Гр.дело: № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Загорулько А.В., с участием пом.прокурора Октябрьского района Щанкиной В.В., при секретаре Чекалдиной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию (МУП) «Покровское» о понуждении к устранению нарушений законодательства в области природопользования, У с т а н о в и л: Прокурором Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении населения района, в результате которой установлено, что МУП «Покровское» ненадлежащим образом выполняются обязанности по организации водоснабжения населения в с.Покровка Октябрьского района Приморского края. Прокурор Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в Октябрьский районный суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах населения Покровского сельского поселения Октябрьского района к МУП «Покровское» с требованием о возложении обязанности обеспечить надлежащую организацию водоснабжения населения. Истец просит обязать МУП «Покровское»: разработать и утвердить проект зон санитарной охраны на водозаборе скважин №№ 1193, 1763А, 18/1173, расположенных на территории с.Покровка Октябрьского района Приморского края; получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование требований истец пояснил, что согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны, которые, в соответствии с п.1.5 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02» организуются в составе трех поясов. Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение- защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждой из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Санитарными правилами и нормами установлено, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих её поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. В состав проекта зон санитарной охраны с планом мероприятий должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованны с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, и утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. В результате проведенной проверки установлено, что МУП «Покровское» осуществляет эксплуатацию скважин и забор воды в целях питьевого водоснабжения из трех водозаборных скважин №№ 1193, 1763А, 18/1173 в с.Покровка Октябрьского района. По сообщению Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю на данных источниках централизованного водоснабжения первый пояс зоны санитарной охраны не организован, проект зон санитарной охраны источников водоснабжения не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось, и уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ проект не утверждался, что является нарушением требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Пом.прокурора Октябрьского района Щанкиной В.В., представляющей по поручению интересы Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры, заявленные исковые требования были поддержаны в полном объеме. Представитель ответчика – директор МУП «Покровское» Павлюк В.З. исковые требования прокурора не признал. Пояснил, что МУП «Покровское» занимается эксплуатацией централизованного водоснабжения в с.Покровка Октябрьского района с 01.01.2006 г. Скважины №№ 1193, 1763А, 18/1173 пробурены более 20 лет назад, и работы выполнены с отклонением от действующих санитарных правил и норм. ООО «Фирма Востокбурвод и Анисимов», занимавшееся проектированием зон санитарной охраны (ЗСО), рассмотрев ситуационный план, представленный МУП «Покровское», заявило, что не гарантирует пригодность проекта, т.к. территории проектируемого ЗСО вышеуказанных скважин, проходят через объекты федерального значения. Т.е. первый пояс ЗСО, который составляет радиус 30 метров, проходит в месте расположения автодороги и дамбы, которые не являются собственностью Покровского сельского поселения. При обращении в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю – территориальный отдел в г.Уссурийске, на предмет получения в дальнейшем санитарно-эпидемиологического заключения, получен ответ, о невозможности организации 1-го пояса ЗСО подземных водоисточников. Поэтому считает, что исполнить требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора в настоящее время не представляется возможным. Полагает, что требования п. 1.13 СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предприятие не сможет выполнить в любом случае, т.к. подготовленный проект ЗСО не получит заключение центра гос.санитарно-эпидемиологического надзора по причинам указанным выше, и не будет утвержден в установленном порядке, а предприятие понесет лишь необоснованные материальные затраты. Выход из сложившейся ситуации, это строительство нового водозабора на депрессии, расположенной на юго-востоке населенного пункта. Представитель третьего лица – Покровского сельского поселения Октябрьского района, Макаренко Г.К., действующая на основании доверенности, пояснила, что согласна с требованиями прокурора в части разработки проекта ЗСО и получения заключения центра гос.санитарно-эпидемиологического надзора, т.к. в любом случае необходима организация 1 пояса ЗСО, чтобы избежать загрязнения источников водоснабжения. Однако, полагает, что нельзя вменять в обязанность ответчику утверждение проекта ЗСО, т.к. данный документ может быть не утвержден. Считает, что требование иска в данной части должно обязывать ответчика внести проект на утверждение. Скважины, о которых идет речь в исковом заявлении, находятся в собственности поселения с 2007 г., и переданы в полное хозяйственное ведение МУП «Покровское». Качество воды в данных источниках водоснабжения оставляет желать лучшего. Администрацией поселения обсуждался вопрос о строительстве нового водозабора, но это требует значительных средств, т.к. только проектирование обойдется в сумму более 3 млн рублей. В настоящее время такие средства у поселения отсутствуют. Представитель Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю Берников В.А. пояснил, что Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю не может являться третьим лицом по рассматриваемому спору, т.к. у Управления не имеется материально-правового, либо личного интереса, который основан на связи третьего лица с одной из сторон. Самостоятельные требования у Управления отсутствуют и судебное решение не может повлиять либо затронуть его права. По обстоятельствам дела пояснил, что доводы представителя ответчика являются необоснованными, т.к. в соответствии с п.п. 1.4., 1.6 СанПиНа, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий на которых они расположены. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта с планом мероприятий, который должен иметь заключение центра гос.санитарно-эпидемиологического надзора, после чего утверждается в установленном порядке. Ответчик до настоящего времени не выполнил требования СанПиНа, проект ЗСО не подготовил, поэтому безосновательно утверждает, что не получит заключение Роспотребнадзора, ссылаясь на то, что не возможно организовать 1 пояс ЗСО, который составляет в радиусе 30 метров. Нормами СаПиН предусмотрена возможность уменьшить границы поясов ЗСО, в том числе и 1 пояса до радиуса 10 метров. МУП «Покровское» не принимает никаких мер к организации 1 пояса ЗСО, выполнение работ по которому лежит именно на организации эксплуатирующей скважины. Наличие проекта позволит получить план мероприятий по выполнению соответствующих работ по организации ЗСО. Скважины, которые эксплуатирует ответчик, будут использоваться еще длительное время, т.к. решить вопрос о новых источниках водоснабжения в ближайшее время будет невозможно. Поэтому МУП «Покровское» обязано выполнять требования СанПиН. Выслушав стороны, представителей Покровского сельского поселения и Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу об обоснованности иска, но полагает удовлетворить его частично по следующим основаниям. Согласно ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке. В силу ст. 22 ГПК РФ споры, вытекающие из экологических правоотношений, разрешаются в судах общей юрисдикции. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Указанное право принадлежит неопределенному кругу лиц, в связи с чем прокурор вправе обратиться в суд за защитой указанного права. Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с п.3, 4 ст. 18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Согласно ч. 2 ст.19 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В соответствии с п.п. 1.4, 1.6, 1.12, 1.13, 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов, в каждом из которых устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Санитарными правилами определено, что при организации зон санитарной охраны разрабатывается проект, с определением: границ зоны и ее поясов; плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правил и режима хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. Разработанный проект должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам, после чего утверждается в установленном порядке. Доводы ответчика о том, что проект ЗСО не будет утвержден, т.к. невозможно организовать 1 пояс зон санитарной охраны подземных водоисточников, из которых осуществляется в настоящее время водоснабжение с.Покровка, поскольку граница 1 пояса ЗСО должна находится на расстоянии не менее 30 м. от крайних скважин, а в эту зону попадают объекты федерального значения, ничем не обоснованы. Между тем, согласно п.2.2.1.1. СанПиН, для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, о чем указал в судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора. Судом установлено, что МУП «Покровское» осуществляет эксплуатацию скважин №№ 1193, 1763А, 18/1173 в с.Покровка Октябрьского района Приморского края в нарушение требований законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, т.е. проект зон санитарной охраны указанных объектов не разработан, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, в связи с этим требования истца в части обязывающей ответчика разработать проект зон санитарной охраны вышеуказанных скважин и получить санитарно-эпидемиологическое заключение, подлежат удовлетворению. Однако, требования прокурора, обязывающие МУП «Покровское» утвердить проект ЗСО, по мнению суда, могут быть не исполнимы для ответчика в силу объективных причин, т.к. данный проект может не пройти утверждение в установленном законом порядке в Территориальном агентстве по недропользованию по Приморскому краю. Поэтому суд считает необходимым обязать ответчика разработать и внести на утверждение проект ЗСО. Разработка проекта организации зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, его согласование, утверждение, а также получение санитарно-эпидемиологического заключения является длительной процедурой, в связи с чем требование истца об установлении 6-месячного срока для получения санитарно-эпидемиологического заключения являются убедительными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию (МУП) «Покровское» о понуждении к устранению нарушений законодательства в области природопользования, удовлетворить частично. Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Покровское» разработать и внести на утверждение проект зон санитарной охраны на водозаборные скважины №№ 1193, 1763А, 18/1173, расположенные в с.Покровка Октябрьского района Приморского края, а также получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья А.В. Загорулько