О признании незаконным бездействия администрации Октябрьского МР по непринятию в собственность бесхозяйного гидротехнического сооружения.



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Покровка 10 мая 2011года

Судья Октябрьского районного суда Приморского края Севостьянова Е.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района Приморского края Минаева В.С.

при секретаре Кондратенко И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Октябрьский район Приморского края,

у с т а н о в и л:

Прокурором Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений ( далее - ГТС), в ходе которой были выявлены нарушения, допущенные администрацией муниципального образования Октябрьский район Приморского края.

Прокурор Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ, ст.254-258 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Октябрьского района Приморского края, о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Октябрьский район Приморского края в части непринятия мер по обращению в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения – наливного водоема «Старореченский», расположенного в 6 км от с. <адрес> и о возложении на Администрацию Октябрьского муниципального района обязанности по обращению с соответствующим заявлением в Управление Росреестра.

В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района Минаев В.С., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал и в обоснование заявления пояснил, что согласно Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.15 п.21) и Федерального закона РФ от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на органы местного самоуправления муниципальных образований возложены обязанности по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах муниципального образования, в том числе и в результате аварий гидротехнических сооружений. Одним из основных условий обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, является определение их собственников, а также принятие мер по учету бесхозяйных ГТС. В целях реализации положений ФЗ РФ от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» распоряжением главы администрации края главам муниципальных образований рекомендовано принять меры по определению собственников бесхозяйных ГТС на водных объектах и организовать учет всех бесхозяйных ГТС в соответствующих реестрах имущества. Однако администрацией Октябрьского муниципального района Приморского края меры по выявлению собственника гидротехнического сооружения – наливного водоема «Старореченский», а также по постановке его на учет не принимаются, в связи с чем, не исполняются требования законодательства по обеспечению безопасности данного ГТС.

Представитель администрации муниципального образования Октябрьский район Саполович О.В., действующая на основании доверенности, требования прокурора не признала и пояснила, что Администрация района не знала о проведенной проверке и требований об устранении нарушений законодательства не получала. Считает, что доказательств того, что объект является бесхозяйным, прокурором не представлено. Поскольку наливной водоем «Старореченский», находится на территории Покровского сельского поселения, то требования должны быть заявлены к данному поселению. Не оспаривает, что земли, на которых расположен наливной водоем «Старореченский», находятся в собственности муниципального района и в собственность Покровского сельского поселения не передавались. Полагает, что постановка объекта на учет не сделает его безопасным. При обращении в суд с заявлением прокурор не указал, в чем именно заключается нарушение законных прав и интересов неопределенного круга лиц.

Выслушав старшего помощника прокурора Минаева В.С., представителя администрации муниципального образования Октябрьский район Приморского края Саполович О.В., исследовав представленные материалы, суд удовлетворяет заявление прокурора по следующим основаниям.

Согласно п.21 ст.15 Федерального закона РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Из показаний представителя Администрации муниципального района установлено, что земли, на которых расположен наливной водоем «Старореченский», находятся в собственности муниципального района и в собственность Покровского сельского поселения не передавались.

В качестве доказательства отсутствия сведений о ГТС как о бесхозяйном имуществе прокурором представлена информация Отдела водных ресурсов по Приморскому краю Федерального агентства водных ресурсов, на которое п.1 Постановлением правительства РФ №490 от 23.05.1998 г. «О порядке формирования и ведения российского регистра гидротехнических сооружений» возложена обязанность по ведению и формированию указанного регистра ГТС.

В соответствии со ст.1 и ст.24 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. При этом финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования – является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Одним из основных условий обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, является определение их собственников, а также принятие мер по учету бесхозяйных ГТС. В целях реализации положений ФЗ РФ от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» решением №24 от 13 августа 2007 г. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Приморского края «Об обеспечении безопасности бесхозяйственных гидротехнических сооружений, порядка постановки их на учет» главам муниципальных районов Приморского края было рекомендовано в срок до 01.10.2007 г. рассмотреть вопрос об имеющихся на территории муниципального образования бесхозяйных ГТС, провести их инвентаризацию и комплексное обследование с целью оценки безопасности их эксплуатации и защитной значимости в условиях возможных чрезвычайных ситуаций; акты обследования ГТС представить, в том числе, в Отдел водных ресурсов по Приморскому краю.

Администрация муниципального образования Октябрьский район не выполнила решение № 24 от 13 августа 2007 г.

Гидротехническое сооружение – наливной водоем «Старореченский» до настоящего времени не поставлен на учет как бесхозяйное имущество. Таким образом, требования законодательства по обеспечению безопасности данного ГТС Администрацией Октябрьского муниципального района не выполняются.

В соответствии с ч.3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку гидротехническое сооружение – наливной водоем «Старореченский» - расположен на землях, находящихся в собственности муниципального образования Октябрьский район, суд считает, что именно Администрация Октябрьского муниципального района обязана обратиться в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного.

Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц суд усматривает в том, что передача в собственность гидротехнических сооружений, не имеющих собственника, невозможна без соблюдения требований ч.3 ст.225 ГК РФ, а отсутствие собственника способствует ухудшению технического состояния ГТС, что влечет процесс снижения защищенности населения, народохозяйственных объектов и сельскохозяйственных земель от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (особенно в период прохождения весенних паводков и тайфунов).

Исходя из изложенного, суд признает незаконным бездействие Администрации Октябрьского муниципального района по не обращению с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного гидротехнического сооружения – наливного водоема «Старореченский», и возлагает на Администрацию Октябрьского муниципального района обязанность в течение трех месяцев обратиться с вышеуказанным заявлением в Управление Росреестра по Приморскому краю.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Приморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Октябрьский район Приморского края в части непринятия мер по обращению в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного гидротехнического сооружения – наливного водоема «Старореченский», расположенного на территории в шести километрах от села <адрес> Октябрьского муниципального района Приморского края.

Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Приморского края в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения – наливного водоема «Старореченский», расположенного на территории в шести километрах от села <адрес> Октябрьского муниципального района Приморского края.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме (с 16.05.2011 г.).

Судья Е.Н.Севостьянова