О признании недействительной сделки, совершенной под влиянием заблуждения.



Дело №г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Судья Октябрьского районного суда Приморского края Богинская Н.Г.

при секретаре Петлеван О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глущенко ФИО1 к Абунагимовой ФИО2 о признании недействительной сделки совершенной под влиянием заблуждения.

УСТАНОВИЛ:

Глущенко М.Я. обратилась в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что, являясь вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны, состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 22.03.1989 года, а после получения социальной выплаты приобрела в собственность ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес>, которая в настоящее время находится в собственности дочери Абунагимовой О.Т. по договору дарения, заключенному под влиянием заблуждения.

В судебном заседании Глущенко М.Я. и представитель истца Шумилова О.И. в поддержание заявленного требования о признании договора дарения недействительным пояснили, что Глущенко М.Я. состояла на учете на улучшение жилищных условий как вдова участника Великой Отечественной Войны, а с 2008г. стала проживать в доме-интернате для престарелых и инвалидов в <адрес>. Оформлением документов на получение субсидии для приобретения квартиры занималась по доверенности дочь, Абунагимова О.Т. и 28.10.2009г. состоялась регистрация права собственности на вышеуказанную квартиру. Поскольку в этот период продолжала находиться в доме-интернате для престарелых и инвалидов, то дочь убедила ее в необходимости сдачи в наем приобретенной квартиры. Абунагимова О.Т. не показала квартиру, которую она по доверенности приобрела для нее и предложила продолжать проживать в доме-интернате, а квартиру сдавать в наем. Кроме этого Абунагимова О.Т. убедила, что для оформления найма этой квартиры в пользу других лиц дочери Абунагимовой О.Т. необходимо оформлять какие-то договоры, и для этого ей нужен договор дарения. При этом дочь Абунагимова О.Т. поясняла, что собственник квартиры по прежнему остается она, то есть Глущенко М.Я. Подтверждает то, что подписала договор дарения ДД.ММ.ГГГГ, однако сделала это под влиянием обмана и заблуждения. Не осознавая того, что согласно подписанного ею ДД.ММ.ГГГГ договора дарения квартира перешла в собственность Абунагимовой О.Т., обратилась в Октябрьский районный суд с иском о выселении внуков, то есть детей Абунагимовой О.Т. из квартиры, поскольку намеревалась сама проживать в ней. Из решения суда узнала о том, что не является собственником жилья, однако не согласна с этим, поскольку не предполагала передавать все права собственника в пользу дочери Абунагимовой О.Т. Просит признать договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, как совершенным под влиянием заблуждения относительно его содержания. В настоящее время за период проживания в доме-интернате улучшила свое состояние здоровья и намерена проживать самостоятельно в своей квартире.

Ответчик Абунагимова О.Т. исковые требования не признала и подтвердила в судебном заседании обстоятельства приобретения ее матерью, Глущенко М.Я., квартиры <адрес> на основании социальной выплаты как вдове участника Великой Отечественной Войны. Ответчик пояснила, что на основании доверенности принимала участие в оформлении необходимых документов на получение социальной выплаты, договора купли-продажи квартиры в пользу Глущенко М.Я. Право собственности Глущенко М.Я. на квартиру <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ При заключении договора дарения вместе с матерью Глущенко М.Я. пришли к нотариусу, где она пояснила, что не сможет она проживать в квартире и согласна подарить квартиру. Нотариус разъяснил все необходимые права при заключении договора, который они обе подписали, и просит в иске отказать, поскольку не обманывала и не вводила в заблуждение Глущенко М.Я.

В судебном заседании свидетель Кисурина Т.Ю. пояснила, что работает в отделе социальной защиты населения по Октябрьскому муниципальному району и подтверждает, что с 22.03.1989 года Глущенко М.Я. состояла на учете, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий вдова участника Великой Отечественной Войны. В соответствии с Федеральным законом № 5 от 12.01.1995г. «О ветеранах» Глущенко М.Я. имела право на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. На основании ст. 3 Закона Приморского края от 26.06.2006г. № 389 – КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов на территории Приморского края» Глущенко М.Я. выдано свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ Глущенко М.Я. приобрела за счет средств федерального бюджета квартиру <адрес> в <адрес>. В отдел социальной защиты при оформлении документов обращалась дочь Глущенко М.Я. – Абунагимова О.Т. и подтвердила приобретение жилья для Глущенко М.Я., предоставив копию свидетельства о регистрации права собственности Глущенко М.Я.

В судебном заседании исследованы письменные доказательства, представленные сторонами: свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ удостоверяющее право Глущенко М.Я. на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в размере <данные изъяты> рублей; из копии договора купли-продажи усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи жилого помещения между Батуриной Т.Н. и Абунагимовой О.Т., действовавшей по доверенности от имени Глущенко М.Я.; свидетельством о государственной регистрации права подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации права собственности Глущенко М.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на квартиру <адрес>. К судебному исследованию представлена копия договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Глущенко М.Я. подарила в собственность Абунагимовой О.Т. двухкомнатную квартиру <адрес>, принадлежащую ей на праве личной собственности, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям. В судебном заседании стороны подтвердили обстоятельства приобретения истцом жилого помещения на основании социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5 «О ветеранах» и согласно Закона Приморского края от 26.06.2006г. № 389 – КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов на территории Приморского края».

Суд оценивает как достоверные доводы истца о том, что она в силу возраста, слабого зрения и состояния здоровья не осознавала факт отчуждения в пользу Абунагимовой О.Т. квартиры, а требуемая ответчиком форма воспринималась истцом как условие найма квартиры другими лицами, а не отчуждение полностью в пользу ответчика. Таким образом следует вывод, что истцом во время заключения договора не было достигнуто понимание той цели, которая предусматривалась заключенным договором и при заключении договора истец Глущенко М.Я. имела иную цель, которая не предусматривала отчуждение квартиры в пользу Абунагимовой О.Т. Объективно к такому выводу приводит возраст Глущенко М.Я., ее неспособность самостоятельно читать и оценивать правоустанавливающие документы и при заключении договора отсутствовало третье лицо, которое в полной мере учитывало бы интересы Глущенко М.Я.

Обстоятельства, при которых Глущенко М.Я. обращалась в суд с иском о выселении и в ходе судебного разбирательства убедилась в том, что не является собственником спорной квартиры, суд оценивает как достоверные доказательства, относящиеся к заявленному спору. В дальнейшем, убедившись, что в решении суда ДД.ММ.ГГГГ налицо выявлено преимущественное положение Абунагимовой О.Т., приобредшей по договору дарения в свою собственность квартиру, Глущенко М.Я. обратилась с настоящим иском в суд в защиту своих нарушенных прав. Таким образом, суд приходит к выводу, что при заключении договора дарения имело место заблуждение со стороны дарителя Глущенко М.Я. в содержании и последствиях заключенного договора.

Кроме этого, суд учитывает, что Федеральный закон № 5 от 12.01.1995 г. «О ветеранах» предусматривает обеспечение жилым помещением членов семей умерших ветеранов войны и при этом повторное предоставление такого права не предусмотрено. Лишение права собственности Глущенко М.Я., как вдовы умершего участника Великой Отечественной Войны, может вновь повлечь ее нуждаемость в обеспечении жилым помещением и в этой части следует вывод о том, что цель заключенного договора дарения не соответствует нормам нравственности, поскольку лишает Глущенко М.Я. жилого помещения, приобретенного ею в собственность на основании социальной выплаты.

Руководствуясь ст.ст. 167, 177-178 ГК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Глущенко ФИО1 к Абунагимовой ФИО2 о признании недействительной сделки совершенной под влиянием заблуждения – удовлетворить.

Признать недействительным договор дарения – квартиры <адрес> заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Глущенко ФИО1 и Абунагимовой ФИО2 и внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в запись регистрации № сведения о последствиях недействительности сделки договора дарения с изменением собственника вышеуказанного объекта недвижимости.

Обязать Абунагимову ФИО2 возвратить Глущенко ФИО1 полученную по сделке договору дарения квартиру <адрес>

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд.

Судья Н.Г. Богинская

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>