007г. № 105-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Рязанской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" предусмотрено, что органы государственной <адрес> обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми средствами.

Статьей 6 вышеуказанного закона Рязанской области предусмотрен порядок финансирования органов местного самоуправления для реализации ими переданных полномочий: ежегодно предусматриваются денежные средства в законе <адрес> областном бюджете на очередной финансовый год министерству образования <адрес>. Распределение средств по муниципальным образованиям происходит на основании решения Комиссии по выделению средств на приобретение жилья для детей сирот в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Рязанской области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета <адрес> порядке на счета бюджетов городских округов и муниципальных районов Рязанской. Органы местного самоуправления используют полученные средства областного бюджета на приобретение жилья.

Таким образом, закон <адрес> предусматривает, что органы местного самоуправления для реализации государственных полномочий получают адресные, целевые денежные средства от субъекта РФ и именно на них должны приобретаться квартиры для детей сирот. Предоставление детям-сиротам квартир из числа уже имеющихся в муниципальном фонде с последующей компенсацией областным законом не предусмотрено.

В настоящее время отсутствует финансирование Администрации <адрес> для исполнения государственных полномочий по предоставлению жилья детям сиротам субвенции в городской бюджет из областного не поступали, что подтверждается письмом финансово-казначейского управления от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно п.6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п.7 ст. 112 того же закона суд вправе при отсутствии установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Статья 401 ГК РФ устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Оценивая доводы администрации <адрес>, суд считает, что в её действиях нет умысла на неисполнение требований судебного пристава-исполнителя, истец предпринял возможные меры для исполнения его требований, обратившись с письмом № в орган уполномоченный выделять финансовые средства для покупки жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей еще ДД.ММ.ГГГГ, однако в выделении денежных средств ему было отказано.

Безусловно, согласно ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Однако суд считает, что администрация <адрес> в настоящее время объективно не может исполнить требования судебного пристава-исполнителя и предоставить жилое помещение ФИО1, так как субвенции из областного бюджета на приобретение жилья для детей-сирот не поступали.

Требования бюджетного законодательства, не позволяют администрации <адрес> использовать на приобретение такого жилья иные денежные средства. Судебный пристав-исполнитель был проинформирован о причинах неисполнения требования исполнительного документа, однако при принятии решения о взыскании исполнительского сбора указал, что исполнительный документ не исполнен без уважительных причин.

С данным выводом, суд не может согласиться поскольку в действиях администрации <адрес> нет умысла на неисполнение решения суда, приняты меры для того, чтобы его исполнить, в связи с чем считаю, что основания ответственности за нарушение обязательства, предусмотренные ст.401 ГК РФ в данной ситуации отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации <адрес> к Управлению федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить администрацию <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 (Пять тысяч) рублей, установленного постановлением <адрес> отдела судебных приставов <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского Областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья- В.В. Осин