О понуждении к устранеию нарушений законодательства в области природопользования.



Гр.дело:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Покровка 29 апреля 2011года

Октябрьский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Загорулько А.В.,

с участием пом.прокурора Октябрьского района Щанкиной В.В.,

при секретаре Чекалдиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «ОКП» о понуждении к устранению нарушений законодательства в области природопользования,

У с т а н о в и л:

Прокурором Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения ООО «ОКП» законодательства в сфере водных отношений, в ходе которой в деятельности данного предприятия выявлены нарушения закона.

Прокурор Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в Октябрьский районный суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах населения Новогеоргиевского сельского поселения Октябрьского района к ООО «ОКП» с требованием о возложении обязанности обеспечить надлежащую организацию водоснабжения населения.

Истец просит обязать ООО «ОКП»: разработать и утвердить проект зон санитарной охраны на водозаборе скважин №№ 1362, 1142, расположенных на территории с.Фадеевка Октябрьского района Приморского края; получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

В обоснование требований истец пояснил, что согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны, которые, в соответствии с п.1.5 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02» организуются в составе трех поясов. Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение- защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждой из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Санитарными правилами и нормами установлено, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих её поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. В состав проекта зон санитарной охраны с планом мероприятий должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованны с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, и утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ.

В результате проведенной проверки установлено, что ООО «ОКП» осуществляет эксплуатацию скважин и забор воды в целях питьевого водоснабжения из двух водозаборных скважин №№ 1362, 1142 в с.Фадеевка Октябрьского района.

По сообщению Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю на данных источниках централизованного водоснабжения первый пояс зоны санитарной охраны не организован, проект зон санитарной охраны вышеназванных источников водоснабжения ООО «ОКП» не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось, и уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ проект не утверждался, что является нарушением требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Пом.прокурора Октябрьского района Щанкиной В.В., представляющей по поручению интересы Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры, заявленные исковые требования были поддержаны в полном объеме.

Представители ответчика – директор ООО «ОКП» Мисник А.В. и Юрченко Н.Ю. исковые требования прокурора признали частично. Пояснили, что с иском в части разработки и утверждения проекта ЗСО водозаборной скважины № 1362, расположенной в районе сено-товарной фермы с.Фадеевка, а также получении в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологического заключения в шестимесячный срок согласны, а аналогичные исковые требования в отношении скважины № 1142, не признают. В обоснование своей позиции по иску пояснили следующее. ООО «ОКП» занимается оказанием услуг населению Новогеоргиевского сельского поселения по водоснабжения и водоотведению на основании договора, заключенного 01.08.2010 г. с администрацией Новогеоргиевского сельского поселения. По договору им переданы в хозяйственное ведение скважины №№ 1362 и 1142 расположенные в с.Фадеевка. На момент передачи скважина № 1142 находилась в нерабочем состоянии, и до настоящего времени ООО «ОКП» ее не использует. По имеющейся информации скважина не эксплуатируется уже более 10 лет. Никакого оборудования на скважине нет, осталась одна обсадная труба, которая заилена. Для того чтобы произвести промывку трубы, и выполнить другие мероприятия на восстановление эксплуатации скважины, необходимо произвести ее капитальный ремонт, который будет стоить очень дорого, т.к. только промывка обсадной трубы будет стоить от 50 до 70 тысяч рублей. Поскольку труба длительное время не эксплуатировалась, составные ее части могли прийти в негодность, и при продувке и промывке трубы, не исключена вероятность ее повреждения, что может привести к полной непригодности скважины. Капитальный ремонт по условиям договора, должно производить Новогеоргиевское сельское поселение, а таких денег в бюджете поселения нет. Разработка проекта ЗСО не эксплуатируемой скважины обойдется предприятию в сумму около 30 тысяч рублей.

Представитель третьего лица – Глава Новогеоргиевского сельского поселения Октябрьского района Данилина С.Ф., пояснила, что согласна с требованиями прокурора в части разработки проекта ЗСО, его утверждения и получения заключения центра гос.санитарно-эпидемиологического надзора в отношении водозаборной скважины № 1362. В отношении скважины № 1142 исковые требования не признает, т.к. данная скважина более 10 лет не эксплуатировалась, была брошена, и находится в нерабочем состоянии. Никакого оборудования на скважине нет, а водонапорная башня прогнила. Поскольку водопровод от данной скважины также не эксплуатировался длительное время, то трубы также прогнили. О данном факте стало известно от прежних собственников объекта, до его передачи сельскому поселению. Восстанавливать скважину № 1142 экономически не целесообразно, т.к. выгоднее эти средства вложить в бурение и ввод в эксплуатацию новой скважины. Кроме того, скважина № 1142 расположена в районе молочно-товарной фермы, и изначально строилась для нужд совхоза «Фадеевский» (ныне ЗАО «Фадеевское»), а именно, для обеспечения водой МТФ. Поэтому качество воды в скважине может быть не пригодно для целей обеспечения населения питьевой водой. Имеющаяся скважина № 1362 обеспечивает питьевой водой население с.Фадеевка в полном объеме. Обе скважины были переданы в хозяйственное ведение ООО «ОКП», которое осуществляет обеспечение населения с.Фадеевка услугами по водоснабжению и водоотведению на основании договора, заключенного с администрацией поселения.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю Берников В.А. пояснил, что Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю не может являться третьим лицом по рассматриваемому спору, т.к. у Управления не имеется материально-правового, либо личного интереса, который основан на связи третьего лица с одной из сторон. Самостоятельные требования у Управления отсутствуют и судебное решение не может повлиять либо затронуть его права.

По обстоятельствам дела пояснил, что доводы представителей ответчика являются необоснованными, т.к. в соответствии с п.п. 1.4., 1.6 СанПиНа, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий на которых они расположены.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта с планом мероприятий, который должен иметь заключение центра гос.санитарно-эпидемиологического надзора, после чего утверждается в установленном порядке.

Ответчик до настоящего времени не выполнил требования СанПиНа.

Считает, что не зависимо от того, эксплуатируется скважина или нет, ответчик обязан разработать и утвердить на нее проект ЗСО, получить санитарно-эпидемиологическое заключение, т.к. скважина может быть использована в дальнейшем как источник водоснабжения.

Выслушав стороны, представителей Новогеоргиевского сельского поселения и Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке. В силу ст. 22 ГПК РФ споры, вытекающие из экологических правоотношений, разрешаются в судах общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Указанное право принадлежит неопределенному кругу лиц, в связи с чем прокурор вправе обратиться в суд за защитой указанного права.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п.3, 4 ст. 18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно ч. 2 ст.19 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствии с п.п. 1.4, 1.6, 1.12, 1.13, 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов, в каждом из которых устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Санитарными правилами определено, что при организации зон санитарной охраны разрабатывается проект, с определением: границ зоны и ее поясов; плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правил и режима хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. Разработанный проект должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам, после чего утверждается в установленном порядке.

Судом установлено, что ООО «ОКП» осуществляет эксплуатацию скважины № 1362 в с.Фадеевка Октябрьского района Приморского края в нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, т.е. проект зон санитарной охраны указанного объекта не разработан, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, в связи с этим требования истца в части обязывающей ответчика разработать проект зон санитарной охраны вышеуказанной скважины и получить санитарно-эпидемиологическое заключение, подлежат удовлетворению.

Требования прокурора, обязывающие ООО «ОКП» утвердить проект ЗСО, по мнению суда, могут быть не исполнимы для ответчика в силу объективных причин, т.к. данный проект может не пройти утверждение в установленном законом порядке в Территориальном агентстве по недропользованию по Приморскому краю.

Поэтому суд считает необходимым обязать ответчика разработать и внести на утверждение проект ЗСО на водозаборную скважину № 1362.

Разработка проекта организации зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, его согласование, утверждение, а также получение санитарно-эпидемиологического заключения является длительной процедурой, в связи с чем требование истца об установлении 6-месячного срока для получения санитарно-эпидемиологического заключения являются убедительными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

Иск прокурора в части обязывающей ответчика разработать и утвердить проект зон санитарной охраны на водозаборе скважины № 1142, расположенной на территории с.Фадеевка Октябрьского района Приморского края, а также получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, по мнению суда является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

Как следует из пояснений главы администрации Новогеоргиевского сельского поселения и акта обследования скважины на предмет использования от 20.04.2011 г., водозаборная скважина № 1142 была передана в собственность поселения 01.05.2008 г., согласно акту-передачи имущества из собственности Октябрьского муниципального района. В момент передачи, указанная скважина не эксплуатировалась и находится в нерабочем состоянии, т.к. требует больших капиталовложений для ремонта и последующей эксплуатации.

Санитарные правила и нормы 2.1.4.1110-02, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года № 10, определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2 СанПиН).

При этом, согласно п. 1.4 указанных СанПиН, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.11 СанПиН, проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

По смыслу данных норм СанПиН, разработка проекта ЗСО и получение заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляется в отношении проектируемых или используемых (действующих) источников водоснабжения.

Как установлено в судебном заседании, скважина № 1142, находящаяся в хозяйственном ведении ООО «ОКП», более 10 лет не эксплуатируется, законсервирована, в скважине отсутствует оборудование, водонапорная башня и трубы водопровода прогнили, обсадная труба заилена. Как следует из пояснений представителей ответчика и представителя Новогеоргиевского сельского поселения, в дальнейшем эксплуатация данной скважины осуществляться не будет, т.к. данный объект требует капитального ремонта, а предполагаемые на него денежные затраты, выгоднее вложить в создание новой водозаборной скважины.

Разработка проекта ЗСО на не эксплуатируемую скважину, которая не является источником водоснабжения населения питьевой водой, экономически нецелесообразна, поскольку разработка такого проекта требует от ответчика дополнительных материальных вложений.

Кроме того, согласно норм СанПин, соответствующие контролирующие органы, вправе потребовать от ответчика выполнение санитарных мероприятий в пределах первого пояса ЗСО законсервированной скважины № 1142, направленных на охрану объекта и прилегающей территории от загрязнения, и при отсутствии утвержденного проекта ЗСО.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ОКП» о понуждении к устранению нарушений законодательства в области природопользования, удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ОКП» разработать и внести на утверждение проект зон санитарной охраны на водозаборную скважину № 1362, расположенную в с.Фадеевка Октябрьского района Приморского края, а также получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03 мая 2011 года.

Судья А.В. Загорулько